Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии
статья по теме

Маслакова Юлия Геннадьевна

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю необходимо затрачивать больше времени для подготовки к личностно ориентированному уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Маслакова Ю.Г., заместитель директора по УВР, учитель иностранного языка МАОУ СОШ №5 г. Челябинска

По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным, психогенным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто являются психосоматические заболевания учащихся и педагогов, а значит, вопрос сохранения здоровья должен пронизывать все аспекты жизнедеятельности школы. Сегодня мы говорим о необходимости создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Под влиянием социально – экономических и культурных перемен, в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования изменилось содержание социального заказа, предъявляемого системе образования. «Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создания условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся…» [5, 255]

В связи с этим одной из ведущих тенденций совершенствования системы образования в последние годы является усиление внимания к вопросам не только формирования у детей прочных знаний, но и к условиям их личностного развития, к созданию благоприятных, комфортных, бесконфликтных условий, что способствует сохранению здоровья обучающихся. Наше образовательное учреждение на протяжении нескольких лет работает над внедрением личностно ориентированной образовательной парадигмы, которая в качестве приоритетной цели образования выдвигает личностное развитие учащихся в образовательный процесс.

В рамках личностно ориентированного подхода существует достаточно разнообразные модели образования: аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б. Котова, А.В. Петровский), дидактическая модель личностно ориентированного образования (В.В. Сериков), модель личностно ориентированного воспитания (Э.Ф. Зеер), культурологическая концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская) и др. В теоретическом плане личностная направленность обучения представлена очень широко, в практическом – вызывает много споров. Технология личностно ориентированного обучения, автором которой является И.С. Якиманская, позволяет разработать технологические аспекты реализации личностно ориентированной технологии в рамках классно – урочной системы. Якиманская И.С утверждает, что учитель должен работать «… не только с содержанием знаний, фиксируемых учебной программой, но и личностными образованиями каждого ученика, обеспечивающими эффективность усвоения этой программы» [6, 7] Поэтому знания, задаваемые учителем, становятся не целью, а средством работы с субъектным опытом ученика, имеющимися у него способами усвоения учебного материала. Субъектность личности проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду, форме его представления), способах проработки учебного материала, эмоционально – личностном отношении к объектам познания. Основная задача учителя заключается в раскрытии содержания субъектного опыта ученика. «Если мы признаем, что ученик – субъект образования, то необходимо учитывать его природную активность, избирательность в познании, особенности физиологической организации. Ведь всё это оказывает непосредственное влияние на индивидуальное восприятие и переработку, репрезентацию научного знания» - пишет И.С. Якиманская [6, 79]. При выявлении содержания субъектного опыта мы чаще всего используем ситуативную диагностику. На основе типологии субъектного опыта И.С. Якиманской можно выявлять ведущий тип субъектного опыта (познавательный, коммуникативный, созидательный); отслеживать его изменение в соответствии с характеристиками: особенности восприятия ситуации, мотивация, личностная ориентация, конструктивность, способность контролировать свои действия, вербализация, средства самовыражения, целесообразность использования ведущего типа субъектного опыта в конкретной ситуации, результативность использования данного опыта в учебной ситуации. С учётом полученных результатов, можно планировать работу с учащимися в рамках учебного занятия. Например, ведущий тип субъектного опыта ученицы Н. – коммуникативный. Такому ребёнку следует предлагать задания, направленные на проявление, закрепление организаторских способностей при оказании консультационной помощи другим обучающимся; творческие задания (коллажи, инсценировки, проекты). Например, на уроке иностранного языка по теме: «Мода» можно предложить следующие задания, направленные на развитие коммуникативной компетенции учащегося: « Ты – диктор программы «Стиль», расскажи о молодёжной моде» или «Ты – кутюрье, дай интервью: Что сегодня в моде». Во внеурочной деятельности такого ученика можно привлечь к работе ответственных за организацию праздников, концертов и др. мероприятий.

Следующим этапом проектирования учебного процесса является календарно – тематическое планирование учителя. В нашей форме календарно – тематического планирования заложена идея учёта уровня обученности ребёнка и обеспечение индивидуального темпа продвижения ученика по учебному материалу. Таким образом, в календарно – тематическом планировании как составной части рабочей программы учителя – предметника включены содержание учебного материала, сроки его прохождения с учётом уровня обученности, дополнительный материал для наиболее успешных обучающихся. Информация, которую сложно предусмотреть на весь год (домашнее задание, типология уроков и др.), находит своё отражение в поурочном планировании. В этом случае дифференцируются не дети, а учебный материал, определяющий разнообразную образовательную среду. В соответствии с выше сказанным меняется структура поурочного плана, составление которого начинается с изучения предметного субъектного опыта ученика по определённой теме. В иностранном языке это могут быть определённые фонетические, грамматические навыки, навыки монологической или диалогической речи в аспектах знания, понимания, применения. Изучив уровень образовательного опыта каждого ребёнка, можно прогнозировать индивидуальное прохождение учащегося по теме: успешность, темп, трудности. Обязательным в данном случае является заполнение плана- схемы урока, в котором прописываются цели, задачи урока, формы организации познавательной деятельности; методы организации обучения поэтапно. К плану – схеме урока прилагается индивидуализированная карта учебного занятия, в которой планируется деятельность каждого ученика на каждом этапе урока. Такая карта состоит из списка учащихся (по вертикали) и этапов урока (по горизонтали). С помощью условных обозначений указывается предполагаемые формы деятельности на учебном занятии. После урока учитель, работая с картой, анализируя урок, может увидеть, оправдались его прогнозы относительно выбора деятельности каждого ученика. Важным моментом в проектировании учебного занятия является дидактическое обеспечение урока, реализующего принцип субъектности образования. Каждый материал сформирован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора: вида, формы учебного материала, мог использовать наиболее значимые для него способы его проработки. По итогам учебного занятия или системы учебных занятий учитель составляет карту мониторинга, где отслеживает в зависимости от темы: знание, понимание, применение учебного материала. Например, на уроках иностранного языка можно отследить уровень сформированности у учащихся коммуникативной и языковой компетенции, компенсаторной компетенции и др. Такой мониторинг в дальнейшем может служить основой для изучения субъектного образовательного (предметного) опыта на этапе вхождения  в последующие темы. Так как задача учителя создать в ходе учебного занятия условия для самореализации ребёнка, его саморазвития, очень важно научить ребёнка оценивать уровень своих знаний, свои возможности, наиболее успешные способы деятельности. В этом направлении учителем разрабатываются карты самооценки, которые включают вопросы по содержанию предмета, а также по оценке своей деятельности с учётом конкретных критериев, предлагаемых учителем или разрабатываемых совместно с учащимися.

Работа над реализацией личностно ориентированной технологии в практике классно – урочной системы приносит свои положительные результаты: ученики комфортно чувствуют себя на учебном занятии, не боятся отвечать, выбирая наиболее приемлемые способы деятельности; позволяет развивать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, самостоятельный анализ условий достижений целей, планирование путей достижения целей, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности и др.

Учесть столь многоплановые аспекты урока – сложно (например, учитель не может использовать одну и ту же дидактику для всех детей, поскольку мы говорим об индивидуальном темпе продвижения по учебному материалу), но грамотное освоение и внедрение этой технологии предоставляет возможность педагогу создавать благоприятный психологический микроклимат в ходе учебного занятия, а значит решать проблему здоровьесбережения педагогическими средствами.

СПИСОК ЛИТЕАТУРЫ

  1. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах [Текст]/ Д.А. Белухин. – М.: Полиграф Центр, 2006. – 312 с.
  2. Белоусова,  С.А. Психология субъектно – образующего менеджмента в образовании: методологические и теоретические основания исследования [Текст]/С.А. Белоусова.- Челябинск: Образование, 2008. – 288с.
  3. Гузеев, В.В. Освоение образовательных технологий педагогическим коллективом [Текст]/В.В. Гузеев// Школьные технологии. – 2006.- № 3.- С. 54-57.
  4. Зеер, Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование [Текст]/ Э.Ф. Зеер. – М.: АПО, 2002. – 43 с.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. [Текст]/сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2011.- 342с.
  6. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного образования [Текст]/И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 175 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Основные преимущества использования проектной технологии....

Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.

Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....

Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории

Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с ...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...