Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики
статья по теме
Выступление на заседании методического объединения учителей математики - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированный подход
к учащимся при обучении математики
Нельзя успешно проводить процесс обучения, воспитания и развития ребенка, не ставя во главу угла особенность и неповторимость его индивидуальности, его личности. В Евангелии сказано: "Расти должны все цветы". У каждого ребенка свои таланты, интересы и желания, свой жизненный опыт, поэтому важно умение учителя обучать и воспитывать детей в соответствии с их интересами и особенностями.
Личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Мы полагаем, что стиль отношений учителя и учеников должен быть такой: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Мы считаем, что суть личностного индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Личностно ориентированный подход к ученикам, включает:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - таково должно быть убеждение учителя);
- применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, качества характера, особенности мыслительных процессов);
- создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость);
- исключение прямого принуждения, учитель не должен ставить акценты на отставание и на другие недостатки ребенка, необходимо понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству ("Ребенок хорош, плох его поступок");
- предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке - чудо, помоги ему проявиться").
Но как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому ребенку? В классе 20-25, а то и 30 учеников, и каждый - это свой суверенный мир, у каждого свои особенности, способности, интересы. Как, обучая детей в одном классе, всех вместе, учитывать интересы каждого? Как изловчиться развивать личность каждого ребенка в соответствии с его природными способностями?
Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Все зависит от личности учителя, ученика, от среды, в которой проходит обучение.
Не уроках математики мы стараемся пробудить у детей интерес к этой науке и его поддерживать. Для этого, во-первых, необходимо тщательно продумывать, как доступно, понятно объяснять детям новый материал, как заинтересовать их, как сделать так, чтобы они не просто слушали объяснение - лекцию, а стали соучастниками открытия, доказательства, важного вывода, чтобы уже во время объяснения новой темы ученики почувствовали себя творцами. "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" - эти слова немецкого педагога и математика 19 века Адольфа Дистервега надо не забывать, когда готовимся к урокам. При рассмотрении новой темы, очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных учеников, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если ученик соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по другому, по-доброму к ней относиться. Давайте не забывать слова Александра Ивановича Герцена: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения".
Чтобы доказать ученикам их интеллектуальную состоятельность и повысить самооценку, мы советуем учителям использовать тесты на усвоение нового материала (лучше проводить такое тестирование в конце урока). Как показывает опыт, большинство ребят, у которых нет проблем с вниманием, успешно справляются с ним. В результате такой работы заметно повышается успеваемость и растет качество знаний.
После объяснения темы - отработка ее понимания, первичное закрепление. Здесь возможно сначала решение у доски, затем - с комментариями с места, работа в группах и т. д. Ученик должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. Но если он оставлен наедине с задачей безо всякой помощи, или если эта помощь недостаточна, - решение задачи не принесет никакой пользы. Если помощь чрезмерна - ничего не останется на долю ученика. Учитель должен помогать, но не слишком много и не слишком мало, для каждого ученика надо найти ту оптимальную дозу помощи, которая ему необходима, чтобы он решал задачу, и у него осталась, по-возможности, уверенность, что он решил ее сам. Мы совершенно согласны с мнением известного американского математика и учителя Пойа, который в книге "Как решать задачу" убеждает, что наряду с навыками логического рассуждения, надо прививать ученикам навыки эвристического мышления, учить ребят выдвигать гипотезы, строить предположения, искать смелые необычные решения.
После первичного закрепления темы - более глубокая ее проработка, осознанное применение новых знаний, решение более сложных задач. И на этом этапе стоит та же проблема: как организовать работу детей, чтобы каждый ученик сумел усвоить тему, научился решать задачи. Чтобы ему не было скучно не уроке из-за того, что он ничего не понимает и поэтому не может решать самостоятельно даже простые задания, или, наоборот, ученик понял все, у него хорошая база, и, чтобы для него урок проходил интересно, ему надо решать усложненные задачи, которые другим пока не по силам. Здесь на помощь приходят карточки с индивидуальными заданиями, которые, в идеале, должны составляться для каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам способствует выработке навыка самостоятельной работы, каждый ученик работает согласно своим возможностям и способностям. Важно составить задания так, чтобы они были посильны, но не слишком просты, чтобы выполнение задания было сопряжено с преодолением трудностей. Успешное выполнение такого задания придает ученику уверенность в своих силах, воспитывает смелость и твердость характера.
Важно создать ученику ситуацию успеха, чтобы он почувствовал радость победы над задачей, почувствовал уверенность в себе, в своих знаниях и захотел дальше заниматься математикой. Ведь, как правило, людям нравиться заниматься тем, что у них хорошо получается.
Безусловно, личностно ориентированный подход к ученикам требует дифференцированного отношения к каждому ребенку. Иногда при проведении уроков можно условно делить учеников на три групп: слабые, средние, сильные. Группы эти мобильные; задания выдаются или разные для разных групп, или часть заданий для всех, другая часть - для второй и третьей групп, и, наконец, самые сложные задания - для третьей группы.
В рамках личностно ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка мы задумались о том, как организовать занятия учеников, которые по болезни долгое время не могут посещать уроки в школе, как оказать им помощь в самостоятельном изучении математики дома. Мы начали разрабатывать индивидуально-образовательные задания для таких учеников. В задании указываются, какие параграфы надо изучить и законспектировать, какие определения выучить, какие примеры тщательно разобрать. Следующий раздел задания: "Решаем вместе"(образцы решений и аналогичные задания), далее раздел "Решаем самостоятельно". В этом разделе приведены ответы к заданиям и критерии отметок. И два последних раздела: "Самостоятельная работа" и "Контрольная работа", в которых также приводятся ответы к заданиям и критерии отметок.
Чтобы воспитать личность в ученике, учитель сам должен быть личностью, личностью постоянно развивающейся и совершенствующейся.
Лев Николаевич Толстой, будучи уже известным России, решил учительствовать в созданной им яснополянской школе, а в своем дневнике написал:"Выступая на новое для меня поприще, мне становится страшно". Это Толстому-то! Хотелось бы, чтобы каждому из нас, учителей, было бы всегда по-толстовски немного страшно, чтобы мы чувствовали ту огромную ответственность, которая лежит на нас: мы воспитываем новое поколение, мы формируем нравственное будущее России.
Литература
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика - 1994 - №5.
- Фирсов В.В. Дифференциация обучение на основе обязательных результатов обучения. - М., Народное образование, 1994.
- Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе - 2007 - №1
- Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как "увидеть" на уроке математики личностно ориентированное обучение? //Математика в школе - 2007 - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...
Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....
Доклад "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике"
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентировать...
Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.
В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....
Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики
Выступление на заседании методического объединения учителей математики - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики."...
Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике...
Сообщение на ШМО «Повышение мотивации и качества знаний обучающегося на основе идей личностного ориентированного подхода в процессе обучения математики»
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности,...