Игра в ансамбле как средство раскрытия и развития коммуникативных качеств и способностей у учащихся класса фортепиано
учебно-методический материал по музыке по теме

Мартемьянова Ирина Александровна

В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие "ансамбль",история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возможности в развитии учащихся. Цель обучения в классе ансамбля.Концертный показ-как итог творческой и совместной работы. В доклад входят приложения из психологических тестов Д.Коулмэна и В.Ф.Ряховского,упражнения на парное взаимодействие учащихся и сценарий концерта к теме доклада -"Шоу представление в дуэтном исполнении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п.Унъюган

                                                                                                 

Доклад

на тему:

«Игра в ансамбле как средство раскрытия и развития коммуникативных качеств и способностей у учащихся класса фортепиано»

                               

                                                                                               составлен преподавателем ДШИ:

                                                                                                                     Мартемьяновой И.А.

                                                                                                     

п.Унъюган

2010 г.

План

  1. Введение.
  2. Психология общения. Возрастные тенденции и потребности.
  3. Понятие «ансамбль». История развития жанра.
  4. Формирование и специфика ансамбля, его влияние и возможности в развитии учащихся.
  5. Цель обучения в классе ансамбля.
  6. Концертный показ -  как итог творческой и совместной работы.
  7. Вывод. Игра в фортепианном ансамбле создает благоприятные возможности для развития коммуникативных способностей.

Основные задачи детской музыкальной школы: дать учащимся общее музыкальное развитие, сформировать их эстетические вкусы на лучших произведениях зарубежных, русских и современных композиторов, воспитать активных участников художественной самодеятельности – пропагандистов музыкально – эстетических знаний. В музыкальной школе кроме сольного фортепианного исполнения учащиеся должны приобрести первоначальные навыки чтения с листа и транспозиции, заниматься аккомпанементом, играть в ансамбле. Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания хорошего ритмического чувства, умения слушать и контролировать не только собственное исполнение, но и партнера, а так же общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; повышает чувство ответственности за знание своей партии, т.к. совместное исполнительство требует свободного владения текстом Цель ансамблевого обучения – привить учащимся навыки ансамблевой игры (синхронность, умелое использование возможностей динамики, особое внимание к штрихам); максимально активизировать самостоятельность учащихся; расширить их музыкальный кругозор, художественный вкус, интеллект и конечно развить у учащихся чувство коллективизма.

В современной психолого – педагогической науке все большее внимание уделяется возрастной динамике эмоционального развития ребенка. При этом выделяется три ступени, которые характеризуют своеобразие эмоциональной жизни учащихся (Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая и др.) На первой ступени обучения для детей характерны живая увлеченность самим процессом учения. При этом эмоциональные переживания детей тесно связаны с наглядными образами и представлениями. На следующих возрастных ступенях своеобразие эмоционального развития детей активно выражается в стремлении к общению, желанию приблизиться к духовной жизни сверстников. У них резко возрастает потребность соотнести свои переживания с переживаниями других людей. На более высоких ступенях возрастного развития преобладает эмоционально – оценочная функция – стремление овладеть определенными социальными нормами поведения и общения.

Особое значение имеет достижение единства эмоционального и сознательного развития личности, что значительно повышает психические возможности учащихся в усвоении содержания учебного предмета.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно – групповым.

Во–первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально  на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Включенность ученика в групповые формы организации разных видов деятельности способствует возникновению здорового соревнования, придает эмоциональную привлекательность учебной деятельности. Ученик начинает чувствовать, что он играет не подчиненную, а главную и активную роль.

Для чего люди учатся музыке? Одна маленькая ученица на вопрос, для чего она учится играть на фортепиано, ответила:

- Когда я вырасту, хочу быть женщиной, которая умеет играть на фортепиано.

Маленькая девочка безотчетно осознала, что человек, умеющий играть, становиться интересным для окружающих. Своим исполнением он может доставить удовольствие себе и своим слушателям – удовольствие от звучания мелодии, от полноты и тонкости звучания гармонии, удовольствие от живительной силы творчества. Однако на первых порах начинающие пианисты издают такое звучание на инструменте, которое совсем не ласкает слух окружающих. Один из маленьких учеников, придя на первый урок, признался:

- Когда я дома начинаю играть на пианино, все прячутся на кухне.

И как облегчить ученику его путь в мир музыки?

«Метода» по-гречески означает путь, дорога. Преподаватель помогает ученику тем, что облегчает трудности, встречающиеся на его пути, учит самостоятельности в дальнейшем. Но в начале пути важно увлечь маленьких музыкантов. Детям нравится играть в ансамбле, играя в ансамбле с преподавателем, начинающий пианист ощущает себя частью единого целого в звучании музыки.

В словах ансамблевое музицирование содержится два понятия: совместная, ансамблевая игра и музицирование – т.е. процесс занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах. Музицировать – развлекаться музыкой, играть. Можно добавить «играть с удовольствием». История развития жанра фортепианного дуэта уходит корнями в XIX век. Игра в четыре руки – излюбленный вид домашнего любительского музицирования. Его огромные горизонты особенно раскрылись в XIX веке после появления множества четырехручных обработок оперной, симфонической и камерной литературы. В то время, когда не существовало ни грамзаписи, ни радиовещания, ни телевидения, игра в четыре руки давала едва ли не единственную возможность в домашних условиях самостоятельно  познакомиться с разнообразной музыкальной литературой.

Представим себе, как рождается камерный ансамбль и как протекает его работа.

Во-первых, любой ансамбль может возникнуть только в том случае, если будущие партнеры испытывают друг к другу определенную человеческую симпатию. В самом деле, музицирование – это одно из самых отрытых и естественных проявлений чувств. Так что личностные особенности каждого из участников ансамбля – очень важный фактор в успешности работы всего ансамбля. Во-вторых, будущие ансамблисты должны быть творческими единомышленниками; музыкантов приводит к совместному музицированию то, что они интересуют друг друга как творческие личности, как музыканты. Процесс привыкание ансамблистов друг к другу невероятно сложен и требует большой психологической работы, которая подчас лежит и в сфере морально – этических взаимоотношений. Для формирования и успешной работы в ансамбле я ,например, использовала  психологические тесты и упражнения на развитие взаимодействия (см. приложение №1,№2)

Фортепианный ансамбль – необходимая школа самообучения и самовыражения. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благоприятное влияние на учащихся, формирует человеческие качества: чувство взаимоуважения, такта, партнерства.  Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения исполнителей. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта «сближают души быстрее, чем любые слова» прекрасно иллюстрируют эту мысль. Если целенаправленно формировать процесс обучения в классе ансамбля, то через коллективное музицирование можно дать детям огромные возможности для полноценного самораскрытия. Важно правильно выстроить методику, грамотно подобрать репертуар и гармонично сформировать отношения между партнерами. В этом случае результат достигается без каких – либо сложностей, скорее на основе удовольствия. Отсутствие в ансамблевой программе жесткой учебной регламентации позволяет использовать иллюзию независимости ученика от учебных требований. В этой ситуации, по словам того же Л.С. Выготского, «парадокс игры: ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), научается действовать по линии наибольшего сопротивления», т.е. в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Суммируя все упомянутые возможности, предоставляемые ансамблевой игрой, можно заключить: совместное музицирование, с одной стороны, учит, раскрепощает и высвобождает творческий импульс, т.е. осуществляет общее развитие, с другой социализирует ребенка и выполняет корректирующую функцию. Привлечение увлекательного, доступно воспринимаемого и свободно реализуемого материала доставляет еще и удовольствие от игрового процесса как такового.

Далее рассмотрим специфику ансамблевого музицирования. Игра в ансамбле имеет большое значение для разностороннего развития любого ученика. Требуя мобильной реакции на внутреннюю жизнь произведения, она развивает творческое начало, активизирует фантазию, заостряет ощущение звукового колорита, совершенствует гармоническое восприятие, открывает тембровое слышание.  В личностном плане оно воспитывает умение увлечь своим замыслом партнера, а когда это необходимо – подчиниться его воле.

Цель обучения в классе ансамбля можно рассмотреть в двух ракурсах. В широком смысле слова это воспитание ансамблевого слуха, что включает в себя темповую память, полифоническое мышление, чувство меры и стиля. Это постижение норм партнерского общения, которое начинается с передачи осознано проинтонированных музыкальных реплик и переходит в исполнительскую и репетиционную этику поведения участников ансамбля. Партнеры учатся общаться  и, стало быть, приходят к необходимости слышать и слушать. Это развитие интуиции и воображения, слухового контроля и исполнительской самооценки. Совместное музицирование требует повышенной ответственности, а следовательно, дисциплинирует, помогает стать более самостоятельным. Это тоже одна из целей ансамблевой игры. В благоприятной атмосфере общения зачастую смягчаются трудности переходного возраста и безболезненно решаются проблемы личностного развития ребенка. В узком понимании целью обучения является привитие навыков ансамблевой игры и применение этих навыков на практике. Педагог ставит перед собой ряд определенных задач, необходимых для полноценного продвижения ученика. Одна из первых задач – умение играть вместе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодии, дальше простейший аккомпанемент поручается самому ученику. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирование» когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанемент» умение отойти на второй план ради звукового единства пьесы. По мере усложнения музыкального материала и художественных задач работа углубляется, подводя ученика к процессу сотворчества с партнером.

Концертный показ программы является спецификой совместного исполнительства, т.к. даже игра с педагогом на уроке имеет мини – концертную форму, а выступление на школьных и городских концертах, фестивалях, на классных вечерах будучи формой учета успеваемости, всегда по своей сути выходит за рамки рутинной  проверки. Такая «незаметная» и сугубо «концертная» форма учета также положительно влияет на психологическое состояние наших подопечных. Отсутствие в ней настоятельности присущей другим формам проверки, значительно раскрепощает и вдохновляет учеников. В Приложении №3, я представила вашему вниманию разработку внеклассного мероприятия - «Шоу-представление в дуэтном исполнении», где ребята не только исполняли свои ансамбли, но и раскрывались в приемах совместной поисковой и творческой деятельности. Фрагменты с этого мероприятия вы сейчас можете видеть на фото репродукции. Участники ансамблей сообщали нам интересные факты об  исполняемых произведениях: создали афиши, демонстрировали  «защиту» своих пьес в виде сценок, танцев и песен.

Таким образом, ансамблевое музицирование наряду с другими коллективными формами музыкальных занятий позволяет более полно учесть как возрастные особенности значительного контингента учащихся, так и  индивидуальные психические свойства отдельных детей. Игра в ансамбле позволяет с первых шагов обучения включать школьников в активную музыкальную среду.                                                    

Отсюда, можно сделать вывод – фортепианный ансамбль является коллективной формой профессионального воспитания музыканта на основе индивидуально – группового метода обучения.  Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое. Возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание своей партии с другой, возможность объединить  усилие для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий, создают благоприятные возможности для развития коммуникативных способностей.  Благоприятный психологический климат в классе, заинтересованность педагога и притягательный материал в совокупности могут  дать богатый педагогический урожай.

Библиография.

  1. Зильберквит М. Мир музыки – М.: Детская литература, 1988.
  2. Зиньковская С.М. Практикум по педагогической психологии – Е.: 2001.
  3. Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении – М.: Просвещение, 1987.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.
  5. Смирнов В.Д. Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ –  Играем сначала.- 2008 - № 5-6.
  6. Третьякова Г.Н. Методическая разработка «Жанровые особенности при изучении фортепианного ансамбля в ДМШ». – Чернь.:2000.

   

Приложение № 1

Тест английского психолога Джона Коулмэна.

Написать неоконченные фразы:

«Когда нет никого вокруг…»

«Если человек один…»

Ответы классифицируются на положительные и отрицательные. Рассматриваются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение».

Психологический тест В.Ф. Ряховского.

Определение коэффициента общительности. Отвечать надо однозначно: «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит обычная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
  2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информации на каком – либо уроке, собрании и т.д.?
  4. Вам предлагают выехать в поездку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий,  чтобы избежать этой поездки?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратиться к вам с просьбой?
  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть сто рублей, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В столовой вам подали явно не доброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли вы участвовать в каком – либо мероприятии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственное мнение, оценка произведения литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на это счет вы не приемлите. Это так?
  14. Услышав где – либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья – либо просьба помочь разобраться в той или иной учебной теме?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме чем в устной?

За каждое «да» - 2 очка, «иногда» -  1 очко, «нет» - 0 очков.

Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей относятся учащиеся.

30- 32 . Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, т.к. страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким  вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25 – 29.  Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой  - либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 – 24. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах  и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 – 18. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В тоже время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9 – 13.  Вы весьма общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения, и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4 – 8. Вы, должно быть, «рубаха парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, спорах, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине взрослые и одноклассники относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны, вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете  необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще по всюду  - трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.  

   

Приложение № 2

Упражнения на парное взаимодействие.

Эти упражнения развивают у учащихся внимание, координацию в пространстве и мышечную свободу, а  также умение наладить внутренний контакт друг с другом, как это обычно происходит в реальной жизни на начальном этапе процесса общения.

  1. Учащиеся садятся на стулья, образующие круг, и по первому сигналу преподавателя взглядом находят себе партнера; по  второму сигналу все участники одновременно меняются со своим партнером местами. Необходимо соблюдать условие: выполнять упражнение без суеты, в тоже время, успевая занять стул партнера;

  1. «Тень»: партнер двигается за «хозяином», повторяя его траекторию и мини – движения (руки, кисти, головы, плечи др.);

  1. Передача ритмической информации по кругу хлопками, ударом стопы или другими движениями в постоянно меняющемся темпе, который задает преподаватель;

  1. Вся группа участников выходит на середину площадки и по сигналу преподавателя начинают общее произвольное движение по всему классу. Движение осуществляется под музыку, которая постоянно меняет свой характер и темп, на что участники упражнения должны мгновенно реагировать. Далее задание усложняется: не прекращая произвольного движения по своему импровизированному маршруту попытаться наладить контакт с одним из участников желательно, чтобы на протяжении упражнения пары постоянно менялись.  

     

Приложение № 3

Шоу – представление в дуэтном исполнении.

Об ансамбле говорят в архитектуре:

- Посмотрите направо – чудесный ансамбль старинных зданий. Посмотрите налево – великолепный ансамбль современных зданий.

Об ансамбле говорят на выставках модной одежды:

- Шляпка, жакет, брюки – оригинальный ансамбль предстоящего осеннего сезона.

Об ансамбле говорят в спорте:

- Хорошая команда – по – настоящему сыгранный ансамбль.

А я смело скажу: ансамбль – слово прежде всего музыкальное, а уж потом – всякое другое. Потому что нигде так дорого не цениться все, что делается и происходит вместе, как в музыке. Ансамбль по – французски, вместе – по – русски.

Музыканты говорят о чувстве ансамбля. Что это такое.

Каждому хочется сделать для своих близких, друзей что – то самое хорошее, самое приятное, угадать… нет, даже предугадать их желания. И прекрасно, когда люди в этом соревнуются друг с другом. Получается очень красивая и увлекательная игра в чуткость. Так и в музыке.

Понаблюдайте внимательно, как музыканты играют вместе. Вроде бы каждый занят только своим делом. Но с каким напряжением – если всмотреться  - они ловят взгляды, дыхание друг друга. Та же самая игра в чуткость, только на языке музыки. И что интересно в этой игре не бывает побежденных – одни победители. А мы наслаждаясь музыкой, восхищаемся красотой единодушия. Искусством переживать вместе.

Что же получается: одно слово ансамбль, а говорит о разном? Как ни странно, но получается именно так.

Музыканты в слове ансамбль ценят и точность и красоту. Бывает, название ансамбля говорит сразу и о составе, и о количестве участников. К примеру, ансамбль называется ВОКАЛЬНЫЙ ДУЭТ. Кто участвует в этом ансамбле? – Вокалисты (иначе -  певцы). Сколько их? – Двое. А с названием ДЖАЗОВЫЙ КВИНТЕТ  разберись сам. Кто? … Сколько?...

А теперь … Теперь забудьте, что вы услышали про ансамбль. Не будем задавать никаких вопросов ансамблю. Главное – вместе!!! Просто будем восхищаться: идеальный ансамбль! Великолепный ансамбль! Сказать ансамбль все равно, что пятерку поставить! Или крикнуть «ура»!

Сегодня вашему вниманию будут представлены ансамбли пианистов, но ребята не только будут исполнять свои ансамбли, мы увидим, как они владеют приемами поисковой и творческой деятельности.

Участники ансамбля сообщат нам интересные факты о своих произведениях: создали афиши (для представления предстоящего прослушивания); а также продемонстрируют «защиту» своих пьес в виде сценок, танцев и песен.

И так начнем:

  1. Вы все любите мультфильмы (перечислить любимые). Может быть, вы не знаете, что мультфильмы начинают рисовать только тогда, когда записана  вся речь и вся музыка. И к художникам – мультипликаторам рисунки героев мультфильмов приходят уже вместе со своей готовой речью, своей музыкой, песенками. А что из этого получается, вы и сами отлично знаете: получается песенка, которая на слуху и в памяти у каждого из вас, да и взрослые их тоже все знают, можете не сомневаться… Например, «Голубой вагон» (из фильма «Шапокляк»), который весело катиться на юг, к морю, увозя с собой и крокодила Гену, и Чебурашку, и даже старуху Шапокляк с ее ручной крысой Лариской. Но а подробнее расскажут , покажут и исполнят ученицы 5 класса Попова Даша и Пефти Вера -  «Импровизация» В. Шаинский.
  2. Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки?! А сейчас мы узнаем какими музыкальными средствами композиторы передают в своих произведениях образы русских народных сказочных персонажей. Мы послушаем произведение название которого вы еще не знаете. Я только скажу, что его написал композитор Александр Мосиенко. И рисует она также облик сказочного персонажа. А вот какого – догадайтесь сами. С помощью загадки вы узнаете имя главного героя этой сказки.

И так загадка:

Очень чудный наш герой

С большой и круглой головой

Его в печке выпекали,

По сусекам собирали.

А теперь слушаем ансамбль 2 класс Бурменская Вика и Святушенко Аня «Барыня», «Плясовая деда и бабы»

  1. Помните, самый лучший в мире Карлосон очень разумно заметил, что жалко не тех людей, которые живут с плохой погодой, а тех, у которых вообще нет никакой погоды. Но бывает погода, которая снаружи, а бывает такая, которая у человека внутри, в его душе – это его настроение. Когда человек сочиняет музыку, его настроение непременно, передается звукам. Мы, слушая музыку, обязательно это настроение почувствуем. Нам подсказывает его само звучание музыки. Ведь у звуков и созвучий, собирающихся в мелодию и гармонию, всегда есть характер. Они могут быть задорными и энергичными, а могут быть мрачными  и даже страшными.

Ребята, а как вы думаете сказка о трех поросятах веселая или грустная? ( вспоминаем сюжет)

Давайте не будем спорить, а послушаем ансамбль 2 класс Кривостаненко Маша  и Насибова Элина Д. Уотт «Три поросенка» и уж они нам помогут разобраться в сюжете сказки.

  1. И конечно же мы не представляем без музыки танцы. Танцевать без музыки – все равно, что плавать без  воды! Музыка и танцы нужны друг другу, как птице – два крыла для полета. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появившись на свет, музыка и танец, вместе идут они по человеческой истории.

А причем же здесь «банда» - шайка преступников?! У музыкантов на этот счет особое мнение. «Банда» это небольшой оркестрик, в основном из духовых инструментов. Такими бандами – оркестриками, играющими марши и танцы, полна была Америка лет сто назад. Слово «Джаз» появилось впервые в печати в 1916 году. А слово «банд» прибавляли рядом по привычке. Ой, кстати к нам идет одна из таких «Джаз банд»

Миндиярова Альбина и Погудина Кира «Пьеса» Шмитц.

Итак, напомним, что слово «ансамбль» означает «совместный», «вместе» - а раз мы здесь все вместе собрались, то как же нам в заключении и не исполнить ансамбль?! (предлагается ансамбль «Серенький козлик», исполняется со зрителями. Зрители аккомпанирует шумовыми инструментами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

Подвижные игры как эффективное средство развития физических качеств и тактического мышления учащихся

Доклад по теме: Подвижные игры как эффективное средство развития физических качеств и тактического мышления учащихся"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Успешный детско-юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотиво...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ...