Методическое пособие "Создание опорных сигналов как одно из средств развития обучающихся"
методическая разработка по русскому языку на тему

Стандарты П поколения во главу угла ставят развитие учащихся. Актуальность технологии создания опорных сигналов заключается в том, что перевод теории из одной знаковой системы (из теоретического материала) в другую систему (опорный сигнал) развивает мыслительные действия, которые входят в показатели учебно-познавательной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_signaly_-_sredstvo_razvitiya_metod.posobie.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 235 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга имени Д. Д. Шестаковича

Методическое пособие

по русскому языку

Тема: «Создание опорных сигналов как одно из средств развития обучающихся»

                                                                                 Учитель: Азарскова Нина Сергеевна,

                                                                                 высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург, 2015 г.

Разработка новых стандартов образования и новых программ предлагает появление новых технологий. Эта связка создает системность и целостность в обучении. Без этой связки невозможно формировать ключевые компетентности, которые формируются только посредством технологий.

Стандарты П поколения во главу угла ставят развитие учащихся. Актуальность технологии создания опорных сигналов заключается в том, что перевод теории из одной знаковой системы (из теоретического материала) в другую систему (опорный сигнал) развивает мыслительные действия, которые входят в показатели учебно-познавательной компетентности.

Работа с с опорными сигналами не только развивает мыслительную

деятельность, но и оказывает воздействие на развитие памяти.

Проговаривание опорного сигнала создает предпосылки для развития речи.

Опорный сигнал, представляющий не что иное, как абстрактноконкретную линию в познании, сокращает разрыв между теоретическими и практическими знаниями, что, несомненно, влияет на качество обучения.

Создание же графического алгоритма применения опорного сигнала ещё больше сокращает разрыв между теорией и практикой.

Таким образом, актуальность технологии создания опорного сигнала заключается в том, что эта технология способствует развитию мышления, памяти, речи и обеспечивает более качественное обучение.

Опорный сигнал, созданный в групповой деятельности или самостоятельно составленный учащимися, цене для детей и как творческий пронесен как результат деятельности. Этот сигнал представляет большую ценность для ученика, чем схема .предложенная учителем, так как ребенок получил не готовую модель, а совершил сам так называемое «псевдооткрытие».

Современная концепция образования определяет формирование компетентностей учащихся основой в обучении, которое должно обеспечивать и качество образования.

Процедура схематизации и оперирования схемами – ключевые процедуры в интеллектуальном развитии школьника. Эти процедуры удваивают естественные процессы интеллектуального и познавательного типа, способствуют формированию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся.

Конкретизация педагогического замысла по «выращиванию» нового уровня глубины знания и способности их применения с учетом технологии оперирования со схемами отражены в технологиях и системах обучения видных российских ученых и педагогов.

Рассмотрим конкретизацию педагогического замысла по «выращиванию» нового уровня глубины знаний и способности их применения с учетом технологии оперирования со схемами. Тем самым, учебная ситуация и ее педагогическая организация стала пронизанной схемотехникой и приобрела тот вид, который удобен для согласованной реализации как педагогической, так и исследовательской функции.

В книге В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии» говорится, что модельным методом обучения связан завтрашний день школы. Автор рассматривает уроки - игры, которые считает реализацией модельного метода обучения.

В Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Виктора Федоровича Шаталова к особенностям содержания относится оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.

Юрий Сергеевич Меженко, отметил, что на уроках русского языка работа по опорным сигналам является «целой системой работы». Он определил: «Опорный сигнал - составная часть конспекта. Опорный конспект - набор сигналов по системе».

В развивающей системе обучения Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова разработан метод учебных задач. На решение учебной задачи по русскому языку, по мнению Владимира Владимировича Репкина, необходимо моделирование. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа. В модели отношения всеобщего не «заслоняется» многими частными признаками. Объект выступает зримо и в чистом виде.

Применение метода моделирования при создании опорного сигнала позволяет обеспечить в обучении учащегося исследование, познание объективной действительности, позволяет целостно представить отдельную систему и научные понятия.

Целью создания данного пособия являются:

-        формирование учебно-познавательных компетентностей:

  • мыслительный действий;
  • практических действий (составление опорных сигналов и алгоритмов);
  • исследовательских действий.

В основе лежат следующие принципы:

  • Практическое преобразование объекта.
  • Логика развертывания материала в схематическом изображении.
  • Научности.

Средство выражения.

буквы

цифры

слова

условные знаки

рисунки

схемы

цвет

форма

Требования к оформлению.

лаконизм

простота

доступность понимания

оригинальность

непохожесть

доступность воспроизведения

многообразие форм

блочная компоновка

Технологические этапы создания опорного сигнала, (абстрактно-конкретный уровень мыслительной деятельности)

  • Членение теоретического материала на части.
  • Выделение значимого.
  • Оформление значимого.
  • Структуирование значимых частей.

Идентификация (проверка соответствия) составленного опорного сигнала с теоретическим материалом.

В качестве примера хочу привести несколько опорных сигналов, составленных обучающимися как с помощью учителя, так и без помощи.

1. На конце глагола после шипящих всегда пишется мягкий знак

       гл.

|____________| Ь

2. У кратких прилагательных после шипящих мягкий знак на конце не пишется

  кр. прил.

|____________| Ь

Таким образом, учебная ситуация и ее педагогическая организация стали пронизаны схемотехникой, что позволяет формировать учебно-познавательные компетенции обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...