Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
статья по теме

Система работы с  одаренными   учащимися:

   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями определить основные задачи и направления работы с ним.

Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностяминазывают индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается очень мало. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Изучая, с помощью методик и диагностик, индивидуальные особенности детей, разрабатываю программу работы с одаренными детьми с учетом их личных характеристик.

Диагностические этапы одаренности

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

1.                  Номинация (название); имена кандидатов в одаренные;

2.                  Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на     основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

3.                  Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

4.                  Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;

5.                  Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

6.                  Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;

7.                  Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty_s_odarennymi_detmi.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Система работы с  одаренными   учащимися:

   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями определить основные задачи и направления работы с ним.

Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается очень мало. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Изучая, с помощью методик и диагностик, индивидуальные особенности детей, разрабатываю программу работы с одаренными детьми с учетом их личных характеристик. 

Диагностические этапы одаренности

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

  1. Номинация (название); имена кандидатов в одаренные;
  2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на     основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
  3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
  4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
  5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
  6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
  7. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

ЦЕЛЬ:        освоение учащимися более широких  по сравнению с обычными

                   школьными курсами систематизированных исторических знаний;

                  влияние на развитие личности учащихся, их человеческих качеств, волевой и

                  эмоциональной сферы;

                 овладение участниками олимпиад более развитыми, чем в обычном режиме  

                изучения дисциплин, умениями и навыками, составляющими основу социально-

                гуманитарного образования.

                            Углубление исторического мышления  учащихся, под которым

                            вводится понимание способности: рассматривать события и

                            явления с точки зрения их исторической обусловленности;

                           сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и

                           личностей;

                          определять собственное отношение к дискуссионным проблемам;

                          стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, выявление

                          школьников, проявляющих особые способности, обладающих

                          наиболее высоким уровнем знаний и умений.

  Задачи:    анализ уровня подготовки, широты социально-гуманитарного

                         кругозора и мышления участников олимпиад, проведение

                         сравнительного анализа с результатами иных способов проверки

                         усвоения курсов ( текущий и итоговый контроль в школе );

                         апробация новых типов заданий, которые затем могут быть широко

                         использованы в повседневной работе с учащимися, при

                         проведении ЕГЭ;

                        накопление опыта по развитию исторического  образования,

                        подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады.

                             УРОВЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

 Знать/ понимать

                              - факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы;

                              - принципы и способы периодизации истории;

                              - взаимосвязь и особенности истории России и мира,

                                национальной и региональной.

 Уметь                 - проводить комплексный поиск исторической информации в

                               источниках разного типа;

                            - осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;

                            - различать в исторической информации факты и мнения;

 

                            - систематизировать разнообразную историческую информацию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                           - понимания и критического осмысления общественных процессов

                             и ситуаций;

                           - определения собственной позиции по отношению к явлениям

                             современной жизни;

                           - формулирования своих мировоззренческих взглядов и

                             принципов;

 

                           - осознания себя представителем исторически сложившегося

                            гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы для подготовки участников олимпиады.

      http://www. edu. ru/

      http://his.1september.ru/ index.php

      http:// www. shm. ru/

      http:// hermitage. museum. ru/

      http:// oldsval.chat. ru

      http:// oldru. narod.ru/

      http:// dinastya.narod.ru/

     

      http:// rusart.nm.ru/

      http:// www.encspb.ru/

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

1.Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

  1. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  3. Ребенку предоставить:
  1. название темы.
  2. план изучения темы
  3. основные вопросы
  4. понятия и термины, которые он должен усвоить
  5. практические работы
  6. список необходимой литературы
  7. формы контроля
  8. задания для самопроверки

           5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  1. предмет
  2. дата и время консультаций
  3. главные рассматриваемые вопросы
  4. время работы с темой по программе
  5. фактическое затраченное время
  6. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  7. невыясненные вопросы
  8. причины отклонений от сроков.

          6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать         психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

   Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский; 
  2. частично-поисковый; 
  3. проблемный; 
  4. проективный; 

Формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. кружки, общества

4. дискуссия;

5. игры.

Очень важны:

  1. предметные олимпиады; 
  2. интеллектуальные марафоны; 
  3. различные конкурсы и викторины; 
  4. словесные игры и забавы; 
  5. проекты по различной тематике; 
  6. индивидуальные творческие задания; 

  Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им  формы и виды творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"

В работе описывается опыт учителя  в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....

Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности

Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....