Конспект коррекционного занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра 1а класс
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvivayushchego_zanyatiya_dlya_detey_s_ras.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
коррекционного занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра
1а класс
Конспект коррекционного занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра 1а класс
Пояснительная записка
В современных условиях утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, приобретает особое значение. Я работаю в школе 2 года , и каждый раз открываю для себя что-то новое, а в этом учебном году мне впервые предложили работать с ребенком с аутистическими расстройствами.
Что такое аутизм, аутитичный ребенок? Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций. Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением.
Наиболее существенные симптомы РАС:
- одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- сопротивление любым переменам обстановки;
- склонность к стереотипиям;
- однообразие интересов и пристрастий;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
- речевые нарушения;
- повышенная тревожность;
- недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
- наличие сверх привязанности к некоторым предметам.
Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.
Представление об аутизме заключается в том, что мозг таких людей обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у обычных людей. Поэтому надо, чтобы не ребёнок с РАС адаптировался к своему окружению, а, наоборот — здоровые приспосабливались к нему.
Артему 9 лет, он обучается индивидуально на дому по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2), составленной с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающегося в 1 классе.
Диагноз: Ранний детский аутизм. Средняя умственная отсталость. Спецефическое недоразвитие речи, обусловленное коммукативными нарушениями. Нарушение формирования игры, обусловленное коммуникативными нарушениями.
Физическое развитие ребенка соответствует паспортному возрасту.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша, ручки, кисти для рисования. Ребёнок не понимает смысл задания, нуждается в контролирующей, организующей помощи, многократных показах, опоре на конкретный материал, перенос на подобное задание осуществляет с трудом.
Мальчик страдает общим недоразвитием речи. Речь не понимает, не разговаривает, произносит отдельные звуки. На имя отзывается. Понимание обращённой речи, даже на элементарном бытовом уровне («встань», «сядь», «принеси», «посмотри», «покажи» и т. д.) не всегда понимает. Словарный запас отсутствует. В активной речи использует малопонятные восклицания, возгласы и крики, подражательную речь не использует, пользуется ограниченным набором доступных экспрессивно-мимических средств общения. Привлекает внимание взрослых, а также проявляет эмоции с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.
Артем быстро пресыщается, устаёт, часто отвлекается. Снижена мотивация к учебной деятельности. Наблюдаются аффективные реакции: крик, плач, смех без причины. Малейшие трудности вызывают протест и отказ от работы. Ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своей деятельности.
Для ребенка составлена адаптированная образовательная программа, введены специальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом, способствующие формированию его представлений об окружающем и связанные с личным опытом ребенка, способствующие отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков.
Условием психологического комфорта на занятиях является индивидуализация темпа обучения. Для ребёнка характерен медленный темп работы.
Используемое оборудование.
Для успешного усвоения учебного материала я предлагаю разные формы работы: Подборка музыкальных произведений из диагностического набора «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства»; краски, пластилин; «живой песок»; развивающие тренажеры «Разноцветные окошки»; карточки: «Эмоции», «Животные», «Посуда», «Транспорт», «Геометрические фигуры»; тактильное домино; «Буквы, цифры, цвет»; «Сказки»; мыльные пузыри.
Важно во время урока не допустить переутомления, вовремя переключить внимание на другой объект или сменить вид деятельности. На занятиях проводятся физминутки, которые особенно нравятся мальчику, он любит играть с мыльными пузырями, с воздушными шариками, с мячами. С детьми, имеющими РАС, необходимо заниматься физическими упражнениями, т.к. подобные занятия помогают им формировать образ тела, улучшать координацию движений.
В беседах с родителями я рассказываю, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркиваю его индивидуальность. Призываю родителей объединять усилия для выработки единых требований. Стараюсь доверительно сообщать о своих сомнениях, затруднениях, спрашиваю советов и прислушиваюсь к ним. Показываю родителям свое доброжелательное отношение к ребёнку.
Для себя я определила следующие правила при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и стараюсь их придерживаться:
• Не повышать голос. Говорить спокойным доброжелательным тоном.
• Не обсуждать успехи или промахи ребенка с РАС в его присутствии: он все слышит, воспринимает, анализирует.
• Обращаясь к ребенку с РАС, использовать самые простые слова, не вызывающие у него затруднений в понимании.
• Ограждать детей с РАС от любых стрессовых ситуаций: они могут стать причиной агрессивного поведения.
• Многократное повторение, проговаривание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут адаптироваться в дальнейшей жизни.
Как говорится, «не нужно изменять ребенка — нужно изменить среду вокруг него», и тогда вы получите положительный результат.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в знакомой и привычной для него обстановке. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Длительность занятия: 35 мин.
Тип занятия: Повторение, закрепление знаний, умений и навыков. Применение полученных знаний на практике.
Вид занятия: Индивидуальный.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, дидактические игры, создание ситуаций успеха, методы стимулирования и мотивации, снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении, внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Цели и задачи:
Коррекционно - образовательные: Стимулирование речевой активности. В процессе общей эмоциональной активности, усиливать общую речевую активность ребёнка и его готовность речью реагировать на происходящее через эмоционально-смысловой комментирование: аффективные звукоподражания, вокализации. Учить родителей приёмам установления положительного эмоционального контакта с последовательным переходом к аффективным формам общения, вызывая положительные эмоциональные реакции (двигательные, речевые): эмоционально – смысловое комментирование, не нарушая стереотипов ребёнка, присоединяться к поведению ребёнка, вызвать интерес, переходить в процесс взаимодействия с ребёнком.
Коррекционно - развивающие: Эмоционально присоединяясь к поведению ребёнка, вызвать его интерес к взаимодействию со взрослым: простейшие аффективные формы контакта; эмоционально присоединяясь, придавать игровой ситуации определённый смысл и развивать её с постепенным переходом к целенаправленному взаимодействию, процессуальным играм. Стимулируя потребность, интерес, формировать умение реагировать, откликаться на простые инструкции, обращения, просьбы. Развитие мелкой моторики. Учить собирать мелкие предметы в ёмкость. С помощью педагога учить ставить палочки в отверстия. Развитие внимания.
Коррекционно - воспитательные: Развивать навыки использования социальных жестов («Привет», «Пока»). Развитие эмоционального контакта и начальных форм восприятия себя и окружающих людей. Смягчить общий фон сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги.
Организация общего позитивного фона в процессе коррекции. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения, воспитания и общего развития.
Поэтому на занятиях с такими детьми я использую самые актуальные и те, которые особенно хорошо «работают» технологии такие как:
Игровые технологии
Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить:
1. В игре активно обогащается и развивается словарь ребёнка с ОВЗ, развивается речь (коммуникативная компетентность).
2. Игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам, окружающего мира.
3. Игра способствует развитию познавательной компетенции у младших школьников с ОВЗ, развитию их творческого потенциала.
4. Метод терапии.
5. Игра является способом развивающего обучения.
6. Игра - первый шаг социализации ребёнка в обществе.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая - закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления.
2. Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес.
3.Коммуникативная - объединение коллектива детей, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество обучающихся с педагогом.
4. Релаксационная - снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении.
5. Коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Например: Игры со счетными палочками способствую развитию логического или конструктивного мышления, а также мелкой моторики. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Работа с досками Сегена способствует развитию наглядно-образного мышления
Здоровьесберегающие технологии
Это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ОУ.
- Арт-терапия при аутизме - один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. Она помогает развивать коммуникативные навыки и формировать терапевтические отношения. Арт-терапия при аутизме позволяет проникнуть вглубь внутреннего мира такого особенного ребенка, «заглянуть в скважину» и попробовать понять, что он думает, что происходит в его «голове».
В общем смысле, арт-терапия при аутизме оказывает воздействие на фундаментальном уровне, помогая развивать как коммуникацию ребенка, так и его воображение.
- Музыкотерапия — это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое.
Музыкотерапия — это лечение музыкой, это обращение к собственному телу.
Цели музыкотерапии
1.Создавать положительный эмоциональный фон
2.Стимулировать двигательные функции
3.Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат
4.Выявлять и развивать музыкальные и творческие способности
3. Одним из методов, позволяющих сохранить психическое здоровье детей с ОВЗ, является цветотерапия.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека.
Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Наш мозг воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. Ученые выяснили, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.
Поэтому очень важно в работе с детьми учитывать цветовое оформление помещений, одежды, вообще, всего пространства, окружающего детей.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
4.Одним из результативных методов работы с детьми с РАС является песочная терапия. Контакт с песком помогает снять напряжение и тревогу. Для ребенка это возможность самовыражения, проживания своих чувств, исследования себя, разговор на языке тела и символов, развитие символичного мышления и наполнение своего внутреннего мира.
В этом учебном году Артем участвовал в областном конкурсе рисунков «Мир для всех 2019» и получил диплом II степени за творческие и духовные поиски.
Коррекционное занятие на развитие коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра
1 класс
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, создание благоприятной обстановки через доверительное отношение и эмоциональный контакт.
Задачи:
- Установить контакт с ребенком
- Пробудить интерес к занятию
- Снять напряжение во время занятия
- Стимулировать двигательные функции
Планируемые результаты:
Ребенок вступает в контакт со взрослым
Акцентирует внимание на моментах приветствия и прощания
Принимает задачу взрослого
Проявляет интерес и активность к выполнению задания
Улучшение эмоционального фона настроения
Оборудование: Доска Сегена узкая «Животные», объёмный плоскостной трафарет «Листья», «Корзиночка», счетные цветные палочки, альбом для рисования, цветные карандаши, краски акварельные, кисточка, баночка с водой, салфетки влажные, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Цель: Установление контакта.
Игра «Ручки».
Ход игры. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другими членами семьи.
- Доска Сегена «Животные».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Психолог обращает внимание ребёнка на животных, расположенных на доске. Предлагает ребёнку достать фигурки, затем положить каждую на своё место. Ребёнок достаёт фигурки животных, раскладывает их на столе. С помощью психолога поочерёдно кладёт каждую фигурку в определённый паз методом примеривания.
- Игра «Построй домик».
Цель: развитие конструктивного мышления и мелкой моторики.
Психолог предлагает ребёнку достать цветные палочки и построить домик по образцу. Ребёнок раскладывает палочки на столе по образцу повторяя за психологом.
- Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Звучит знакомая ребенку музыка из мультфильма «Крошка Енот» «От улыбки».
Психолог: Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
- Объёмный плоскостной трафарет «Корзиночка», «Листья».
Цель: развитие коммуникации ребенка, налаживание эмоционального контакта, побуждение к активным действиям.
Психолог предлагает ребёнку обвести на альбомном листе простым карандашом. При помощи психолога ребёнок пытается обвести фигуры на альбомном листе простым карандашом, затем раскрасить их красками. Психолог пытается привлечь внимание ребёнка к совместному раскрашиванию фигур акварельными красками. Помогает ребёнку удерживать кисть в руке, проводить линии.
В конце урока следует обязательно подчеркнуть, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», «сделал ...», что он вел себя как «хороший, умный ученик». Эмоциональной похвалой мы подкрепляем постепенное освоение ребенком роли ученика. Однако следует знать, что похвала является не очень надежным регулятором поведения такого ребенка.
Итог занятия: На занятии получилось создать ситуацию успеха, у ребенка улучшилось настроение, он активно принимал участие в играх и охотно выполнял задания.
Домашнее задание: Задание: раскрасить акварельными красками нарисованные геометрические фигуры.
Список литературы
1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок:
пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 143 с.
2. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
3. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.
4. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.
5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в раз-
витии / И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
6. Никольская О.С. и др. Дети и подростки с аутизмом: психологиче-
ское сопровождение. М.: Теревинф, 2008. 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1. Продолжат...
Открытое коррекционное занятие по развитию речи с группой детей с ОНР в 3 классе
Тема: Каким быть? Доброта. Дифференциация сонорных звуков Р - Л в словах и предложениях....
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями аутистического спектра
статья по психологии...
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ...
Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"/"Formation of communication skills in children with autism spectrum disorders"
Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация, альтернативная коммуникация.Keywords: early childhood...
РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра ...