Использование инновационных технологий в организации воспитательной деятельности. Из опыта работы детского клуба "Факел"
статья по теме

Павлова Галина Валентиновна

Творческая деятельность, педагогические технологии, формы и методы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_dk_fakel.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий

в организации воспитательной деятельности.

Из опыта работы детского клуба «Факел».

Выступление педагога-организатора

детского клуба по месту жительства «Факел»

Павловой Галины Валентиновны

 Вся деятельность учреждения дополнительного образования по своей сути является инновационной, т.к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов, форм и методов воспитания юного гражданина России. Я считаю, что инновации в образовании и воспитании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

На примере детского клуба «Факел» хочу поделиться опытом в организации досуговой деятельности в микрорайоне Большая Волга.

(слайд)

Детский клуб «Факел» по месту жительства – учреждение дополнительного образования, одно из структурных подразделений «Центра детского творчества г.Дубны Московской области». Основан 01 ноября 1981г.

        Сегодня детский клуб – это место совместного творчества педагогов, родителей и детей, ежедневная возможность для детей заниматься интересным, творческим делом, возможность гармоничного развития, способность удивляться и удивлять других, познавать окружающий мир и дружить.

(слайд)

Цель работы клуба:

Формирование социально-активной и творческой личности, полезной обществу.

(слайд)

Деятельность клуба направлена на решение задач образования, воспитания, развития личности:

  1. организация внешкольной деятельности учащихся, способствующая развитию их творческого потенциала, расширению кругозора, сохранению здоровья;
  2. создание единого разновозрастного детского коллектива;
  3. формирование личности, готовой к самоопределению и саморазвитию,  приобщение к общечеловеческим ценностям;
  4. решение задач духовно - нравственного, гражданского, интеллектуального и физического развития личности;
  5. адаптация личности к жизни в обществе;
  6. ведение активной работы с общественностью, родителями и детьми по профилактике правонарушений, безнадзорности, вредных привычек;
  7. создание благоприятных условий для совместного труда и  досуга детей и родителей;
  8. укрепление материальной базы творческих объединений и клуба.

(слайд)

Девиз клуба «Добро творить умеем сами своими умными руками. Для нас для всех святое слово – умеешь сам, учи другого».

Детский клуб посещает около 200 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Некоторые из них посещают одно или несколько творческих объединений, другие охвачены организованным досугом и участвуют в праздниках и массовых мероприятиях.

В 2012-13 учебном году количество обучающихся в творческих объединениях -137 человек (28 мальчиков и 109 девочек), из них: 9 ч. – из многодетных семей; 20 ч. – из неполных семей; 1 ч. – на попечении.Количество детей охваченных организованным досугом, но не занимающихся в творческих объединениях  – 32 человека.

Одним из неотъемлемых компонентов деятельности педагогов клуба является инновационная деятельность. Это творческий, исследовательский вид педагогического процесса по использованию передовых  педагогических технологий.

(слайд)

1.Личностно-ориентированное обучение - это обучение, при котором учитываются природные, личностные качества каждого ребенка, используется индивидуальный подход, стимулирующий  активность учащегося и его развитие. Один ребёнок прекрасно усваивает образовательную программу, выполняет прекрасные работы и побеждает в творческих конкурсах. Другой незаменим при организации праздников, является лидером детского коллектива или просто хороший друг.

(слайд)

2.Педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность педагогов и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата широко используется как на занятиях творческих объединений, так и при подготовке мероприятий.

(слайд)

3.Игровая  технология - одна из самых популярных педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании детей. С помощью игры дети лучше усваивают материал, педагог эффективно обучает и одновременно ведёт профилактику переутомления, гиподинамии, вредных привычек. На занятиях в творческих объединениях и мероприятиях клуба используются игры подвижные, дидактические, интеллектуальные, творческие.

(слайд)

4.Технологии развивающего обучения направлены на подготовку детей к самостоятельной, «взрослой» жизни, ответственному принятию решений, стремление к саморазвитию. Мы всегда даём детям возможность проявить инициативу, попытаться самим решить задачу и получить удовольствие от результата.

(слайд)

5.Проблемное обучение. При помощи технологии проблемного обучения мы развиваем познавательную активность, творческую самостоятельность детей, последовательно и целенаправленно выдвигая перед ними познавательные задачи, решать которые им приходится самостоятельно методом проб и ошибок. В таком случае активнее усваиваются знания и закрепляются навыки, развивается познавательный интерес.

(слайд)

6.Технологии дифференциации и индивидуализации– это обучение каждого на уровне его возможности и способностей. Основу дифференцированного подхода составляет знание педагога особенностей ребёнка, его способностей, личностных качеств и социальной адаптированности. В процессе общения с воспитанником необходимо учитывать его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

Я являюсь педагогом-организатором в клубе. Моя основная задача - осуществление организации досуговой деятельности детей. В клубе организую праздники (нахожу и разрабатываю сценарии для них), встречи с разными интересными людьми нашего города, викторины, конкурсы, благотворительные акции, мастер-классы. Вместе с руководителями творческих объединений провожу родительские собрания, консультации, лектории. Курирую спортивную работу в клубе - настольный теннис. Постоянно совершенствуюсь, сейчас прохожу переподготовку в ПАПО по направлению «Педагогика и психология дополнительного образования».

(слайд)

Содержание образования и воспитания в клубе реализуется по двум направлениям:

  • социально-педагогическое;
  • художественно-эстетическое.

Специфика дополнительного образования такова, что позволяет осуществлять «воспитание без назидания», через творческую деятельность детей, включенных в разные объединения по интересам. Данные направления деятельности клуба представлены как в процессе организации досуговой деятельности, так и при реализации образовательных программ в творческих объединениях.

(слайд)

1.Творческое объединение «Эстетика быта». Руководителем объединения являюсь я – Павлова Галина Валентиновна.

На моих занятиях дети знакомятся с нравственно-этической культурой человека,  изготавливают творческие работы из различных материалов и в различных техниках декоративно - прикладного творчества: бумажная пластика, работа с нитками, шерстью. На занятиях использую, в том числе такие инновационные технологии как компьютерные и информационные.

(слайд)

2.Творческим объединением «СемьЯ" руководит известный в городе человек – Беличенко Фаина Степановна. Ее педагогический стаж равен 58 годам. Педагог проводит с детьми беседы о мире, дружбе, познании окружающего мира,  ответственности за свои поступки. Фаина Степановна проводит встречи с ветеранами, укрепляя связь поколений, осваивает компьютерные и информационные технологии.

(слайд)

3.Руководителем творческого объединения «Художественная  вышивка и лоскутная пластика» является Тихомирова Наталья Анатольевна. На занятиях обучение начинается с простейших швов, небольших работ, изучается история возникновения вышивки и лоскутного шитья. После переходят к более сложным техникам, которые позволяют выполнять более серьезные работы. Изделия этого педагога и детей  регулярно выставляются на городских и областных выставках.

(слайд)

4.Творческими объединениями «Юный художник», «Работа с растительными материалами», «Основы дизайна» руководит Сатирос Александра Вячеславовна. Воспитанники Александры Вячеславовны овладевают навыками работы с природным материалом, учатся превращать обычные пучки травы в декоративные композиции, лепить из глины и соленого теста, создавать удивительные панно. Александра Вячеславовна широко применяет компьютерные технологии, постоянно совершенствуется, ищет наиболее эффективные современные формы и методы работы с детьми, успешно их применяет в своей педагогической деятельности. Работы детей этого педагога регулярно занимают призовые места на конкурсах различных уровней.

(слайд)

5.Руководителем творческого объединения «Вокально-инструментальный ансамбль» является Баринова Рита Антано. На занятиях дети изучают музыкальную грамоту и знакомятся с  несколькими музыкальными инструментами. Старшие дети под руководством педагога делают аранжировки песен, сочиняют собственные песни, участвуют в театрализованных музыкальных представлениях, аккомпанируя солистам. Дети работают в современных информационных программах и редакторах. Также в своей работе педагог использует компьютерные и информационные технологии.

Все педагоги клуба владеют компьютерными технологиями, выполняют большую методическую работу при создании дидактического материала, регулярно проводят мастер-классы не только в Центре детского творчества, но и на городских мероприятиях.

Исходя из задач работы клуба, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности.

  1. Гражданско-патриотическое.

(слайд)

Большое внимание в клубе уделяется этому направлению в воспитательной работе. Все мероприятия направлены на воспитание в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, доброту, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением. В рамках мероприятий, посвященных памятным датам военной истории России, ежегодно проходит акция «Никто не забыт, ничто не забыто». Это беседы на тему «Странички истории нашей страны»; экскурсии в  музей Совет ветеранов на Большой Волге; посещение с поднесением цветов к мемориалу «Братские могилы»; встречи с ветеранами Отечественной войны, тружениками тыла; посещение ветеранов на дому с концертами совместно  с работниками социальной службы. Проводятся встречи с ветеранами Афганской войны. Учащиеся творческих объединений изготавливают подарки, сувениры, поздравительные открытки, готовят концертную программу. Ценность этой работы в том, что учащиеся, встречаясь с ветеранами, записывая, собирая исторический материал, узнают много интересного, полезного, изучают историю не только по учебнику, ведь перед ними живые участники исторических событий государства, города. А если ты не знаешь историю своей страны, значит у тебя, нет будущего.

Для воспитания настоящих защитников Отечества и патриотов Родины также проводятся мероприятия, посвященные 23 февраля.  И нас педагогов клуба очень радует активное участие пап воспитанников.

Так же, в воспитательных целях проходят тематические беседы, викторины на тему: уважения к символам и атрибутам Российского государства, изучение гербов русских городов, любви к Отчизне.

  1. Духовно-нравственное.

(слайд)

Духовность-это красота внутреннего мира человека. Составной и основополагающей частью духовности является нравственность. Это определенное состояние развития внутреннего мира человека, его ума, характера, сознания, совести, души, характеризующее уровень его человечности – уровень его отношения к другим людям, к природе, к миру. Уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию, мы проходим православные праздники: «Масленица», «Рождество». Дети должны знать обычаи, традиции своих предков, своего народа. В подготовке и проведении мероприятий активную помощь оказывают родители: пекут блины, делают чучело-масленицу, помогают проводить игры. Вот уже  три года традицией стало проведение акций милосердия: «Рождественский подарок» и  «Пасхальный подарок». Педагоги и учащиеся творческих объединений изготавливают  подарки для детей, находящихся на лечении в городской больнице. Акция проводится совместно с Храмом Всех Святых в Земле Российской просиявших. Интересно  проходят мастер-классы по прикладному творчеству с детьми и их родителями, в отношении которых установлен социальный патронат. Подарками и музыкальными номерами поднимаем настроение пациентам дома-интерната  для престарелых «Рождественский». За вклад в благородное дело коллектив клуба получил благодарственное письмо от сотрудников и пациентов интерната. Увлекательно и познавательно проходят «Праздник  книги», «День защиты детей».

В целях сохранения жизни и здоровья учащихся, предотвращения правонарушений на улице, на дорогах инспектора правоохранительных органов города (инспектор по делам несовершеннолетних, ГИБДД, МВД) проводят беседы и  практические занятия на учебной площадке гимназии №11.

Культурно-эстетическое.

(слайд)

Культурно-эстетическое воспитание направлено на  досуг, приятное и содержательное время препровождение, активный отдых, удовлетворение эстетических потребностей детей.

Клубу 31 год и, конечно, сложились свои традиционные мероприятия культурно-эстетического направления: «С днем рождения, «Факел»!», «Новогодняя елка», «8Марта». Дети очень любят эти праздники и готовятся особенно трепетно.Украшают зал, вместе с родителями шьют костюмы, с удовольствием постигают актерское мастерство. Для расширения кругозора проводятся  тематические беседы, викторины, игры, конкурсы. Мы частые гости в библиотеке на Большой Волге. Ребят приглашают для ознакомления с книжными новинками, для бесед по истории, искусству, экологии, о родной природе. Организуются  турниры по шахматам, шашкам.

3.Спортивно-оздоровительное.

(слайд)

Спортивно-оздоровительное воспитание ориентировано на формирование, сохранение, укрепление здоровья  детей, бережное отношение к своему здоровью, приобщение к более активному, подвижному  образу жизни. В работу по этому направлению включены беседы на тему «Здоровый образ жизни» (гигиена, питание, полезные и вредные привычки), конкурсы рисунка, викторины, изготовление плакатов и семейных фоторепортажей. В перерывах между занятиями проходят физминутки «Веселая переменка». В свободное время ребята играют в настольный теннис, принимают участие в турнирах по настольному теннису. Наши дети много времени проводят сидя за партой, поэтому в теплое время года мы проводим подвижные игры во дворе и на спортивных площадках школ (волейбол, футбол, эстафеты). Хочется сказать спасибо педагогу центра туризма Симоновой Тамаре Юрьевне за практические навыки установки палатки, ориентирование.

(слайд)

Одной из важнейших задач клуба является тесное взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности, объединение усилий для создания условий социальной реабилитации и адаптации детей, создание социализированной личности, востребованной обществом. Педагог и родители – основные воспитатели ребенка. Поэтому эффективность работы педагога клуба зависит от его умения работать с родителями, находить с ним общий язык, опираться на их помощь и поддержку. В практике клуба используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.

  1. Персональные беседы педагога с родителями каждого ребенка о профилактике и предупреждении правонарушений, безнадзорности, наркотической и алкогольной зависимости, других вредных привычек.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
  • родительские собрания на темы: «Внешкольная занятость детей», «Безопасная дорога домой», «Семья и здоровый образ жизни»;
  • совместные творческие дела (проекты, сценарии);
  • подготовка и участие в культурно-массовых мероприятиях (праздники, выставки, конкурсы);
  • помощь в укреплении материальной базы клуба;
  • помощь малоимущим семьям (раздача одежды).

Родители имеют возможность посещать занятия творческих объединений. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

(слайд)

Для активизации, совершенствования и адаптации воспитательного процесса к современным условиям и расширения воспитательной работы не только в рамках клуба, но и в микрорайоне, мы тесно взаимодействуем  с социальным окружением на основе интеграции в сфере внеучебной деятельности.

  1. МОУ школа №7 (Концерты, познавательно-развлекательные мероприятия, акции «Милосердие»).
  2. МОУ гимназия №11 (Концерты, познавательно-развлекательные мероприятия, акции «Милосердие»).
  3. Совет ветеранов Большая Волга (Экскурсии, встречи, беседы, концерт).
  4. МУК Городская библиотека семейного чтения (Тематические встречи, викторины).
  5. Управление социальной защиты населения (мастер-класс с детьми соц. Патроната, встречи с ветеранами ВОВ и труда, посещение инвалидов на дому, вручение  сувениров и поздравительных открыток).
  6. Храм Всех святых в Земле Российской просиявших (акции «Милосердие»: сувениры детям, находящихся на лечении в городской больнице; одежда для малоимущих прихожан).
  7. Правоохранительные органы: инспекция по делам несовершеннолетних, МВД, ГИБЦЦ (беседы, практические занятия).
  8. Управляющая компания ООО «Фин Сервис».
  9. Производственное предприятие «Экомебель».

Совместно проводятся культурно-массовые мероприятия, решаются вопросы образования, воспитания, спонсорская помощь, благотворительные акции, решаются хозяйственные вопросы.

        (слайд)

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на учащихся, которым необходимо полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решает в летний период детская оздоровительная площадка, которая пользуется огромной популярностью у детей и родителей. Для того, чтобы досуг был более насыщенным и ярким, педагоги работают над созданием краткосрочной программы летней оздоровительной площадки, новых программ и форм организации досуга,  постоянно используют и применяют  инновационную деятельность.

        (слайд)

Детский клуб «Факел» -  место, где наши дети получают дополнительное образование, где происходит духовно-нравственное формирование их личности, осознание себя гражданином своей страны. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Мы стремимся, чтобы в нашем клубе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти социализированная, гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей.

И, заканчивая свое выступление, хочу сказать огромное спасибо педагогам клуба за творческую работу. И очень хорошо, когда собрался коллектив талантливых, веселых и просто очень хороших людей, которые любят и понимают детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)

Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы

В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии -  метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...

Использование инновационных технологий при организации работы с детьми с ЗПР.

В данной работе вы можете посмотреть какие инновационные технологии при организации работы с детьми с ЗПР я использую....

"Использование личностно - деятельностного подхода в воспитательном процессе" (из опыта работы)

Основная идея личностно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется ...

«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».

laquo;Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий,  исследовательской и проектной деятельности»....