Открытый урок «Игра в ансамбле как одна из форм музыкального развития обучающихся»
учебно-методический материал (6 класс)

Киселева Елена Александровна

Технологическя карта открытого урока по классу ансамбль

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта   открытого урока

Преподаватель: Киселева Елена Александровна

Специальность: музыкальный инструмент – аккордеон, предмет ансамбль

Дата проведения:  07.02.2025.

Ссылка на видео урока: https://drive.google.com/file/d/1FUgtvTG5AQo7J4AM_y6s4nAQD_eKBvM_/view 

Тема урока: 

«Игра в ансамбле как одна из форм  музыкального развития обучающихся»

Цель:

Совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, через привлечение их к совместному музицированию.

Задачи:

Образовательная

  • Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • Развитие чувства ансамбля;
  • Обучение навыкам импровизации  в ансамбле

Развивающая

  • Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;
  • Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия.

Воспитательная

  • Формировать  музыкальную культуру;
  • Формировать навыки общения в коллективе;
  • Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование

Учащиеся:

Халимов Константин, Щербаков Никита

Иллюстратор: преподаватель Кинжалова Полина Сергеевна

Тип урока:

Урок общеметодологической направленности

Форма работы:

Групповая

Используемые технологии:

Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

 • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал», «Аккорд. Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий». «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки». «Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты»

Зарубежная музыкальная литература. Тема: «Зарубежная музыка XIX  века», «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XIX века». «Современные саксофонисты»

Внутрипредметные связи:

- штрихи

- способы звукоизвлечения

- динамика

Оборудование

для учащихся:

аккордеоны, стулья, пульт, ноты.

Репертуарный план

«Цветы России». Музыка Евгения Птичкин, слова Владимира Бутенко, переложение для дуэта аккордеонов Е.Киселевой

План урока:

I.   Организационный момент. (3 минуты). Сообщение темы, цели урока.

II.    2.1   Вступительная часть (2 минут)

III. Основная часть (38 минут)

3.1.Практическая работа. Исполнение «Цветы России».

      3.2.Работа над музыкальным произведением. Использование  приобретенных навыков и умений при изучении музыкальных произведений

IV. Заключительная часть (2 минуты) Выводы, обобщение по уроку. Оценка эффективности урока.

3.1.Подведение  итогов.

      3.2 Домашнее задание.

                             

                                         Содержание и структура занятия:

№ п/п

Этапы урока

Элементы урока, изучаемые вопросы

Методы и средства обучения.

Виды контроля

Планируемое время

1.

Организационная часть

Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите начать наш открытый урок по теме: «Совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, через привлечение их к совместному музицированию». Цель урока: Совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, через привлечение их к совместному музицированию.

Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте. На данный момент у нас  стоит проблема обучения коллективному творчеству.

Для развития вышеуказанных навыков, используется педагогическая модель, которая базируется на трех компонентах: теоретическом, технологическом, творческом.

Теоретический компонент включает в себя необходимые теоретические знания (основные приемы звукоизвлечения, применение их на практике, штрихи, динамика, исполнительская терминология); исполнительские образцы.

Технологический компонент включает в себя необходимые умения и навыки для воплощения композиторского замысла посредством исполнительского аппарата, а также самоконтроль. В его основе лежит моторная функция артикуляции.

Творческий компонент отражает проявление творческой активности учащегося как основы художественной деятельности, умение применять на практике полученные знания, находить новые решения в интерпретации произведения.

-Инструктивно - иллюстративный метод

-репродуктивный метод  (достижение результата с помощью тренажа).

3 мин

2.

Вступительная часть

Рассмотрим штрихи, приемы артикуляции и интонирования на музыкальном примере «Цветы России». Музыка Евгения Птичкин, слова Владимира Бутенко, переложение для дуэта аккордеонов мы сделали совместно с учениками на уроке в классе ансамбля.

Работа над звукоизвлечением, атакой звука.

Начиная работать над произведением, ученик обычно проигрывает его несколько раз от начала до конца, знакомится с ним в целом.

У учащегося складывается определенное представление о форме, характере, содержании произведения.

Детальное изучение и техническое овладение. Проанализировать, как звуки складываются в мотивы, почувствовать интонационное движение внутри мотива. Далее определить кульминационные моменты. Но, работая по фразам, нельзя терять из виду общего плана произведения.

-Подготовка игрового аппарата;

настройка инструмента;

 -контроль за правильной постановкой;

-повторение пройденного материала;

-словесные методы;

-показ, демонстрация

2 мин.

3.

Основная часть

1.Дана краткая характеристика  исполняемого произвежения.

 -Первоначальное исполнение произведения целиком.

-Оценка исполнения. Что получилось, что нет.

- Работа над преодолением технических трудностей, работа над точностью звукоизвлечения.

Аккомпанемент в левой клавиатуре - важно тактильное ощущение кнопок, аккуратный нажим. Исполняемые штрихи должны соответствовать характеру произведения.

-Работа по фразам, над интонированием, умение вступить вместе, следование за вокальной партией, поддержка кульминации.

 Проанализировать, как звуки складываются в мотивы, почувствовать интонационное движение внутри мотива. Далее определить кульминационные моменты.

-Работа над дыханием.

-Контролируем что получилось, что не получилось.

2. - Работа над преодолением технических трудностей, работа над приемом легато в аккордах, интервалах, приемами меховедения.

Работа над приемом «репетиция», «подмена пальцев»

-словесный (рассказ, беседа, объяснение)

-объяснительно-иллюстративный (ученик играет произведение, а преподаватель  попутно объясняет, используя репродуктивный, словесный метод)

-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя).

- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения

20 мин.

3 мин

10 мин

3.Работа над артикуляцией и интонациями, над формированием рациональных движений занимает много времени, т.к. любое исполнительское движение требует тщательной проработки.

Поэтому, учащимся  предстоит ещё много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы движений, желаемой артикуляции, способов звукоизвлечения.

Цель урока достигнута, тема урока раскрыта в полном объеме.

 Благодарю учеников за работу.

-словесный (рассказ, беседа, объяснение)

-объяснительно-иллюстративный (ученик играет произведение, а преподаватель  попутно объясняет, используя репродуктивный, словесный метод)

-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя).

- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи):

Работа над звукоизвлечением, точностью строя, интонирования

проведен анализ формы и разобран тональный план.

5 мин

4.

Заключительная часть

1.Намечены пути решения технических проблем.

2. Домашнее задание:

- Отработать прием «репетиция» на мажорной гамме, «подмена пальцев» на штрихе легато,

- Обобщить все способы работы над трудностями.

Прощаемся с учениками и коллегами.

В заключительном исполнении произведения ученики показали определенный результат в освоении исполнения приемов игры.

2

мин.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

ФИО преподавателя: Киселева Елена Александровна

Дисциплина: Ансамбль (аккордеон)

Класс: 6, обучающееся  по дополнительной предпрофессиональной программе, 7-летнего срока обучения.

Учащийся: Халимов Константин, Щербаков Никита

Иллюстратор: преподаватель Кинжалова Полина Сергеевна

Дата проведения: 07.02.2025

Тема: ««Игра в ансамбле как одна из форм музыкального развития обучающихся»»
Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный урок
Цель урока:  Совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, через привлечение их к совместному музицированию.

Задачи:

Образовательная

  • Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • Развитие чувства ансамбля;
  • Обучение навыкам импровизации  в ансамбле.

 Развивающая

  • Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;
  • Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия.

 Воспитательная

  • Формировать  музыкальную культуру;
  • Формировать навыки общения в коллективе;
  • Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал»,  «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки».

Внутрипредметные связи:

- штрихи; способы звукоизвлечения; динамика; история создания произведения.

Форма занятия: групповая

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). 

Материально-техническое оснащение:

Аккордеоны для учащегося, аккордеон для педагога, пюпитр..

Анализ структуры урока

Урок был проведен с учениками 6 класса (11-12 лет), обучающимся  по дополнительной общеразвивающей программе, 7-летнего срока обучения.

 Ученики со средними музыкальными данными, дисциплинированы, отзывчивы. Занимаются не стабильно. Наизусть учат  долго. Поэтому, был выбран вариант  импровизации, подбора аккомпанемента. Работали над расширением технических исполнительских приемов, стилистикой произведений. Работали над выработкой контрастной динамики, умением следовать за солистом. Со стороны родителей оказывается постоянная поддержка и контроль.

В процессе организации и проведении урока были соблюдены гигиенические условия урока. Урок проводился во второй половине дня, в учебный день, не загруженный предметами общеобразовательного  цикла.

В иерархии целей урока - обучение совместному музицированию, развитие чувства ансамбля,  доминирующим являются воспитательные и развивающие цели, системно – деятельностный подход, так как на уроке идет формирование деятельности учащихся (теоретическое и практическое).  На уроке осуществляется деятельностный подход к обучению. Урок воспитывает, развивает личность обучающихся.

Исходя из образовательных целей и планируемых результатов, выбирала вид урока: комбинированное занятие, которое включала элементы  традиционного урока, объяснительно-иллюстративные методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные, практические.

Содержание урока соответствует учебной программе, материал, рассматриваемый на уроке. Этапы урока соответствуют целям, задачами и содержанию занятия. Для эффективности содержательного компонента урока использовались показ педагога на инструменте, игра с  пением (солистом).

Эффективность преподавания на уроке повышалась:

-  с помощью заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,

- тем, что на уроке ведется учет индивидуальных особенностей учащихся.

- педагогическим тактом преподавателя.

Уровень активности учеников был достаточен, учащиеся  реагировали на все мои замечания, старались добиться нужного результата.

Урок проведен на основе пройденного теоретического и практического материала. В данном уроке я показала комплексную работу на уроке специальности и ансамбля, которая проходит систематически на каждом уроке.

Затрудняли проведение урока ограниченность пространства кабинета, новый иллюстратор, дети только вышли на занятия после болезни и каникул, был небольшой перерыв в учебном процессе.

Дифференцированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты. Домашнее задание направлено на организацию домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с вокальным ансамблем

Открытый урок с вокальным ансамблем на тему:«Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста». Тема: Формирование навыков двухголосного пения с детьми мла...

Игра в ансамбле как средство раскрытия и развития коммуникативных качеств и способностей у учащихся класса фортепиано

В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие "ансамбль",история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возмож...

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано

Методическое сообщение: "Работа над ансамблями,  как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано" для выступления на методическом совете...

Методическое пособие "Создание опорных сигналов как одно из средств развития обучающихся"

Стандарты П поколения во главу угла ставят развитие учащихся. Актуальность технологии создания опорных сигналов заключается в том, что перевод теории из одной знаковой системы (из теоретического матер...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...