«Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной деятельности учащихся, направленной на саморазвитие, самовыражение и самореализацию личности».
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
ФИО: Василенко Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы,
соответствие занимаемой должности,
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат основного общего образования города Татарска
Название статьи: «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной деятельности учащихся, направленной на саморазвитие, самовыражение и самореализацию личности».
В каждом ребенке – солнце, только дайте ему светить.
Ш. Амонашвили
Пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все это возможно только при личностно-ориентированном обучении, которое основано на гуманистических началах. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как происходит ориентация на интересы ученика и перспективы его развития.
Поэтому на протяжении последних лет работаю над темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной деятельности учащихся, направленной на саморазвитие, самовыражение и самореализацию личности».
Хорошо известно то, что не все школьники одинаково быстро и успешно овладевают знаниями, не все сразу в одинаковой мере приучаются к учебному труду, отсюда понятно, насколько велико значение индивидуального подхода к школьникам в их обучении.
Индивидуальный подход в учебном процессе, означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности и он предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника. Успешность индивидуального подхода в учебном процессе зависит от умелого отбора учебного материала, организации учебной деятельности.
Большую озабоченность вызывают слабые по успеваемости учащиеся, и таких, к сожалению, много. Они отличаются низким уровнем познавательной деятельности, часто медлительностью, отсутствием интереса к учению, а то и отрицательным отношением к нему. Соответственно эти дети нуждаются либо в специальных мерах, побуждающих к учению, либо в регулярных занятиях по предупреждению и устранению пробелов.
Поэтому основным направлением индивидуальной работы должно быть – формирование положительного отношения к учению. Очень часто бывает, что ученик, имея пробелы в знаниях, не в состоянии усваивать новый материал, все накладывается одно на другое – в результате ребенок теряет веру, опускает руки и сам не прилагает никаких усилий в работе.
К таким ученикам особенно нужен индивидуальный подход.
Изучив его пробелы, сначала даю облегченные задания, по мере успеха – усложняю задания и постепенно довожу до уровня общеклассных заданий. Это не разовая индивидуальная работа – а продуманная система.
Выявляя индивидуальные возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.
Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.
Уровень работоспособности своих учеников я определяю по объёму выполненной работы.
Уровень обучаемости проверить сложнее. Но я, например, использую проверку, рассчитанную на три урока.
-объявляется тема (например, дефис в наречиях), в течение 10-15 минут идёт объяснение; письменная проверочная работа, определяется количество учащихся, не справившихся с заданием;
-на следующем уроке даю ученикам результаты проверки работ и предлагаю прослушать этот же материал ещё раз, и снова даю проверочную работу;
-на третьем уроке вновь анализирую полученные результаты и убеждаю детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепить его. С заданием справляются почти все, но остаются те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.
Теперь учащихся делю на группы: сильные, средние, слабоуспевающие ученики – группы: С, В, А.
1 группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности.
2 группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа (А) – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность, сочетается со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.
Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся группы С (сильных учеников), они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества.
Далее работа проводится с учащимися группы А с использованием таблиц, параграфа учебника (это я делаю, привлекая сильных учеников, пока я помогаю учащимся второй группы), возможно практическое задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету.
Итак, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:
а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;
б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
г) умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;
д) осуществление оперативной обратной связи;
е) соблюдение педагогического такта.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении ставит перед учителем задачу развивающего обучения.
Дифференцированный подход в обучении может быть основан на учёте общих умственных и специальных лингвистических способностей, позволяющих успешно усваивать знания.
Кроме того, в решении проблемы дифференцированного обучения русскому языку есть ещё один важный аспект — повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка.
Тема дифференцированного подхода на уроках русского языка имеет много интересных аспектов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.
Таким образом, систематически реализуя идею развивающего обучения и используя дифференцированный подход к обучению, учащиеся становятся активными и самостоятельными на уроках. Знания их пополняются, идеи развиваются.
А современная школа сегодня ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика). Способности и возможности каждого ученика необходимо изучать и знать современному учителю в конкретной школе, в конкретном классе. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, что является условием получения прочных знаний по каждому предмету, в том числе и по такому сложному как русский язык. Есть такая притча: «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Высокая миссия учителя русского языка и литературы вполне сравнима с миссией этого священника.
Обобщив результаты работы, я пришла к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Освоив элементы дифференциации обучения в учебной деятельности, обучающиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, обучающиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.
Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического учреждения - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения помогает сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии
В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...
Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
«Внеклассная работа по русскому языку как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Внеклассная работа....
Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...
Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...