Карта проблем как средство развития школы
статья по теме
Карта проблем как средство развития школы помогает грамотно провести анализ работы школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта проблем как средство управления развитием школы
Ушакова Валентина Александровна, заместитель директора по УВР
В процессе развития школы коллектив трудится над решением множества серьезных задач и проблем, требующих длительной и кропотливой работы, исследования, коллективного взаимодействия. В ходе разработки для каждой проблемы определяется содержание, намечается план мероприятий, ее решением занимается весь коллектив или отдельные кафедры, творческие группы педагогов. Проблемы решаются, достигаются определенные результаты, в полной мере или частично соответствующие задуманному.
Кто и когда должен поставить точку в работе над решением той или иной проблемы? Когда можно сказать: «Все, эта проблема решена!»? Как определить момент кардинального обновления подходов в работе над проблемой?
Ответить на эти и другие вопросы, принять ответственное решение на основе объективного анализа может помочь карта проблем.
Что такое карта проблем?
Карта проблем - это бланк определенной формы, куда вписаны проблемы, над решением которых работала и/или работает школа. Форма карты представляет собой систему ячеек, их количество зависит от числа проблем, которые планируется подвергнуть анализу. Проблемы могут быть сформулированы по следующим аспектам:
- управление школой;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- научно-методическая работа, опытно-экспериментальная работа;
- учебно-воспитательная работа (содержание, организация, результаты и др.);
- взаимодействие школы с социумом;
- и др.
Проблемы оформляются в виде предложения, состоящего из двух частей, противопоставленных друг другу. Первая часть описывает фактическое состояние объекта, направленность усилий субъектов образовательного процесса, ожидания и др., а вторая - фиксирует существующее противоречие, проблему, негативное состояние и т.п. В каждой из проблем намерено усилено, обострено противостояние двух её составляющих. Это дает возможность возбудить интерес педагогов к деятельности, усилить их восприятие и чувства, мотивировать педагогов на работу с картой проблем.
В результате работы групп выявляется круг проблем по каждой из задач. Поскольку выявленные проблемы могут относиться к разным областям деятельности, то проблемы, относящиеся к одной области, должны быть ранжированы по степени важности и срочности решения относительно поставленных целей развития. Это впоследствии поможет систематизировать, упорядочить, сократить план по количеству дел, мероприятий, проектов, срокам их выполнения. Возможен вариант, когда одна и та же проблема получает различные оценки групп. Это как раз и указывает на то, что необходимо более пристальное её рассмотрение и изучение.
Результаты анализа проблем используются:
- администрацией для стратегического планирования, разработки плана работы школы на следующий учебный год, коррекции работы структурных подразделений, для создания творческих групп учителей по разработке или исследованию проблемы, чье решение было актуализировано в ходе коллективного обсуждения, организации эксперимента;
- заведующими кафедрами для планирования работы;
- учителями для выбора темы самообразования и др.
Группы получили для работы карту, в которую включены 30 проблем. Группам предлагались следующие задания:
- 1 группа - выберите проблемы, которые успешно решены в лицее.
- 2 группа - выберите проблемы, которые в настоящее время не могут быть решены в лицее.
- 3 группа - выберите проблемы, актуальные для коллектива в настоящее время.
- 4 группа - выберите проблемы, которые не актуальны для коллектива лицея.
- 5 группа - выберите проблемы, к решению которых коллектив подготовлен.
- 6 группа - выберите проблемы, к решению которых коллектив не подготовлен.
- 7 группа - выберите проблемы, решение которых вне компетенций коллектива лицея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся
Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер...
Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии
Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...
Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...
Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся».
Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся»....
Технологическая карта урока по предмету музыка 5 класс"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"
Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"...
Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.
Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это...
Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся
Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики....