Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
статья по теме
Система работы с одаренными учащимися:
Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями определить основные задачи и направления работы с ним.
Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностяминазывают индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается очень мало. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Изучая, с помощью методик и диагностик, индивидуальные особенности детей, разрабатываю программу работы с одаренными детьми с учетом их личных характеристик.
Диагностические этапы одаренности
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:
1. Номинация (название); имена кандидатов в одаренные;
2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
7. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Система работы с одаренными учащимися:
Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями определить основные задачи и направления работы с ним.
Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается очень мало. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Изучая, с помощью методик и диагностик, индивидуальные особенности детей, разрабатываю программу работы с одаренными детьми с учетом их личных характеристик.
Диагностические этапы одаренности
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:
- Номинация (название); имена кандидатов в одаренные;
- Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
- Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
- Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
- Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
- Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
- Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
ЦЕЛЬ: освоение учащимися более широких по сравнению с обычными
школьными курсами систематизированных исторических знаний;
влияние на развитие личности учащихся, их человеческих качеств, волевой и
эмоциональной сферы;
овладение участниками олимпиад более развитыми, чем в обычном режиме
изучения дисциплин, умениями и навыками, составляющими основу социально-
гуманитарного образования.
Углубление исторического мышления учащихся, под которым
вводится понимание способности: рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности;
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей;
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам;
стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, выявление
школьников, проявляющих особые способности, обладающих
наиболее высоким уровнем знаний и умений.
Задачи: анализ уровня подготовки, широты социально-гуманитарного
кругозора и мышления участников олимпиад, проведение
сравнительного анализа с результатами иных способов проверки
усвоения курсов ( текущий и итоговый контроль в школе );
апробация новых типов заданий, которые затем могут быть широко
использованы в повседневной работе с учащимися, при
проведении ЕГЭ;
накопление опыта по развитию исторического образования,
подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады.
УРОВЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Знать/ понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы;
- принципы и способы периодизации истории;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира,
национальной и региональной.
Уметь - проводить комплексный поиск исторической информации в
источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;
- различать в исторической информации факты и мнения;
- систематизировать разнообразную историческую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания и критического осмысления общественных процессов
и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и
принципов;
- осознания себя представителем исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы для подготовки участников олимпиады.
http://www. edu. ru/
http://his.1september.ru/ index.php
http:// hermitage. museum. ru/
http:// oldsval.chat. ru
http:// oldru. narod.ru/
http:// dinastya.narod.ru/
http:// rusart.nm.ru/
http:// www.encspb.ru/
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
1.Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
- Ребенку предоставить:
- название темы.
- план изучения темы
- основные вопросы
- понятия и термины, которые он должен усвоить
- практические работы
- список необходимой литературы
- формы контроля
- задания для самопроверки
5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактическое затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. кружки, общества
4. дискуссия;
5. игры.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- индивидуальные творческие задания;
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
Описание системы работы с одарёнными детьми...
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"
В работе описывается опыт учителя в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....
Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности
Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....
Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.
Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....