Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся
методическая разработка по биологии (7,8,9,10,11 класс) по теме

Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития  личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

В наше  время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как активность, умение добиваться поставленных целей, уметь мыслить творчески, быть способным принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях. Учащемуся необходимо уметь  из огромного количества информации уметь выбрать именно ту информацию, которая необходима для него самого.

     На современном уроке, усвоение  знаний, умений и навыков должно   происходит в развивающей среде. Урок не только должен давать знания, но и должен готовить к жизни учащегося. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, личностно - значимые умения и навыки, - формируются компетенции учебно-познавательные деятельности , закрепляются  и формируются необходимые знания. Понимание этого факта каждым учителем, в результате должно привести к пересмотру своей роли и своего места в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnye_.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горюнова Людмила Алексеевна

Учитель биологии
МАОУ «Гимназия»  
г. Старая Русса

«Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся»

                         

Введение

Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития  личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества, «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть их компетенции». Определенные таким образом цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебного процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. 

     В наше  время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как активность, умение добиваться поставленных целей, уметь мыслить творчески, быть способным принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях. Учащемуся необходимо уметь  из огромного количества информации уметь выбрать именно ту информацию, которая необходима для него самого.
    И сегодня, когда информация – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, прослеживается стремление многих учителей на уроке дать большой объем информации. И это отрицательно влияет,  на развитие в учащихся   интереса к учению, вызывает у них перегрузки излишними малозначительными подробностями. Еще Д. И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем знаний учебного материала не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не ярко горит, а  только  дымит.

     Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал, 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня  ее актуальности для обучаемого - около 6 минут.  И для того чтобы перевести  информацию в знание, учитель, при традиционных методах обучения, должен  заставить ученика проделать достаточно  объемную работу самостоятельно, так как в классе часто не хватает времени, а потом в школе проконтролировать и оценить ее результативность. Систематически и успешно выполнять весь этот процесс удается только очень требовательным к себе детям и очень властным педагогам.    Формируется определенный тип личности педагога, сознающего собственную власть, все решающего и оценивающего. А у школьников ситуация принуждения и постоянного внешнего контроля приводит к последствиям: блокируется активность, самостоятельность, тормозится развитие творческих способностей школьников, возникает неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку, возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью. И еще важным является и то, что  в настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, при таком варианте  организации учебного процесса формирования учебных компетенций учащегося,  конечно же, не происходит. Так как  при  таком варианте обучения,  главная задача учителя - вложить в головы учеников огромное количество материала, а главная задача ученика - пассивно слушать и  воспроизвести хотя бы его часть при ответе.  Тогда как, для формирования компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся необходима  такая организация учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует своим  учебным
содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, и тогда идет процесс развития интеллекта ученика, он  активный участник такого  учебного процесса, где он учится сам. А учитель не передает знания, он помогает учиться  и развиваться учащемуся, он является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности учеников. То есть учитель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный способ обучения.  И наша учительская задача
 – создать такую учебную среду, и найти такую учебную технологию, где обучение происходит в деятельности.
    На современном уроке, усвоение  знаний, умений и навыков должно   происходит в развивающей среде. Урок не только должен давать знания, но и должен готовить к жизни учащегося. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, личностно - значимые умения и навыки, - формируются компетенции учебно-познавательные деятельности , закрепляются  и формируются необходимые знания. Понимание этого факта каждым учителем, в результате должно привести к пересмотру своей роли и своего места в образовательном процессе. Это вовсе не означает снижение значимости знаний, умений и навыков,  они всегда занимали, и будут занимать одно из главных мест в обучении, а означает смещение акцентов на,   формирование  в учащихся  учебно-познавательной, предметной  компетентности. О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся обладают знаниями в данном предмете, устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации. Как же объединить эти требования учителю - дать учащемуся хорошие знания и стать для него координатором, то есть и учить учащихся и направлять? Где взять время, чтобы ученик на уроке не только овладевал знаниями, но и творил?
    Ведь  объем материала, который необходимо усвоить,  велик,  а обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности, на уроке  представляется нереальным поскольку «в действительности, часть детей, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». Психологи различают два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют "интеллектуальным", дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения. Он работает не всегда очень быстро, но ему под силу решения сложных задач.  Креативный  же стремится выйти за рамки  узко поставленного условия.  Но на  самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. Но при традиционном   объяснительно - иллюстративном ведении урока, где ученик  должен запомнить максимальный объем материала, креативное мышление уходит на второй план. И в этом, в какой-то мере, виноваты и мы, учителя, привыкшие к поучениям,  навязыванию своих взглядов, стремящиеся  к тому, чтобы каждый ученик учился только на отлично. Подавляющее число старшеклассников бояться самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной информации, они не способны самостоятельно решать  вопросы, поставленные перед ними жизнью. Исходя из всех этих наблюдений, и приоритета в современном образовании компетентностного подхода я пришла к выводу, что необходимо в корне изменить методику ведения своих  уроков и реализовать задачи по      использованию  методов  и приемов  обучения:

- использовать такие методы и приёмы обучения, которые вовлекли бы в работу  весь класс, каждого ученика не давая отвлекаться или заниматься посторонними делами и быть только пассивными слушателями;
-
освободиться  от чисто информационной функции, в пользу консультативно координирующей;
- создать условия для  выбора  учащимися оптимального пути обучения;
- формировать в учащихся умения самостоятельного учения;

      И главная задача - освободиться от чисто информационной функции в пользу консультирования и при этом формировать в учащихся учебно-познавательные компетентности и умения самостоятельного учения. Для решения данных проблем  надо  было искать технологию обучения.

                                                         

Теоретическая часть

  Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. По определению Б. Т. Лихачева педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. Выделяется несколько типов технологий: 

a)авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся;

 б)высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых самыми главными факторами формирования личности считаются     дидактические   средства.                                              

     в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Личностно-ориентированные технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.  

      В наше время наиболее актуальной является личностно- ориентированная технология. Именно к ней относится модульно-блочная система  обучение. Она отличается от других традиционных систем обучения тем, что, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, которые в полной мере позволяют формировать компетентность учебно-познавательной деятельности учащихся и знаний, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.  Компетентность - «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания—умения-навыки). Это понятие несколько иного смыслового ряда. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную — технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую компетентность социальную и поведенческую компетентности»
     Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция. Что же такое компетенция? Термин  «компетенция» (в  переводе с  латинского  «соответствие»,  «соразмерность») -  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
 При этом компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), имеющих отношение к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для продуктивной деятельности.
    Компетенции познавательной деятельности для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Формирование данных компетенций осуществляется  рамках каждого учебного предмета. И именно модульное обучение и есть то средство, которое в полной мере направлено на создание педагогических условий для развития и самоопределения личности школьника и развития учебно–познавательных компетентности. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление.
    Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют. Использование  современных  педагогических технологий над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или  расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности.                                                                                                                                                                                                                     Модульно блочное обучение - целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций )описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Дидактическая цель модуля  формулируется для учащегося и содержит в себе указание на объём изучаемого содержания, на уровень его усвоения в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.  Кроме этого каждый ученик, работая на  уроке с модулем, получает от учителя задания,  советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

        Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное, индивидуальное общение. Каждый ученик должен не только получать знания, но, и учиться  самому, добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу,  общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать на вопросы и учителю и однокласснику при работе в парах, отвечать за результаты своего труда.  Это дает возможность ученику осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях, увеличить время общения с учителем. А учителю максимально активизировать познавательную деятельность учащихся.

Что такое модульная технология  обучения?

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Наиболее  полно основы модульного обучения разработаны в монографии П. Ю. Цявичене. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая позволяет максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Следует отметить, что в процессе ее реализации в учащихся происходит развитие памяти, воли, эмоциональной сферы, а также развитие коммуникативных умений, самостоятельности.

     Цель модульного обучения: активизировать их познавательную деятельность, содействие развитию самостоятельности учащихся,  умение работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.                                                  

Исходные научные идеи:

  1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивает, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
  2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или
    одноклассников он находится в зоне своего ближайшего развития.
    Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также активизации и организации   учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой)
  3. В основании модульной технологии находится программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуальный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль – эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

   Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модуль-это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня ценности.

Модульное обучение — способ организации обучения с использованием законченных блоков учебного материала. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки.

     Состав модуля: 

1. Учебное содержание.                              

2. Целевой план действий.

3. Методическое руководство по достижению дидактических целей.  
   Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные элементы (этапы):
- проверку итогов предыдущей работы,
- презентацию нового материала,
- независимую самостоятельную практику учащихся,
- самоконтроль и самооценку,
- подведение итогов урока,
- определение домашнего задания,
- контроль над знаниями учащихся.
      Первый этап – проверка итогов предыдущей работы. Главная задача - обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Поэтому основные вопросы, которые решает учитель, на первом этапе следующие: «Как  включаются в работу и откликаются на информацию, которую озвучивают учитель и учащиеся? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к усвоению нового материала, можно ли уже приступать к изучению нового материала?»

Основные действия учителя на этом этапе:

1. Помощь ученикам при включении в работу.
2. Создание проблемных ситуаций.
3. Организация живого диалога самих школьников.

Но самое главное, что учитель должен использовать в работе с детьми только три типа высказываний: похвалить ученика, направить, уточнить, заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

Второй этап-презентация нового материала.

Действия учителя на этом этапе могут включать:
1. Выделение основной информации.
2. Систематизация материала.
3. Поиск приемов  способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала.
В старших классах новый материал можно преподносить в форме лекции.

Третий  и четвертый этапы  - самостоятельная работа - практика учеников.

Они проводятся с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании и закреплении  нового материала. Самостоятельная практика  учащихся проходит при помощи технологических карт.
   
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учеников и  деятельность учителя. Учебный материал  в технологической карте подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  1. Схемы – (графическое изображение, диаграмма)
  2.  Символы - рисуночные, (нарисовать)
  3. Работа с терминологией.
  4. Биологические задачи разной сложности.
  5. Ответить на вопросы, т.е. дать краткие и развёрнутые ответы.
  6. Тестовые задания по вариантам
  7. Тестовые задания по вариантам– несколько вариантов ответов выбрать).
  8. Заполнение таблиц разных по уровню сложности

Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса, на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Таким образом, технологическая карта является не только тематическим планом учителя для обучения школьников, но и обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.

Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

  1. она имеет статус документа;
  2. в ней записан весь процесс;
  3. указаны операции, их составные части;
  4. названы материалы;

Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

  1. № урока – модуля в разделе;
  2. № урока модуля в теме;
  3. тема урока;
  4. дифференцированная цель урока для ученика;
  5. что должен знать ученик в конце темы;
  6. что должен уметь ученик в конце темы;
  7. закрепление и развитие общеучебных умений и навыков;
  8. вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оценка.

Пятый этап – самоконтроль и самооценка результатов работы. Эта проблема решается главным образом за счет изменения оценочной деятельности и учащихся. В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов  в оценке труда школьников. А оценочная деятельность школьников  связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, но и прохождения всего модуля.

Шестой этап – подведение итогов учебного занятия. Сравнение целей поставленных учителем до начала работы над  модулем и  полученным результатом дает возможность объективно подвести итог проделанной работы.

Седьмой этап - информация о домашнем задании. Домашнее задание носит вариативный характер, в зависимости от активности работы учащихся на уроке, в него могут входить вопросы на повторения,  творческие задания, практические работы, кроссворды, работу с дополнительным материалом.
     Подведение итогов работы над модулем – контроль усвоения знаний.  Контрольные функции выполняют различного вида тесты.

Практическая часть

 Рассмотрев технологию модульного обучения, я пришла к выводу, что именно данная технология поможет мне создать более благоприятные условия для развития индивидуальных особенностей моих учеников. Так как именно модульная технология совпадает с моими педагогическими целями. А именно, при помощи  модульной технологи,  в полной мере  возможно:        

  1. обеспечение равных возможностей для развития учащихся   с разными типами мышления;
  2. развитие интереса к своему  предмету через активизирующие средства обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся
  3. устранение механического запоминания, заучивания; достижение осмысленного глубокого понимания смыслового содержания изучаемого материала.
  4. развить их  интеллектуальные способности, творческий потенциал детей,  формирования потребности в творчестве и умений творчества, приучит их к самостоятельной работе, к самооценке и общению с окружающими его людьми.

    Учебные элементы модуля предполагают личностно – ориентированные подходы к освоению учебным материалом. Внедрение  в процесс преподавания цифровых образовательных ресурсов, расширяет возможности  учителя и ученика, давая большое количество дополнительной и справочной информации для углубления знаний по предмету, это большая помощь учителю при подготовке к уроку, позволяет ориентироваться на современные формы обучения.

   О своём небольшом опыте работы по модульной  технологии  мне хотелось рассказать в данной работе. Итак, рассмотрим,  как можно осуществить деятельностный подход, активизировать познавательную деятельность учащихся  в рамках одного урока. Для составления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом:  
1. Тщательно прорабатываю весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
Определяю место модульного урока в теме. Выделяю главные основополагающие идеи.
2. Формулирую тему. Выделяю  ведущие знания  и умения  по учебной теме - по теме модуля, то есть представляю  учебную  тему  как систему, анализирую учебный материал темы. Сначала надо  выделить  стержневые линии всей учебной темы.  Нужно произвести структурирование учебного материала, т.е. определить такую логическую взаимосвязь между ведущими знаниями и умениями, которая была бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения её усвоения и хранения.
3. Определяю и формулирую интегрирующую цель урока и конечных результатов.  
 Где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить.

  1. Подбираю необходимый фактический материал по теме модуля. Уплотняю, по возможности, учебного материала, чтобы освободить учащихся от необходимости держать в памяти большой и не очень важный объем фактического материала.
    5. Отбираю  методы обучения, как правило, преобладающими на этих уроках являются: проблемные, практические, исследовательские, лабораторные работы.
    6. Планирую  формы деятельности: индивидуальные и групповые.
    7. Делаю  разбивку материала на отдельные логически завершённые учебные элементы  и определяю главные цели каждого отдельно взятого элемента. Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов  (УЭ)  должно быть 4-8, но не более, чтобы учащиеся смогли выполнить все предложенные задания. Составляю технологическую карту для учащихся. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, цель обучения, контроль над качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности, баллы за выполнения практических заданий. (Приложение №1) . Итак рассмотрим пошагово, что в себя включает каждый учебный элемент (УЭ).
    УЭ - 0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.   УЭ - 1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме.  Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе с новым материалом. Для тех учащихся, кто не справился с заданиями входного контроля, или справился частично, дается консультация для  повторения проверяемого материала. Вводный контроль проверяется вторично.
    УЭ – 2 – включает задания по овладению новым материалом. Учебный материал подается одновременно на всех возможных кодах:
    - биологические задачи разной сложности;
    - ответить на вопросы, т.е. дать краткие и развёрнутые ответы;
    - тестовые задания по вариантам;
    - тестовые задания по вариантам – несколько вариантов ответов выбрать;
    - задания на смекалку;
    - заполнение таблиц разных по уровню сложности.

     УЭ -3 –включает выходной контроль знаний, закрепления знаний.  
Составляются задания выходного контроля: тест и открытые задания. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.  Задания могут быть частично дифференцированы: основная часть и дополнительная (задания повышенной сложности). Очень важно учебный материал дифференцировать. Он должен быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень – выше обязательного (для сильных учащихся). Но любой ученик с любым уровнем подготовки при желании может выполнять задания любого уровня сложности.

УЭ - 4 – подведение итогов занятия, оценка  степени достижения целей урока. Так как каждый учащийся имеет свои индивидуальные особенности, я не вводила в технологическую карту урока время на выполнения тех или других УЭ. Учащиеся  самостоятельно решают, в каком темпе им комфортнее работать, какую оценку они могут и хотят получить за работу над УЭ. В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.  В течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем. Баллы заносятся в листок контроля, он дается каждому ученику перед началом урока. По этому листу учащийся сам выставляет себе оценку по количеству набранных баллов. (Приложение № 2)

Проблема контроля знаний и оценки деятельности в развивающем обучении, да и вообще в обучении, имеет сложный  характер. Во-первых, для того, чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль (итоговый, промежуточный или пооперационный) – и он выполняет в этом смысле функцию обратной связи. Во-вторых, всякая правильно организованная деятельность состоит их трех частей: ориентировочной, исполнительской и контрольно-оценочной, и потому важнейшей задачей учителя  является научить школьников строить свою деятельность , в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознаны и полостью проверены. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый самим учеником. Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приемам планирования собственных действий формирования у них потребности и привычки самоконтроля

Для учащихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Разработанные в соответствии с содержанием технологической карты вопросы и задания для самоконтроля учащихся позволяют им осуществлять поурочный контроль своей учебно-познавательной деятельности. В сущности, самостоятельная работа школьников по разработанным вопросам и заданиям требует умения отбирать нужную информацию.

Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Это сочетание или анализ результатов очевиден по листу результативности изучения данной темы. Перед выбором задания обязательная рефлексия. Рефлексия - мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Для этого в последнем  УЭ  в колонке, где указаны задания, записываю:

1. Прочитайте цель урока.                                                                                                                               2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?                                                                                        3. Что помогало, что мешало вашей работе на уроке?                                                                                      4. Что понравилось  и что не понравилось?

5.  Оцените себя, если вы набрали  столько --- баллов,  то оценка  «5», и т. д.  
Исходя из того, какова степень усвоения учебным материалом, задаётся дифференцированное домашнее задание. Второй вариант подведения итогов – творческий.

УЭ -5  –выбор домашнего задания, на основе дифференцированного подхода в зависимости от успешности  работы учащегося на уроке. Учащийся, получивший оценку «5» выполняют творческое задание или  пишут рассуждение о практическом применение данных знаний, получившие  «4» повторяют те вопросы темы, которые не совсем усвоили и как дополнение, например, составляют  кроссворд, или находят дополнительный материал в научно – популярной литературе и подготавливают сообщение. Если учащийся  получил  «3», «2»,ему  обязательно, снова  изучить данный параграф, ответить на вопросы после параграфа и при желании  они могут составить кроссворд, подготовить сообщение.

  1. Подготовка необходимого количества копий  технологической карты урока (по количеству  учащихся в классе).  Так как технологическая карта для меня является основой управления учебной деятельностью учащихся. Подготовка необходимого количества копий оценочных листов. Самая большая сложность –тиражирование  материала, поскольку каждый ученик должен получить свой модуль, свою технологическую карту. На каждом уроке ребятам даётся объём работы.                                    

10. Не следует включать в модуль очень большой объем деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Учитель должен обязательно задавать хороший темп работы своим учащимся. Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. Итоговый (выходной) контроль  проводится на следующим уроке  – это тестирование учащихся.

Модульные уроки имеют свои особенности.

    Перед уроком на парты выдается вместе с технологической картой урока «Памятка для работы по модулю». ( Приложение 3)
Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование у них навыков самообразования, весь процесс, строится на основе осознанного выбора цели с выбора ближних (знания, умения и навыки), средних (обще-учебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов.

Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а чем же занимается учитель на уроке?

     Учитель  ведет индивидуальные консультации с учениками, у которых вызывают затруднения выполнение тех или иных заданий. Индивидуальная беседа с учениками по материалу прошлого урока (это даёт учителю выяснить усвоен ли материал, вовремя исправить ошибки, проверить объём выполненных заданий, и выявить какие же вопросы вызывают затруднения у ребят).

Заключение

     Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание, в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая, соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
    Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учениками  и быстро выявить пробелы в знаниях, она является средством формирования компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся. Проводить модульные уроки, а главное – подготовиться к ним, конечно же, не очень просто:
-  во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т. д;
-    во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов;
- в-третьих, подобрать дополнительный материал для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников, создать презентацию новой темы;
- разработать технологические карты, размножить их. На написание технологических карт уходит немало времени. Но правильно составленные  технологические карты единожды, они могут быть использованы несколько раз.
     В литературе есть утверждение о том, что чтобы успешно вести работу по модульному обучению, лучше начинать с 8 класса. Младшие школьники не способны еще работать полностью самостоятельно. Но, я начала внедрять модульную технологию с 6 класса. Здесь, как и в других классах, я сочетаю обычные уроки с модульными, хотя первые полгода,  работать с шестиклассниками очень тяжело. Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Так как  мной разработаны модули и технологические карты не всех тем программы по биологии.

(Обучение биологии 6 – 11кл, базовый уровень. Авторы Криксунов Е. А., Пасечник В.В. Каменская А.А. и др.).  Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и
Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование. По урокам – модулям классы работали в течение 2-лет. Результаты этой работы таковы: многие учащиеся научились работать самостоятельно, у них нет страха выступать перед   аудиторией. Увеличился объём их работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок, самостоятельность учащихся, увеличились желания и стремления к работе с дополнительным материалом. Некоторые учащиеся самостоятельно, без просьб учителя просят подобрать и предложить им темы докладов, рефератов, исследований. Многие творческие задания заинтересовали учеников, и они перешли в исследовательские работы.  На районной научно – практической конференции и на гимназических исследовательских  конференциях  многие мои  ученики стали победителями  и лауреатами.  Также,  мои ученики становились победителями в районной экологической конференции. Два моих ученика стали победителями Всероссийского «Молодежного биологического чемпионата» и были награждены дипломами: Дипломом федерального победителя  второй ступени, Дипломом регионального победителя третьей ступени. Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны. Но в этом направлении  мне предстоит сделать еще очень много работы.
 И в заключении своей  работы я хотела бы сказать, что модульная технология дает возможность для каждого ученика включаться в активную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой, позволяет перевести обучение на субъект – субъективную основу, в результате чего происходит

формирование и развитие компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся  и их творческих способностей. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Но самое главное важно то, что ученик имеет возможность самореализоваться, что способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения. Таким образом, перспективами своей педагогической деятельности я вижу необходимость продолжения работы по переходу на модульно-блочную систему обучения и технологические карты уроков, так как именно модульно- блочная система  является средством формирования компетенций учебно-познавательной деятельности, которая   на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в  жизненных ситуациях.

                                                                     

Литература

1. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения //Биология в школе, 1999, № 5.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета, 2002, № 31.
3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995

4. Скорлуханова Е.К., Методические основы модульного обучения. РОСТ. Липецк. – 2007. - № 1.

5. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

6. Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. Третьякова П.И. – М.: Новая школа, 2001.
7. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность и технология //Биология в школе, 1994, № 5.
8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Технологическая карта как основа планирования учебного процесса //Биология в школе, 1992, № 5–6.

                                                                                         Приложение №1

Технологическая карта учащегося


учебного
элемента

Учебный материал
с указанием заданий

Руководство по усвоению
учебного материала

Баллы

1

2

3

4

                                                                                            Приложение №2

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ (оценочный лист)

Фамилия, имя ученика_____________________

Класс__________

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий

Итого

(кол-во баллов)

№1

№ 2

№ 3

УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление.

Контроль.
Оценка:

Итоговый контроль.

Оценка учителя:

   

                                                                                           Приложение №3

Сопоставьте умения, перечисленные на этом листе, с теми заданиями, которые вы выполняли по ходу урока, и оцените наличие у себя этих умений в соответствии с указанными критериями.

Умения:

ВЫДЕЛЯЮ ГЛАВНОЕ  ОБОБЩАЮ
И ПРОГНОЗИРУЮ,
ДОКАЗЫВАЮ И ОПРОВЕРГАЮ,
ФОРМУЛИРУЮ  ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
ВЫДЕЛЯЮ ЛОГИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ ТЕКСТА УСТАНАВЛИВАЮ  ПРИЧИННО  –СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Критерии оценки:

5 –Владею умением на отлично

4 –Делаю эти задание хорошо, но надо повторить теорию
3 –Умею это делать не совсем хорошо, надо еще много работать
2 – у меня эти задания пока не получаются

Баллы и оценки

17-20 (высокий )- «5»

14-16 (средний)- «4»

10-13 (низкий) - «3»

2-9 (очень низкий) - «2»

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Прочитай тему урока  и задания технологической карты! Внимательно прочитай пояснения к заданию. Если что, то непонятно подними  руку  с вопросом к учителю. Работа в парах и в группах  требует умения выслушивать мнения других учеников , и взаимоуважения друг к другу. Умей  признать  свои ошибки и  находить правильные ответы. Работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, и помнить ее во время работы над учебными элементами и возвращаться к ней в конце каждого учебного элемента. Ты можешь получить консультацию в учебнике, в словаре или в дополнительном материале. Посмотри критерии выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке, взаимопроверке в итоговом контроле!   Думай!  Не торопись и работай!!!!  Желаю удачи!!!

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках английского языка

Эта работа является описанием опыта работы по теме "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов на уроках английского языка". В данной работе описаны различные виды игр, такие ка...

Модульная технология как средство развития познавательной компетенции учащихся

Выступление на районном методическом семинаре учителей иностранных языков....

Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....