Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы
материал по теме

Соколова Светлана Анатольевна

Презентация "Личностно ориентированный подход к учащимся" поможет при изучении данной темы и при подготовке публичного выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.ppt346.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы Учитель русского языка и литературы Соколова С.А.

Слайд 2

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель,- это указать дорожки. Р.Орлингтон В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы на первый план выступает обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, и ведущим стратегическим направлением этого образования становится личностно ориентированный подход к учащимся. Назначением личностно ориентированного подхода к образованию является содействие становлению человека, развитию его индивидуальности, творческого начала.

Слайд 3

Как помочь ученику в развитии личностных качеств, заложенных в нем? Какие качества считать собственно личностными? Мотивация (принятие решений и обоснование деятельности) Рефлексия (конструирование и удержание определенного образа «Я») Смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного – смысла жизни) Ориентация ( построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения) Обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности) Самореализация (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими) Обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями

Слайд 4

В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как личностная проблема. Это мобилизует и развивает структуры интеллекта. Переживание как способ существования личностного опыта предполагает и присущие именно ему субъективные формы учебного взаимодействия: общение - диалог игровое моделирование рефлексия смыслотворчество

Слайд 5

Как построить различные типы взаимоотношений между учителем у учеником в рамках личностно ориентированного подхода? Личностно ориентированная система обучения предполагает: Признание ученика основным субъектом процесса обучения Признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Слайд 6

Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении: установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика опора на субъективный личностный опыт ученика развитие мотивационной сферы учащихся. повышение степени самостоятельности на уроке направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся диалогическая позиция в общении с учащимися направленность на осознание мотивов собственных действий заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса поощрение творческой активности учащихся

Слайд 7

Личностно ориентированную направленность урока обеспечивают психолого-педагогические характеристики: формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся; создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации) знание и учет психофизиологических особенностей учащихся ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения организация развивающего пространства. ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.

Слайд 8

В чем состоит суть личностно ориентированных ситуаций на уроках гуманитарных предметов? Понимание индивидуальных смыслов и обмен ими в рамках учебного взаимодействия. Это приобретает форму: выражения отношения к изучаемому актуализации эстетических переживаний осознания собственных переживаний

Слайд 9

Что требуется от учителя? Введение учащихся в состояние диалога провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области выявить проблемы, интересующие субъекты диалога рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.

Слайд 10

Методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы Метод активизации субъектного опыта (концепция И.С.Якиманской) Метод интроспективного анализа Метод личностно ориентированной театрализации Метод творческого самоутверждения

Слайд 11

Общие рекомендации для учителя по проектированию личностно ориентированного урока и овладению им самоанализа При проектировании урока, необходимо определить его место в теме и в общем курсе, а также следует задать себе вопрос при самоанализе: насколько ясным стало непонятное для учащихся место после урока. Нужно соотнести поставленные перед уроком цели для учащихся и учителя с тем. что было достигнуто на уроке, и определить причины успеха и неудачи. Необходимо определить уровень сформированности знаний и умений. Следует ответить на вопрос, что привнес данный урок для развития внимания, памяти, ума. умения слушать, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету Необходимо подумать, насколько оптимально был выстроен урок Соответствовал ли он уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса, интересам и темпераменту педагога?

Слайд 12

Следует оценить степень активности учащихся на уроке. Как стимулировалась работа, если ребята не хотели отвечать на вопросы учителя? Проанализировать: каким был темп урока? Каким образом была организована смена видов деятельности учащихся? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся? Следует ответить на вопрос, каким образом в ходе урока была организована опора на имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и понять, насколько актуальным для них был учебный материал урока. Нужно подумать, каким образом давать детям домашнее задание, как предоставить учащимся возможность выбора задания, продумать технологию его проверки. Необходимо охарактеризовать психологическую атмосферу урока, характер общения и взаимодействия. Оценить настроение учителя после урока. Что в нем изменилось? В чем причина этих изменений? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Слайд 13

Список литературы Белухин Д.А. основы личностно ориентированной педагогики М:Издательство «Институт практической психологии» Воронеж:НПО «Модэк»1996 Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе М:Сентябрь2000 Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, издательство ТГУ,1996 Сериков В.В. Личностно ориентированный подход в образовании Волгоград:Перемена,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Выступление на заседании методического объединения учителей математики  - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход  к учащимся при обучении математики."...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлен материал  из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...

«Реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения на уроках биологии»

Статья отражает значение личностно-ориентированого обучения на уроках биологии....

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

           В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря обществе...

Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках математики.

Личностно ориентированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности. В соответствии с Концепцией модернизации образования одними из основных направлений являются эксперименты п...