Выступление на краевом семинаре «Развитие творческого воображения у детей с расстройством аутистического спектра на занятиях во внеурочной деятельности».
учебно-методический материал
Младший школьный возраст – это период, когда все психические функции активно развиваются. Согласно психологическим исследованиям, именно этот возраст считается сензитивным для развития, в том числе, воображения. Развивать воображение у ребенка с расстройствами аутистического спектра целесообразно не только на уроках, но и во внеурочной деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Развитие творческого воображения у детей с расстройством аутистического спектра на занятиях во внеурочной деятельности».
Младший школьный возраст – это период, когда все психические функции активно развиваются. Согласно психологическим исследованиям, именно этот возраст считается сензитивным для развития, в том числе, воображения. Развивать воображение у ребенка с расстройствами аутистического спектра целесообразно не только на уроках, но и во внеурочной деятельность.
Внеурочная деятельность в нашей коррекционной школе организуется во второй половине дня и осуществляется по четырём направлениям развития личности: «Азбука вежливости», «Мир творчества», «Я познаю мир», «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».
Программа «Мир творчества» направлена на решение конкретных образовательных задач:
Обучающие:
-формировать элементарные представления о красоте;
- обучать доступным приемам труда;
- сообщать элементарные знания по видам труда;
- формировать трудовые навыки и организационные умения;
- обогатить визуальный опыт через посещение выставок.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- любознательность, воображение;
-творческие и художественные способности воспитанников;
-интерес к эстетико-эмоциональному творчеству.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в труде, аккуратность и опрятность;
- первоначальные навыки коллективной работы;
-положительное эмоциональное отношение к продуктам художественного творчества и его результатам.
Рабочая программа «Мир творчества» разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и согласно учебному плану программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам: «Работа с бумагой и салфетками», «Работа с разными материалами» (картон, краски, природный и бросовый материал), «Аппликация», «Бумагопластика» (оригами) и реализуется через разнообразные средства, формы и методы воспитания. На занятиях с детьми с расстройством аутистического спектра в рамках продуктивной деятельности решаются следующие задачи:
-развитие воображения, внимания, восприятия и творческих возможностей (создание замысла и практическое воплощение);
-развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации (необходимо для подготовки к овладению навыками письма);
- формирование правильного восприятия пространства;
-формирование целостного восприятия предмета его отображения средствами изобразительной деятельности: рисования, аппликации, лепки;
-развивать любознательности, расширение запаса знаний и представлений;
- активизация активного и пассивного словаря;
-воспитание положительного эмоционального отношения к продуктивным видам деятельности и её результатам.
Актуальным направлением помощи ребенку с расстройством аутистического спектра с целью его социальной адаптации является его включение в совместную деятельность с остальными детьми сверстниками.
В своей работе с особыми детьми используются традиционные и нетрадиционные формы работы (различные виды конструирования, лепка, совместное рисование, вырезание из бумаги, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка всех видов, специальные игры для пальчиков). Любое творческое занятие предполагает общение. Это может быть коммуникация между участниками процесса или же контакт с материалом, предполагающий реализацию замысла — передачу информации от автора. В ходе арт-терапевтических занятий происходит как вербальный, так и невербальный диалог.
Специальные методы и приемы, которые используются при обучение детей с расстройством аутистического спектра:
- предметно-практические методы (позволяет совершенствовать познавательные процессы);
- наглядные методы и приемы (использование натуры, технологических карт, схемы, рассматривание иллюстраций, альбомов, показ способов действия и приемов – визуальная поддержка обязательна);
- словесные методы и приемы (короткий рассказ, беседа, инструктаж, объяснение, чтение);
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры),
- игровые приемы (обыгрывание изображений, создание игровых ситуаций).
При работе с детьми с расстройством аутистического спектра соблюдаю следующие правила:
- создавать благоприятную обстановку для занятий,
- продумывать задание так, чтобы ребенок мог справиться («создаю ситуацию успеха»),
- обучение осуществляю с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка,
- говорить стараюсь на занятиях негромким голосом, а когда возбужден ребенок – шепотом,
- если возникают трудности при выполнении задания, своевременно оказываю помощь, но делаю это незаметно, чтобы не спровоцировать нежелательное поведение,
- четко даю инструкции,
- всегда хвалю за выполненное задание,
- в конце занятия организую игру.
Из опыта работы: в моем 3 классе обучается 2 ребенка с РАС: 11 лет и 10 лет. Один ребенок пришел к нам в класс с общеобразовательной школы и обучается 1,5 года, а другой с 1 класса. Дети необычные. Совсем не похожие на других детей группы. Все воспитанники группы — это дети, с интеллектуальными нарушениями.
При контакте с первым ребенком использую тактильный контакт (поглаживание по спине, по голове, обнимание) – все эти действия сопровождаю речью. Это очень добрый и ласковый ребенок.
Второй ребенок совершенно не говорил, не шел ни на какой контакт, не мог себя ничем занять, и заниматься с другими тоже не желал. Он не обращал внимания на то, что ему говорят, на попытки его развлечь, поиграть с ним, он не слушал, не смотрел на взрослых, даже не показывал вид, что ему интересно. В группе он никогда не подключался к организованным играм и занятиям. Наблюдал за происходящим и запоминал правила игр, действия, закономерности, а потом и воспроизводил их.
Ребенок с аутизмом мыслит образами, а в создании рисунка он их использует. Занимаясь рисованием применяю такие приемы изобразительной деятельности: рисование карандашами, фломастерами, рисование пластилином. При работе обозначаю словом, что происходит на бумаге (уточнять значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения). Изначально работа ведется вместе, «рука в руке», после придерживаю под локоть. Одним из наиболее эффективных способов воздействия является воздействие на слух ребенка путем погружения в звуковую среду через прослушивание музыки (Ф. Шопен), обязательно использую визуальную поддержку (картинки, наглядные предметы).
Наблюдаю необыкновенную ловкость движений, когда мой воспитанник с РАС собирает пазлы, конструктор «Лего», деревянный конструктор «Железная дорога», сюжетно-ролевую игру «Поезд».
Как показывает опыт, использования аппликации у ребенка с РАС, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею». Ребенок начинает работать смелее, увереннее, независимо от степени его способности.
Постепенно использую индивидуально дозированное включение ребенка с РАС в небольшую подгруппу учащихся с сохранными возможностями коммуникации и социального развития, где он имеет возможность получить опыт пребывания в группе, наблюдая за сверстниками при поддерживающей помощи взрослого.
Таким образом, ребенок с РАС в безопасных условиях приобретает опыт познания и общения. Во время работы необходимо быть деликатным и учитывать индивидуальные особенности, наблюдая за лицом ребенка. Подбираю задание для него, не требующее особых усилий, но дающее быстрый и яркий эффект, для того, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы. В начале занятия четко даю инструкцию, короткими предложениями по правилам техники безопасности при работе с клеем и ножницами (демонстрирую ребенку таблички). В силу особенностей ребенка выполнение работы занимает 2-3 занятия (подарок папе на 23 февраля и открытку для мамы на 8 Марта). Длительность занятия 10-20 минут, чередую с отдыхом. По окончание работы ребенка хвалю, и даю наклейку за выполненное задание.
Музыка помогает ребенку с РАС раскрывать свои способности, побуждает интерес к миру и к взаимодействию с другими людьми.
Мой воспитанник все свободное время дома любит заниматься лепкой, у него есть любимая книга и очень много поделок из мультфильмов («Монстрики», «Бременские музыканты», «Три поросенка», «Спасатели»). Когда в школе предложила ребенку пластилин, обратила внимание на точность, кропотливость и достоверность вылепленных деталей.
Подбираю материал и задания на занятие по лепке с учетом интереса и привязанности ребенка. С ребенком применяла нетрадиционную технику – рисование пальчиками. Эти тактильные ощущения были для него новые. При первом знакомстве с красками дала только один цвет и предложила изобразить все, что хочется. Он должен попробовать краски на ощупь, понять их консистенцию. Применила прием «рука в руке», а потом он продолжил сам и ему понравилось. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Для более эффективного проведения занятий чередуются виды деятельности (беседа, пальчиковые гимнастики, рисование). Использовала прием – оттиск (рисование путем получения отпечатка изображения с гладкой поверхности). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, к проявлению индивидуальности. На занятии использовала визуальную поддержку (готовая работа), соблюдала охранительный режим: своевременно переключала с одного вида деятельности на другой с включением периодов отдыха.
Всем, кто, так или иначе, соприкасается с ребенком, имеющим аутистические расстройства, необходимо сначала понять его мир, научиться «разговаривать» на его языке, чтобы потом ввести его в наш мир, с нашими правилами и языком. Это нужно для того, чтобы ребенок мог жить и взаимодействовать с людьми, чтобы эти два мира не остались параллельными. Творческая деятельность имеет в своем арсенале достаточно необходимых приемов и методов, позволяющих приблизиться к миру особого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыкальному развитию для детей с расстройствами аутистического спектра
Цели программы:· преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;· развитие познавательных навыков...
Развитие навыков общения со сверстниками у детей с расстройствами аутистического спектра
Данная статья была напечатана в сборнике матириалов II международной научно-практической конференции "Особые дети - особая педагогика: проблемы развития, воспитания и социализации в контекс...
Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра
Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра...
Опыт применения программы «Soft way to Mozart» для коррекции развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
В статье описан опыт применения программы «Soft way to Mozart» для коррекции развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Данная программа применялась на ...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра ...