Разработка «Использование поддерживающих технологий в организации профилактической деятельности образовательных учреждений»
методическая разработка (9 класс) на тему
Разработка классного часа (2 место в муниципальном заочном конкурсе педагогического мастерства классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Малобичинская СОШ»
Разработка
«Использование поддерживающих технологий в организации профилактической деятельности образовательных учреждений»
Учитель
Швецова Ирина Сергеевна
Малая Бича – 2013 г
Введение
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления разнообразными формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. Перед педагогом встает вопрос об их выборе.
На наш взгляд, формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения. Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Учащимся дается описание какой-либо ситуации и действующих в ней лиц, объясняются правила игры. Ученик выбирает роль и старается вести себя так, как его персонаж вел бы себя в заданной ситуации. Очень важно, чтобы участники после окончания игры как можно скорее «возвратились» в реальную жизнь.
Цели: выработка у подростков негативного отношения к вредным привычкам, воспитание и развитие личности и формирование детского коллектива;, содействие в становлении ЗОЖ.
Задачи: социализация ребёнка посредством его самореализации в выполнении различных ролей в микрогруппе и коллективе в целом; выработка умения противостоять давлению среды в приобщении к вредным привычкам.
Формы и методы работы: ролевая игра, беседа, диспут,
Функции:
- обучающая функция заключается в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения;
- развивающая функция заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
ПАМЯТКА: Технология подготовки и проведения мероприятия:
этапы | задачи | деятельность учащихся | деятельность учителя |
1 Подготовка | Определение темы. Уточнение цели, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует, объясняет цели, наблюдает. Учитель рядом с учеником. |
2 Планирование | Анализ проблемы, определение источников. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов работы. Распределение ролей в группе. | Формируют задачи, уточняют информацию, выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе, синтезе (по просьбе), наблюдает. Учитель дальше от учеников. |
3 Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение и выбор оптимального варианта выполнения . Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает и консультирует. Далеко от ученика. |
4 Выполнение | Репетиции и съёмка фильма по сценарию. | Вживаются в роль, репетируют, вносят свои предложения и ведут съёмку. | Учитель не вмешивается. Советует (по просьбе) |
5 Оценивание и обсуждение работы | Обоснование оценки. Объяснение и обсуждение полученного результата, дискуссия по теме ролевой игры. Оценка. | Обсуждают сюжет съёмки все участники группы, ведут дискуссию по разыгранной ситуации. Все учащиеся оценивают работу. | Учитель рядом. Начинает беседу. Участвует в обсуждении и оценке работы. |
6 Анализ | Анализ результатов работы, удачи / неудачи, мнения по разыгранной ситуации. Впечатления о своих персонажах и о выполнении работы в целом. Анализ достижения цели. | Участвуют в коллективной самооценке и самоанализе (рефлексия) | Наблюдает и направляет. |
I этап - подготовительный:
- Разработка сценария ролевой игры, раздача ролей.
- Предложение идеи заснять по сценарию ролик для просмотра его на классном часе с обсуждением.
- Беседа и дискуссия: мои чувства и отношение к выбранной роли, анализ ситуации.
Рекомендации по подготовке:
- Распределить роли: сказочник, маленькое «нет», маленькое «да», толстая женщина, мужчина
- Определить цели каждой роли и подготовительной группы.
Сценарий ролевой игры
Большое и маленькое «Нет»
(по мотивам сказки Гизелы Браун)
Маленькое «нет» сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое. Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: «Могу я сесть рядом с тобой?» Маленькое «нет» тихо шепчет: «Нет. Мне было бы лучше побыть одному». Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: «Могу ли я получить твою шоколадку?» Маленькое «нет» опять тихо шепчет: «Нет, я бы охотно съел ее сам». Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького «нет» шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое «нет» в парке, и сказал: «Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Только очень маленький. Хочешь быть крутым? Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись? Я помогу тебе в этом». Маленькое «нет» в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоей помощи». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому «нет» и взял его за руку, говоря при этом: «Я сделаю из тебя мужчину, ты будешь ходить с высоко поднятой головой, глупыш. Будешь курить дорогие сигары, веселить свою душу прекрасным вином. Оно придаст тебе смелости, поверь».Маленькое «нет» стало пытаться высвободить свою руку. А мужчина всё вещал слащавым голоском: «Я научу не бояться тебя уколов, более того, ты сам будешь их ставить себе и другим. Никто не посмеет сесть на твоё место на скамью, никто не заберёт у тебя шоколадку, тебя будут бояться и уважать». Маленькое «нет» сделало нерешительный шаг к мужчине, перестало одёргивать руку и пошло с незнакомцем. Но тут вдруг рядом со скамьёй что-то зашевелилось и приподнялось. Это оказалось маленьким «да» в серых рваных одеждах, грязное, с потухшим взором. Рядом валялся шприц и окурки от сигарет. Маленькое «да» прошептало: «Посмотри на меня. Я раньше тоже был маленьким «нет», хотел вырасти большим «НЕТ», мечтал о счастливом будущем до встречи с твоим собеседником. Поверил ему, не смог возразить. Я так и не вырос, превратившись в маленькое «да». Теперь я умираю»
Тут, наконец, маленькое «нет» встрепенулось. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: «НЕ-Е-ЕТ!» и еще раз: « НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу стать маленьким «да». Я хочу вырасти, хочу быть весёлым, хочу, чтобы меня любили, а не боялись. Я не хочу умирать, а хочу жить. Сейчас же оставьте меня в покое!»
Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: «Почему же ты так не сказал сразу?» - и пошли дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое «нет», а большое «НЕТ». Оно большое, сильное и громкое и оно думает: «Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить «нет», люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить «НЕТ».Нужно чётко выражать свою позицию и ни у кого не идти на поводу».
Так маленькое «нет» стало большим «НЕТ».
IIэтап – классный час «Умей сказать «НЕТ»
Учитель:
Учитель. Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.
Каждому из вас предстоит выбор своего жизненного пути, каждому придётся выбрать личные приоритеты, поставить перед собой цели и выбрать пути их достижения.
Давайте представим себя на месте героя нашей сказки, которую мы общими усилиями создали и подумаем: сможет ли каждый из вас стать большим «НЕТ»?
Просмотр видеоролика.
Учитель: Вот такая сказка. Итак, какими последствиями чревато не уметь вовремя сказать «нет»? Учащиеся высказывают своё мнение
Учитель:
Расскажите, что вы чувствовали, вживаясь в свои роли?
Учащиеся делятся впечатлениями.
Вопросы, которые задаются после выхода из ролей: вам досталась та роль, которую вы бы хотели получить? Чем вас устроила роль? Чем не устроила? Что бы вы хотели изменить в вашей ситуации (ноты, кота, ведра, колосья, синиц…)?
Учитель:
К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь? По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?
Учитель:
Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь. (Учащимся раздаются карточки с фразами. «Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой! Спой! Мне так нравится твоё пение. Если споёшь, я дам тебе деньги. Если не споёшь, я не буду с тобой общаться».
Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ. На доске появляется запись: Способы давления: лесть, угроза, обещание награды, дружеское давление, авторитет.
Учитель:
А теперь предложите некоторые формы отказа.
Учащиеся:
Нет! (объяснение причины). Нет! (предложение чего-то другого). Не буду! Не хочу! Уйти в сторону. Сделать вид, что не услышал.
Учитель:
Точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.
Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации.
Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.
Учитель:
Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом. Каким образом ты это сделаешь?
К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь?
По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?
Читает учащийся:
- Как страшно жить в кромешной тьме!
- Свой путь ты правильно найди.
- Брось сигарету, брось иглу!
- Нет, не позволим, не дадим!
- Пороки злые победим.
- Мы молоды, сильны, красивы
- И вправе сами выбирать
- В здоровье долго жить счастливо,
- Спасенье планеты в наших руках!!!
Заключительное слово учителя: ребята, давайте не будем рабами вредных привычек! Полюбим себя и скажем вредным привычкам «Нет!» Наш совет: «Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не пробовать наркотики»
Список литературы
1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. – М.: Лада, ЭТРОЛ, 2005. – 192 с.
2. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 2004. -382 с.
3. Люшер Макс. Сигналы личности, ролевые игры и их мотивы. Воронеж, НПО МОДЭК, 1995. 176 с.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями
Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...
Организация PR-деятельности образовательного учреждения во внешней среде
Этот буклет можно использовать как раздаточный материал во время прведения семинаров, конференций по данному вопросу...
Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"
Социально-значимая деятельность образовательной организации - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...
Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования
В статье рассказывается об опыте сотрудничества школы № 89 Калининского района Санкт- Петербурга с учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающих...
Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....
Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя - стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...