ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку на тему
В статье представлен материал из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества учителя и ученика, является личностно ориентированный подход к образованию. Назначение ЛОП состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимости, духовности и творческого начала, оказывать помощь учащемуся в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём получения информации о затруднениях и успехах ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_lop_v_rabote_uchitelya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КУРАСОВА З. Б., учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ № 20, г. Астрахань
«…нужно освещать юному сердцу путь к
идеалу, а не копаться руками в сердце, не
«выворачивать» его».
В. А.Сухомлинский
На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества учителя и ученика, является личностно ориентированный подход к образованию. Назначение ЛОП состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимости, духовности и творческого начала, оказывать помощь учащемуся в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём получения информации о затруднениях и успехах ученика);
- учитель – создатель условий для учения(помощь в освоении нового, построение отношений на безоценочном положительном принятии ученика, создание комфортных условий для его развития);
- учитель – эксперт(консультация в том или ином вопросе);»[3:25 – 26].
Активная самостоятельная успешная деятельность учащихся возможна при
организации процесса обучения, направленного на развитие личности, и в первую очередь, её духовности. В этом огромную роль играет изучение
литературы и языка. Просветление души – так я расцениваю влияние литературы и языка, а этого в последнее время очень не хватает нашим детям. Поэтому главной своей задачей, как словесника, считаю возвращение учащихся в мир словесности. Сделать это на сегодняшний день, конечно же, трудно, но интересно. Сейчас мы отошли от различных указаний и предписаний, находимся в огромном потоке новых и когда-то не заслуженно забытых, а теперь вновь возвращенных имён и публикаций.
Как любой учитель, я люблю свой предмет и считаю, что только просветление души может выправить в человеке чувство красоты и потребность в творчестве.. Значительную роль в достижении данной цели играет позиция учителя, которая «характеризуется основными функциями:
- учитель - собеседник (оказание эмоциональной поддержки);
- учитель - исследователь (использование психолого – диагностических методов для
Одной из самых серьёзных задач учителя – словесника является задача научить детей думать и мыслить творчески, самостоятельно. В решении этой проблемы помогает один из методов личностно ориентированного образования – «метод развития творческого самочувствия и самовыражения. Метод творческого самочувствия предполагает игры и задания по развитию навыков произвольного поведения, воображения, наблюдательности» [4: 39]. Учащиеся учатся приспосабливать себя к другим и осуществлять собственное влияние на других, воздействовать на них. Это ведёт к раскрепощению, появлению творческой активности и самостоятельности. Так, учащимся старших классов предлагаю вжиться в любимого героя и рассказать о значительных событиях его жизни. Ученики пишут работы « Перед первой дуэлью» от лица В. Ленского, « Мой первый бал» (Н. Ростова), « А счастье было так возможно…» (Е. Онегин). Тем самым, у уч-ся возникает глубокое личное, эмоциональное отношение к художественному произведению, развивается художественное воображение, творческое начало. Для учеников V-VI классов предлагаю выбрать героя и по тексту и, изучив портрет, речевую, поведенческую характеристику, представить его, не называя. Так появились откровения Царевны- лягушки, Левши, Жилина и Костылина и других героев.
Метод творческого самовыражения строится на убеждении в своей значимости и нахождении смысла жизни. Как вариант, можно использовать этот метод через литературное творчество, что помогает укрепить и развить веру в себя, в свой творческий потенциал [4: 40]. Для старшеклассников даю задание продолжить авторскую мысль («Что произойдёт в доме Фамусова после отъезда Чацкого?», «Как сложится судьба Онегина и Татьяны?», « Куда заведут Манилова его мечты?», «Сколько шагов от Манилова к Плюшкину?» и т. д.). Часто фантазируем с учащимися по «оживлению» героев («Бэлу удалось вернуть в крепость…», «Грушницкий ранен на дуэли…», «Андрей Болконский в 1825 году…») Здесь фантазии нет предела! Следует поощрять и развивать литературное творчество как проявление активных душевных сил.
Огромный творческий потенциал дают уроки русской словесности. Этот предмет уже 3-й год успешно изучается, пока только в V -VII классах, и вызывает у учащихся большой интерес. Здесь можно использовать систему индивидуальных творческих работ с учётом интересов, склонностей учащихся. Это сочинение загадок, сказок, небылиц, стихотворений. Конечно, работы часто не совершенны, но в них столько тепла и искренности!
Не оставляет равнодушными учащихся и такой давно используемый метод, как метод игры. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. Поэтому игровые эпизоды вводятся на уроки не только в среднем звене, но и в старших классах, при этом следует только выбрать форму игры, соответствующую возрастным особенностям. Анатоль Франс утверждал: «Учиться можно только весело! Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с рассыпанным текстом, а в IX-м классе при подготовке к ЕГЭ использую «псевдотексты»(2 в 1) на определение типа и стиля речи. Опыт работы в X - XI классе показывает, что особое затруднение учащиеся испытывают при выполнении задания В. В связи с этим, часто провожу практические занятия с игровыми элементами на нахождение стилистических фигур и тропов. Для этого использую неполные тексты (придумать свою концовку), предлагаю работу по подбору к словам эпитетов по различным критериям (по погоде, цвету, запаху и т. д.). Провожу игры «Я – метафора! (сравнение, гипербола, гротеск…)», «Найди меня!»,
«Внимание, троп!». Старшеклассники начинают работать вдумчиво, «видят» тропы и фигуры, обращают внимание на слово, как таковое.
Уроки в классах среднего звена провожу под девизом: «Учимся, играя!» Известно, что интересно там, где играют. На своих уроках я стараюсь прививать любовь и внимание к языку, слову посредством игры. Так, по признанию самих учащихся, намного легче усваивается материал, обширная информация, сложные орфограммы и пунктограммы. Мы играем со словами, проводим игры «Подскажи словечко», «Третий лишний», «Словарная цепочка», «Словарная карусель», «Угадай-ка». При изучении корней с чередованием, непроверяемых гласных и согласных использую тематические, предметные и цифровые диктанты, дети сочиняют сказки и небылицы; провожу итоговые уроки по морфологии «Наречие – интересная часть речи», «Числительное - часть речи удивительная!», «На приёме у господина Глагола»
На моих уроках игра – частый гость. Такие темы, как «Загадки», «Пословицы и поговорки », «Сказки» говорят сами за себя. Разве можно здесь обойтись без игры? А игра в лицах (инсценировка) вызывает наибольший интерес. Она доступна и интересна всем, не требует длительной подготовки, в ней задействованы все учащиеся, которые самостоятельно распределяют роли, придумывают сцены, делают костюмы из подручных материалов. Учитель наблюдает, направляет, помогает лишь в некоторых случаях. Такая работа пробуждает самостоятельность, творческую мысль учащихся, они учатся общаться и работать в группах.
В своей работе использую и дискуссионный метод. Метод применяется на уроках – диспутах, уроках – лекциях, уроках – диалогах. Такая работа «помогает в развитии учащихся, в организации их самопознания, а также в решении внутриличностных проблем» [4: 41]. На уроках русского языка в XI классе при закреплении темы: « Особенности публицистического стиля » предлагаю учащимся подискутировать. Тематика разнообразна: «Футбол – отличная игра?!», «Осень... Снова «сменку» носим?! », «Сдаем ЕГЭ?! » и т. д. Этот вид работы способствует созданию собственных идей, обнаружению проблем в процессе диалогов, учащиеся учатся слушать других и себя, осознавать свои предположения и идеи. При этом задача учителя – постоянное ободрение и поощрение учащихся.
С некоторыми учащимися (после ряда наблюдений, бесед и по их желанию) провожу работу по осмыслению состояния собственного « Я ». Учащиеся пытаются не просто исследовать свой внутренний мир, но и понять, как видят его другие. Это умение обращаться к себе стимулирует понимание своего поведения, своих человеческих особенностей. Ученики пишут домашние сочинения «Добрый и добренький... Как я это понимаю», «А я себе представляю так…», «Я и мои друзья», «Этого я не понимаю», «А был ли Данко?», «Спорт в моей жизни», «Эти странные взрослые».
Сегодня, в наш век современных технологий, перегруженности, дети читают мало. Практически, читающих – единицы. Что делать? По – моему, повышению интереса к чтению, чтению по желанию способствует внеклассная работа. Она побуждает к творчеству, помогает выработать свою позицию в жизни, проявлять интерес к нравственным проблемам. На протяжении многих лет успешно выступают учащиеся на заседаниях НОУ с исследовательскими работами и рефератами: «Судьба человека – судьба страны» (история моего народа), «…право имею ли?», «И упало каменное слово…», «Русская армия в творчестве А. И. Куприна», «Русская армия вчера и сегодня». При этом проводится большая подготовительная работа по вопросам: Как это было? Как писалось «Преступление…»? Откуда взялась «дедовщина»? Учащиеся проводят соцопросы: Служить или выживать? А ты пойдешь в армию? А экранизация «Мастера и Маргариты», её обсуждение вызвало интерес к самому роману. И начинают читать. Не все, но читают А. Куприна, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Читают А. Ахматову и М. Булгакова… Многие учащиеся, пробуя себя в поэзии, убеждаются: чтобы писать, надо читать. Мы устраиваем конкурсы чтецов, участвуем в областном конкурсе «Хрустальная роза».
Применение в своей работе личностно ориентированного подхода, его основных методов помогает мне лучше узнать своих учеников, их внутренний мир, пробудить интерес к литературе, научить читать вдумчиво и размышлять над прочитанным, понять, о чём они думают и мечтают, как любят и ненавидят…Что ждёт их впереди? У каждого своя судьба, но очень хочется, чтобы душа их была светлой, а сами они были просто хорошие люди.
ЛИТЕРАТУРА
- Владислав Вершинин. Десять «золотых» способов нравственного воспитания / ж -л «Народное образование», № 8, 2004г., с. 149 – 157.
- Владислав Вершинин. Личностно ориентированное воспитание – воспитание, ориентированное личностью? / ж - л «Народное образование», №7, 2005г., с. 177 – 186.
- Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока / ж – л «Завуч», №2, 2006г., с. 22 – 35.
- Лукьянова М. И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации / ж – л «Завуч», №2, 2006г., с. 35 – 43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...