Синквейн как метод развития речи у детей
статья

Абрамова Роза Вячеславовна

Как педагог, идущий в ногу со временем, более глубоко продумываю методы и приёмы к организации образовательной деятельности.

В поиске подходов к повышению эффективности образовательного процесса пришла к выводу о том, что одним из эффективных методов является синквейн.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinkveyn.docx193.76 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн как метод развития речи у детей

Развитие познавательно – речевых способностей у детей – это одна из главных задач дошкольного образования.

Думаю, многие из Вас согласятся, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей – на сегодняшний день явление довольно редкое.

В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, трудности в составлении рассказа по картинке, в пересказывании прочитанного, в заучивании стихотворений. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Как педагог, идущий в ногу со временем, более глубоко продумываю методы и приёмы к организации образовательной деятельности.

В поиске подходов к повышению эффективности образовательного процесса пришла к выводу о том, что одним из эффективных методов является синквейн.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Существует достаточно много видов синквейна. Это – традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, гирлянда синквейнов, дидактический. Для работы с детьми более оптимальным является дидактический синквейн.

Дидактический синквейн способствует формированию всех сторон речи детей. В его основе стоит метод наглядного моделирования, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Что из себя представляет дидактический синквейн?

Это пятистрочная строфа стихотворения, который пишется по определенным правилам.

1 строка – одно слово существительное – название, заголовок, тема

2 строка – два прилагательных слова.

3 строка – три глагола

4 строка –Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово-резюме: ассоциация, синоним, который характеризует суть темы. Алгоритм синквейна похож на ёлочку.

Так как дошкольники еще не умеют читать, я адаптировала схему, заменив слова картинками. Как показала практика – детям она нравится, потому что понятна и доступна для восприятия.

Этот метод я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

На первом этапе важно познакомить детей с понятиями «слово-предмет», «слово-действие» и «слово-признак». Дети овладевают понятиями «живое и неживое», учатся правильно ставить вопросы к словам.

Второй этап – это знакомство непосредственно с правилами составления синквейна, со схемой.

На третьем этапе мы приступаем к составлению синквейнов на любые хорошо знакомые детям темы. А это один из свежих синквейнов на тему «Хэйро»:

Хейро

Красивое, любимое

Светит, улыбается, греет

Без солнца будет темно.

Цветочек

Параллельно мы учимся графическому изображению слов. Дети, знающие буквы и умеющие читать, пишут синквейн печатными буквами. Иногда дети составляют друг для друга шифрованные записки.

Следующий этап – отгадывание синквейн-загадок. Детям предлагается на основе неполного синквейна определить о ком или, о чем идет речь.

?

Серый, колючий.

Фыркает, спит, сворачивается.

Мне нравится этот зверек.

Лес.

Пятый этап – игровые упражнения «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово, то есть пятую строчку.

Дом

Красивый, дорогой

Строится, сдается, продается.

Кто-то в нем живет.

?

Шестой этап – составление коротких рассказов по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. К примеру: У меня есть кукла Катя. Она еще маленькая, но очень любимая. Катя любит целовать, ходить к гости, играть в мяч. Она любит свою маму. У нее есть семья.

Седьмой этап – составление синквейнов по прослушанному рассказу, сказке или стихотворению. После знакомовства с произведением Эдуада Успенского «Простоквашино» детям было предложено составить синквейн про понравившегося героя. Кате понравился Кот Матроскин. И вот, что у нее получилось.

 Матроскин.

Полосатый, серый.

Читает, радуется, играет.

Он любит теплое молоко.

Усатый.

В работе каждого педагога необходима поддержка родителей. Я была

Показатели достижений детей в речевом развитии являются результатом плодотворной работы всех участников образовательного процесса, углублённой работы с родителями, а также использования технологии синквейн, позволяющей транслировать детям накопленные умения и опыт.

Технология синквейн способствует всестороннему развитию речи детей

Я считаю, что синквейн – это увлекательное занятие, благодаря которому каждый может почувствовать себя гением-творцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Синквейн - как метод развития учащихся.

Синквейн - один из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат....

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...