Методическое пособие "Создание опорных сигналов как одно из средств развития обучающихся"
методическая разработка по русскому языку на тему
Стандарты П поколения во главу угла ставят развитие учащихся. Актуальность технологии создания опорных сигналов заключается в том, что перевод теории из одной знаковой системы (из теоретического материала) в другую систему (опорный сигнал) развивает мыслительные действия, которые входят в показатели учебно-познавательной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_signaly_-_sredstvo_razvitiya_metod.posobie.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 235 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга имени Д. Д. Шестаковича
Методическое пособие
по русскому языку
Тема: «Создание опорных сигналов как одно из средств развития обучающихся»
Учитель: Азарскова Нина Сергеевна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург, 2015 г.
Разработка новых стандартов образования и новых программ предлагает появление новых технологий. Эта связка создает системность и целостность в обучении. Без этой связки невозможно формировать ключевые компетентности, которые формируются только посредством технологий.
Стандарты П поколения во главу угла ставят развитие учащихся. Актуальность технологии создания опорных сигналов заключается в том, что перевод теории из одной знаковой системы (из теоретического материала) в другую систему (опорный сигнал) развивает мыслительные действия, которые входят в показатели учебно-познавательной компетентности.
Работа с с опорными сигналами не только развивает мыслительную
деятельность, но и оказывает воздействие на развитие памяти.
Проговаривание опорного сигнала создает предпосылки для развития речи.
Опорный сигнал, представляющий не что иное, как абстрактноконкретную линию в познании, сокращает разрыв между теоретическими и практическими знаниями, что, несомненно, влияет на качество обучения.
Создание же графического алгоритма применения опорного сигнала ещё больше сокращает разрыв между теорией и практикой.
Таким образом, актуальность технологии создания опорного сигнала заключается в том, что эта технология способствует развитию мышления, памяти, речи и обеспечивает более качественное обучение.
Опорный сигнал, созданный в групповой деятельности или самостоятельно составленный учащимися, цене для детей и как творческий пронесен как результат деятельности. Этот сигнал представляет большую ценность для ученика, чем схема .предложенная учителем, так как ребенок получил не готовую модель, а совершил сам так называемое «псевдооткрытие».
Современная концепция образования определяет формирование компетентностей учащихся основой в обучении, которое должно обеспечивать и качество образования.
Процедура схематизации и оперирования схемами – ключевые процедуры в интеллектуальном развитии школьника. Эти процедуры удваивают естественные процессы интеллектуального и познавательного типа, способствуют формированию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся.
Конкретизация педагогического замысла по «выращиванию» нового уровня глубины знания и способности их применения с учетом технологии оперирования со схемами отражены в технологиях и системах обучения видных российских ученых и педагогов.
Рассмотрим конкретизацию педагогического замысла по «выращиванию» нового уровня глубины знаний и способности их применения с учетом технологии оперирования со схемами. Тем самым, учебная ситуация и ее педагогическая организация стала пронизанной схемотехникой и приобрела тот вид, который удобен для согласованной реализации как педагогической, так и исследовательской функции.
В книге В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии» говорится, что модельным методом обучения связан завтрашний день школы. Автор рассматривает уроки - игры, которые считает реализацией модельного метода обучения.
В Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Виктора Федоровича Шаталова к особенностям содержания относится оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
Юрий Сергеевич Меженко, отметил, что на уроках русского языка работа по опорным сигналам является «целой системой работы». Он определил: «Опорный сигнал - составная часть конспекта. Опорный конспект - набор сигналов по системе».
В развивающей системе обучения Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова разработан метод учебных задач. На решение учебной задачи по русскому языку, по мнению Владимира Владимировича Репкина, необходимо моделирование. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа. В модели отношения всеобщего не «заслоняется» многими частными признаками. Объект выступает зримо и в чистом виде.
Применение метода моделирования при создании опорного сигнала позволяет обеспечить в обучении учащегося исследование, познание объективной действительности, позволяет целостно представить отдельную систему и научные понятия.
Целью создания данного пособия являются:
- формирование учебно-познавательных компетентностей:
- мыслительный действий;
- практических действий (составление опорных сигналов и алгоритмов);
- исследовательских действий.
В основе лежат следующие принципы:
- Практическое преобразование объекта.
- Логика развертывания материала в схематическом изображении.
- Научности.
Средство выражения. буквы цифры слова условные знаки рисунки схемы цвет форма | Требования к оформлению. лаконизм простота доступность понимания оригинальность непохожесть доступность воспроизведения многообразие форм блочная компоновка |
Технологические этапы создания опорного сигнала, (абстрактно-конкретный уровень мыслительной деятельности)
- Членение теоретического материала на части.
- Выделение значимого.
- Оформление значимого.
- Структуирование значимых частей.
Идентификация (проверка соответствия) составленного опорного сигнала с теоретическим материалом.
В качестве примера хочу привести несколько опорных сигналов, составленных обучающимися как с помощью учителя, так и без помощи.
1. На конце глагола после шипящих всегда пишется мягкий знак
гл.
|____________| Ь
2. У кратких прилагательных после шипящих мягкий знак на конце не пишется
кр. прил.
|____________| Ь
Таким образом, учебная ситуация и ее педагогическая организация стали пронизаны схемотехникой, что позволяет формировать учебно-познавательные компетенции обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки-опорные сигналы для учащихся по теме "Признаки параллельности прямых"
Опорный сигнал. Признак параллельности прямых...
Методические разработки-опорные сигналы для учащихся по теме: "Иррациональные уравнения"
Опорные сигналы. Иррациональные уравнения...
Методические разработки-опорные сигналы для учащихся по теме: ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ
....
Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...