Урок русского языка в 7 классе
методическая разработка (7 класс) по теме
Помощь учителю русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7.doc | 83 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_7.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации. Тип урока: комбинированный. Цели по содержанию урока: Образовательная – определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов. Развивающая – формировать умение уместно употреблять союзы в речи. Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Средства обучения: 1. Разумовская М.М. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. 2. Репкин В.В. Русский язык. 6 класс (Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обучения) – Томск. Пеленг,1999. 3. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 7 классе. – Волгоград, 2003. 4. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1995.
Ход урока
ПриложениеЗадание 1.1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы. Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом. 2. В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. 3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Вариант записи в ученической тетради. 1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны. (и это и то) – соединяет. 2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны. (не то, а это) – противопоставляет 3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны. (или то, или это) – разделяет. Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза. 1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз соединяет. 2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз противопоставляет. 3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на время. 4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на цель. 5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на причину. Задание 2.1. Ознакомьтесь с текстом. Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды. … душа этой моей любви – "тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды. Н. Смирнов. 2. Выполните задания:
Задание 3.Определите, уместно ли использован повторяющийся союз И в ответе ученика на уроке физики. Представьте свой вариант ответа. Форму жидкости изменить легко. Однако ее объем изменить трудно. Например, в свинцовый шар налили воды и запаяли его со всех сторон. И потом ударили по нему, и вода не сжалась. И она просочилась сквозь стенки шара. Задание 4.Представьте, что вы пришли в гости. Первое, что вас поразило, - это обилие книг и то, что вы увидели свои любимые книги. Составьте об этом небольшой текст, выразите в нем свое восхищение, используя для выразительности союзы. Задание 5.1. Выписать члены предложения, соединенные союзами. Рассказать о роли союзов для связи членов предложения.
2. Выпишите в два столбика: а) словосочетания с предлогами, б) слова, соединенные союзами. Сделать разбор сочетаний. 1. Сварите суп и кашу. 2. Мы с Мишкой решили пойти на реку ловить рыбу. 3. Кашу можно без хлеба есть. 4. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. 5. Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху. 6. Крупа совсем твердая и сухая. 7. Мы их варить не будем, а зажарим. 8. Мишка почистил пескарей и положил на сковороду. 3. Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания. Что соединяют союзы в этих предложениях? Начертите схемы предложений, определите разряд союзов. 1. Ветер прогулялся по желтой листве старых берез, и с листьев посыпался на нас град крупных капель. 2. Еще нет семи часов, а цирюльня Макара Кузьмича Блесткина уже отперта. 3. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. 4. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало в самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чаше. 5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. 6. Было не холодно, и снег слабо поскрипывал у него под ногами. 7. Когда из кухни ушел гость, Пелагея явилась в комнаты и занялась уборкой. 4. Выписать предложения в таком порядке: а) союзы соединяют члены простого предложения; б) союзы соединяют части сложного предложения. 1. Сегодня начали жать рожь, и в прохладе вечера разлился ржаной аромат. 2. Вечер прохладен и светел. 3. Ярко горит каждый листик берез, осин, рябин под темным пологом елей и сосен. 4. На клевере горят и переливаются алмазные капли. 5. Ночью шел дождь, а днем припекло солнце. 6. Гроза прошла стороной, и весь лес окутался туманом. 5. Продолжить предложения дважды, чтобы получилось: а) предложение с однородными членами; б) сложносочиненное предложение. 1. С утра шел дождь. 2. Почтальон принес заказное письмо. 3. Избушку окружали высокие сосны. 4. Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет. 5. Я выскочил из лодки на берег. 6. На пригретых солнцем пригорках показались проталины. Тест "Проверь себя”1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:
2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].
3. В этом предложении есть разделительный союз:
4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.
5. В предложении употреблен сравнительный союз:
Ключ к тесту: 1 – а 2 – в 3 – в, г 4 – а, в, г 5 – а | ||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Документы | Добавил: devlezerkino09 (30 Декабрь 2009) |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации. Тип урока: комбинированный. Цели по содержанию урока: Образовательная – определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов. Развивающая – формировать умение уместно употреблять союзы в речи. Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Средства обучения: 1. Разумовская М.М. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. 2. Репкин В.В. Русский язык. 6 класс (Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обучения) – Томск. Пеленг,1999. 3. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 7 классе. – Волгоград, 2003. 4. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1995.
Ход урока
ПриложениеЗадание 1.1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы. Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом. 2. В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны. 3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Вариант записи в ученической тетради. 1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны. (и это и то) – соединяет. 2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны. (не то, а это) – противопоставляет 3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны. (или то, или это) – разделяет. Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза. 1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз соединяет. 2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз противопоставляет. 3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на время. 4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на цель. 5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на причину. Задание 2.1. Ознакомьтесь с текстом. Я люблю в своей великой Родине все: … ее печальные тундры, … ее реки с ажурной красотой шлюзов и плотин, … ее новостройки, … ее дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы. Мне дорого все, … тут жили мои деды и прадеды. … душа этой моей любви – "тот уголок земли” на берегу матушки Волги с ароматом цветов … сотового меда, синевой весны … золотом осени, блеском снега … холодком родниковой воды. Н. Смирнов. 2. Выполните задания:
Задание 3.Определите, уместно ли использован повторяющийся союз И в ответе ученика на уроке физики. Представьте свой вариант ответа. Форму жидкости изменить легко. Однако ее объем изменить трудно. Например, в свинцовый шар налили воды и запаяли его со всех сторон. И потом ударили по нему, и вода не сжалась. И она просочилась сквозь стенки шара. Задание 4.Представьте, что вы пришли в гости. Первое, что вас поразило, - это обилие книг и то, что вы увидели свои любимые книги. Составьте об этом небольшой текст, выразите в нем свое восхищение, используя для выразительности союзы. Задание 5.1. Выписать члены предложения, соединенные союзами. Рассказать о роли союзов для связи членов предложения.
2. Выпишите в два столбика: а) словосочетания с предлогами, б) слова, соединенные союзами. Сделать разбор сочетаний. 1. Сварите суп и кашу. 2. Мы с Мишкой решили пойти на реку ловить рыбу. 3. Кашу можно без хлеба есть. 4. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. 5. Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху. 6. Крупа совсем твердая и сухая. 7. Мы их варить не будем, а зажарим. 8. Мишка почистил пескарей и положил на сковороду. 3. Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания. Что соединяют союзы в этих предложениях? Начертите схемы предложений, определите разряд союзов. 1. Ветер прогулялся по желтой листве старых берез, и с листьев посыпался на нас град крупных капель. 2. Еще нет семи часов, а цирюльня Макара Кузьмича Блесткина уже отперта. 3. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. 4. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало в самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чаше. 5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. 6. Было не холодно, и снег слабо поскрипывал у него под ногами. 7. Когда из кухни ушел гость, Пелагея явилась в комнаты и занялась уборкой. 4. Выписать предложения в таком порядке: а) союзы соединяют члены простого предложения; б) союзы соединяют части сложного предложения. 1. Сегодня начали жать рожь, и в прохладе вечера разлился ржаной аромат. 2. Вечер прохладен и светел. 3. Ярко горит каждый листик берез, осин, рябин под темным пологом елей и сосен. 4. На клевере горят и переливаются алмазные капли. 5. Ночью шел дождь, а днем припекло солнце. 6. Гроза прошла стороной, и весь лес окутался туманом. 5. Продолжить предложения дважды, чтобы получилось: а) предложение с однородными членами; б) сложносочиненное предложение. 1. С утра шел дождь. 2. Почтальон принес заказное письмо. 3. Избушку окружали высокие сосны. 4. Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет. 5. Я выскочил из лодки на берег. 6. На пригретых солнцем пригорках показались проталины. Тест "Проверь себя”1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:
2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].
3. В этом предложении есть разделительный союз:
4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.
5. В предложении употреблен сравнительный союз:
Ключ к тесту: 1 – а 2 – в 3 – в, г 4 – а, в, г 5 – а | ||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Документы | Добавил: devlezerkino09 (30 Декабрь 2009) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....