«Реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения на уроках биологии»
материал по биологии на тему

Статья отражает значение личностно-ориентированого обучения на уроках биологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Реализация личностно ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения на уроках биологии»  

Условия возникновения, становления опыта

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им в основном только репродуктивную деятельность.  

 Актуальность личностно-ориентированного обучения заключается в формировании у ребенка потребности учиться, что обеспечивается развитием личностной ценности познавательной  деятельности:  специальные  предметные    действия,  универсальные  познавательные  и   коммуникативные  действия.  При  учёте  возрастных особенностей формируется положительная  мотивация к изучению биологии, более  эффективно  происходит  развитие  интеллектуальных  умений  и  навыков, а  также формируется творческий, нестандартный  подход  к решению  учебных  задач.    

Ведущая идея педагогического опыта

Идея моего педагогического опыта – это идея тесной связи воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять  указания,  сколько  решать  проблемы  жизни  самостоятельно. И школа должна научить его этому.

Мне видится решение проблемы в использовании соответствующих технологий, методов обучения.

Известно, что методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.  

Использую:

1. Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют.  

Другим, на мой взгляд, не менее эффективным способом преобразования информации, в целях реализации частично – поискового метода, является построение логических схем.  Умение проводить сравнения и аналогии .

Задание

В одну колонку выпишите свойства соответствующие свойствам воздуха, а в другую свойствам воды. Что общего в свойствах воздуха и воды?

1. прозрачность

2. текучесть

3. отсутствие запаха

4. плохая теплопроводность

5. отсутствие вкуса

6. постоянная форма

7. газообразное тело

8. жидкое тело

2. Исследовательский  - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. “Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю”. Это слова Конфуция, сказанные давно, но очень точно отражающие важность этого метода.  

Инструктивная карточка

«Испарение воды растениями»

Цель: Доказать, что растения испаряют воду

Ход работы:

  1. Налейте в бутылку воды, поставьте веточку растения с листьями.  Сверху добавьте растительного масла, чтобы вода не могла испаряться с поверхности. Отметьте уровень воды в начале опыта и через 3-4 дня.  
  2. Оформите отчёт  по предложенному плану:
  1. Цель работы.
  2. Ход работы.
  3. Результаты работы:

Число

Что наблюдаю

  1. Вывод.

Наблюдение

Налейте в небольшой пузырёк воды до верха, затем отлейте половину в широкое блюдце. Пузырек и тарелку поставьте рядом на некоторое время. Что произошло с водой в тарелке? В пузырьке? Какой вывод можно сделать из опыта? Какой сосуд для длительного хранения воды вы посоветуете взять: с широким или узким горлом?

3. Метод проблемного обучения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность.   Учитель может сам предложить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления.    

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая: 
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы; 
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; 
- опытная проверка принятых гипотез ; 
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике. 

Задание  

Предположим, что человек по каким-то причинам переселился на луну. Как бы изменилась степень развития скелета и мускулатуры у людей в этом случае?

4. Метод проектов. Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их   и   целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем, друг с другом и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идеи до завершения проекта. Применяю проектную методику на элективных курсах и во внеурочной учебной деятельности. 

Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности.

Результаты

Использование личностно-ориентированного  подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов: 
1. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; 
2.У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии; 
3. Возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 

Применяя  определённые  приёмы обучения, я прихожу к выводу, что учащиеся получают не только определённый уровень по предмету, но и развивают свои творческие способности.  Они не просто фантазируют, при этом развиваясь, но и одновременно усваивают знания по теме, у них формируются умения, они учатся сопереживать. Всё это позволяет, как можно шире развивать личность ребёнка. Независимо от того, какую специальность выберет ученик, где он будет работать, ему придётся сталкиваться с биологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. Я считаю, что личностно ориентированное обучение помогает выполнять главную задачу учителя биологии – формировать биологически грамотного человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать корректные решения и отвечать за них.  

Результатами моей работы стало успешное участие и выступление учащихся на городских и региональных научно-познавательных конференциях,   городских олимпиадах и конкурсах.
Аспектами успешного урока биологии являются: 
1. Формирование предметной компетентности: 
 показать учащимся значимость биологических знаний; 
возможность их применения в повседневной жизни. 
2. Развитие познавательной активности и самостоятельности: 
не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать; 
 разбудить в каждом природную любознательность; 
формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития; 
постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся. 
3. Формирование информационной культуры: 
научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать. 
4. Развитие мышления: 
 каждому ученику помочь освоить основные логические операции; 
развивать творческое мышление. 
5. Развитие творческих способностей: 
 стимулировать творческую активность учеников: 
 создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. 
6. Формирование коммуникативной: 
компетентности и толерантности; 
любой урок — это всегда общение; 
учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. 
7. Создание психологически комфортной среды: 
 Создавать условия чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания живой природы, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

Дифференци рованный подход к учащимся в процессе обучения....

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе

Стаья на примере отдельных уроков  описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения химии

Данный материал является методическим пособием для учителей, желающих дифференцированно подходить к учащимся в процессе обучения их химии. Даются некоторые примеры разноуровневых заданий для учащихся,...

"Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математики "

Каждый ребенок должен получать знания с учетом его возможностей .Дифференцированный подход как один из основных путей осуществления индивидуального обучения ....

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике....