Синквейн как метод развития речи у детей
статья
Как педагог, идущий в ногу со временем, более глубоко продумываю методы и приёмы к организации образовательной деятельности.
В поиске подходов к повышению эффективности образовательного процесса пришла к выводу о том, что одним из эффективных методов является синквейн.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sinkveyn.docx | 193.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Синквейн как метод развития речи у детей
Развитие познавательно – речевых способностей у детей – это одна из главных задач дошкольного образования.
Думаю, многие из Вас согласятся, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей – на сегодняшний день явление довольно редкое.
В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, трудности в составлении рассказа по картинке, в пересказывании прочитанного, в заучивании стихотворений. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Как педагог, идущий в ногу со временем, более глубоко продумываю методы и приёмы к организации образовательной деятельности.
В поиске подходов к повышению эффективности образовательного процесса пришла к выводу о том, что одним из эффективных методов является синквейн.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Существует достаточно много видов синквейна. Это – традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, гирлянда синквейнов, дидактический. Для работы с детьми более оптимальным является дидактический синквейн.
Дидактический синквейн способствует формированию всех сторон речи детей. В его основе стоит метод наглядного моделирования, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Что из себя представляет дидактический синквейн?
Это пятистрочная строфа стихотворения, который пишется по определенным правилам.
1 строка – одно слово существительное – название, заголовок, тема
2 строка – два прилагательных слова.
3 строка – три глагола
4 строка –Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово-резюме: ассоциация, синоним, который характеризует суть темы. Алгоритм синквейна похож на ёлочку.
Так как дошкольники еще не умеют читать, я адаптировала схему, заменив слова картинками. Как показала практика – детям она нравится, потому что понятна и доступна для восприятия.
Этот метод я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
На первом этапе важно познакомить детей с понятиями «слово-предмет», «слово-действие» и «слово-признак». Дети овладевают понятиями «живое и неживое», учатся правильно ставить вопросы к словам.
Второй этап – это знакомство непосредственно с правилами составления синквейна, со схемой.
На третьем этапе мы приступаем к составлению синквейнов на любые хорошо знакомые детям темы. А это один из свежих синквейнов на тему «Хэйро»:
Хейро
Красивое, любимое
Светит, улыбается, греет
Без солнца будет темно.
Цветочек
Параллельно мы учимся графическому изображению слов. Дети, знающие буквы и умеющие читать, пишут синквейн печатными буквами. Иногда дети составляют друг для друга шифрованные записки.
Следующий этап – отгадывание синквейн-загадок. Детям предлагается на основе неполного синквейна определить о ком или, о чем идет речь.
?
Серый, колючий.
Фыркает, спит, сворачивается.
Мне нравится этот зверек.
Лес.
Пятый этап – игровые упражнения «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово, то есть пятую строчку.
Дом
Красивый, дорогой
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
?
Шестой этап – составление коротких рассказов по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. К примеру: У меня есть кукла Катя. Она еще маленькая, но очень любимая. Катя любит целовать, ходить к гости, играть в мяч. Она любит свою маму. У нее есть семья.
Седьмой этап – составление синквейнов по прослушанному рассказу, сказке или стихотворению. После знакомовства с произведением Эдуада Успенского «Простоквашино» детям было предложено составить синквейн про понравившегося героя. Кате понравился Кот Матроскин. И вот, что у нее получилось.
Матроскин.
Полосатый, серый.
Читает, радуется, играет.
Он любит теплое молоко.
Усатый.
В работе каждого педагога необходима поддержка родителей. Я была
Показатели достижений детей в речевом развитии являются результатом плодотворной работы всех участников образовательного процесса, углублённой работы с родителями, а также использования технологии синквейн, позволяющей транслировать детям накопленные умения и опыт.
Технология синквейн способствует всестороннему развитию речи детей
Я считаю, что синквейн – это увлекательное занятие, благодаря которому каждый может почувствовать себя гением-творцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Синквейн - как метод развития учащихся.
Синквейн - один из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат....
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...
Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".
Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...