Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
рабочая программа по теме
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В.
Москва, апрель 2015
Направленный на продолжение формирования и развития средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами у детей с общим недоразвитием речи III уровня развития
Количество занятий (всего): 18 занятий
Количество занятий в неделю: 2 занятия
Продолжительность занятия: с детьми 5-7 лет - 30 минут, с детьми 7-12 лет – 45 минут.
Возраст: 5-7 лет и 7-12 лет
Автор-составитель: Соковых С.В.
Составлен на основе программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», автор Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников и методики обследования речи старших школьников» Фотекова Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_no_3_2.docx | 73.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава» |
г. Москва ул. Ставропольская тел.(499)350-14-55 E-mail: cpmss-zastava@ edu.mos.ru
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора Директор
____________________ ______________________
Сагалов М.В.
Цикл логопедических занятий № 3
для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня
«Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В.
Москва, апрель 2015
Направленный на продолжение формирования и развития средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами у детей с общим недоразвитием речи III уровня развития
Количество занятий (всего): 18 занятий
Количество занятий в неделю: 2 занятия
Продолжительность занятия: с детьми 5-7 лет - 30 минут, с детьми 7-12 лет – 45 минут.
Возраст: 5-7 лет и 7-12 лет
Автор-составитель: Соковых С.В.
Составлен на основе программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», автор Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников и методики обследования речи старших школьников» Фотекова Т.А.
Пояснительная записка.
Для 3 уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В речи проявляются затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т.д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образования слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением; незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного общения, наименований профессий и т.д. отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения и т.д.
Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и монологах. Это подтверждает трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи является нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, добавление слогов и т.д. звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Цель: Развитие и совершенствование средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Коррекционные задачи:
- исправление недостатков звукопроизношения и их автоматизация;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- развитие темпа, ритма, мелодики, паузации и ударения;
- развитие слухового и фонематического восприятия;
- Формирование лексико-грамматических средств языка;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие и коррекция ВПФ.
Оздоровительные задачи:
- развитие координации движений и формирование правильной осанки;
- формирование основных видов движений;
- развитие ориентировки в пространстве;
Воспитательные и обучающие задачи:
- формирование, развитие и совершенствование грамматически и фонетически правильной связной речи;
На коррекционно-развивающих занятиях реализованы следующие принципы:
- принцип развивающего обучения;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи;
- принцип коррекции и компенсации;
- деятельностный принцип;
- принцип учета индивидуальных особенностей детей.
Категория воспитанников: дети 5-7 лет, 7-12 лет.
Срок обучения: 2 занятия в неделю, всего 18 занятий.
Режим занятий: с детьми 5-7 лет - 30 минут, с детьми 7-12 лет – 45 минут.
Форма обучения: коррекционно-развивающие занятия.
Форма занятия | Продолжительность. | Кол-во в неделю. | Кол-во в год. | |
5-7лет | 7-12лет | |||
Коррекционно-развивающие занятия | 30мин. | 45мин. | 2 | 18 |
Диагностика | 30мин. | 45мин. | 2 | |
Консультации родителям | По потребности |
Механизм проведения занятия.
С детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет проводятся занятия продолжительностью 30 минут, включающие работу по развитию и коррекции всех компонентов устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи). Так же в структуру занятия могут входить упражнения для формирование графо-моторных навыков; в занятие могут быть включены элементы обучения грамоте. Занятия с этой группой детей содержат два 5-ти минутных перерыва (физкультурные минутки), куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, гимнастики для пальчиков и т.п.
С детьми младшего школьного возраста 7 – 12 * проводятся занятия продолжительностью 45 минут, включающие работу по развитию и коррекции всех компонентов устной речи: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи. В структуру занятий с данной возрастной группой могут входить упражнения для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза, развития графо-моторных функций, для работы над пониманием прочитанного, пересказом текста. Занятия с этой группой детей содержат два 5-ти минутных перерыва (физкультурные минутки), куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, гимнастики для пальчиков и т.п.
*логопедическое заключение ОЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ в школьном возрасте выделяет Фотекова Т.А. в методическом пособии «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».
Ожидаемые результаты от реализации цикла занятий :
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги —употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Диагностика развития речи проводится по Безруковой О.А.,Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
Тематическое поурочное планирование.
Лексические темы | Количество занятий | Содержание работы | Рекомендации родителям | |
Диагностика | 1 | Выявление уровня развития речи | Ознакомление родителей с результатами диагностики | |
Дикие животные | 2 | Различение и выделение в словосочетаниях названия признаков по назначении вопросам « какой, какая, какие?» . Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного .Усвоение навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе («бурый медведь, бурому медведю, много бурых медведей»). Развивать навык составления короткого рассказа. Развитие произносительной стороны речи. Развитие лексико-грамматических средств языка. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Продолжать знакомить ребенка с дикими животными. Напомнить о месте их обитания, их внешнем виде, повадках. | |
Домашние животные | 2 | Развитие произносительной стороны речи. Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Различение и выделение в словосочетаниях названия признаков по назначении вопросам « какой, какая, какие?» . Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного .Усвоение навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе («серый кролик, серому кролику, много серых кроликов»). Развивать навык составления короткого рассказа. Формирование наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развитие лексико-грамматических средств языка. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Познакомить ребенка с домашними животными, объяснить, почему они так называются. Рассказать об особенностях внешнего вида, поведения. Рассказать о пользе домашних животных. | |
Домашние птицы | 2 | Употребление предлогов «на, под, из, в, с» , обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных (утка в утятнике, гусь выходит из гусятнкика, курица с цыплятами в курятнике и т.п.) Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Развивать навык составления короткого рассказа. Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Формирование наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развитие лексико-грамматических средств языка. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко- слогового состава. | Познакомить ребенка с разными домашними птицами. Объяснить, почему их называют домашними. Рассказать о пользе домашних птиц. | |
Перелетные птицы | 2 | Продолжать учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (летит - летят - летали, вьет-вьют-вили). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Познакомить ребенка с разными перелетными птицами, их характерными особенностями. Объяснить значение слова ПЕРЕЛЕТНЫЕ. | |
Весна | 2 | Развивать навык составления короткого рассказа Продолжить формирование произносительной стороны речи. Развивать навыки согласования прилагательных с существительми • с основой на мягкий согласный («весенняя погода», «весенняя обувь» и т. п.). Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Продолжать знакомить ребенка с временами года .Рассказать про ВЕСНУ, признаки, характерные особенности. Рассказать про жизнь людей и животных весной | |
Мебель | 2 | Продолжать формировать навык составления короткого рассказа. Развитие произносительной стороны речи. Продолжать учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Продолжать закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе (деревянный стол- много деревянных столов -у меня нет деревянного стола и т .д.). Продолжать закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Продолжать знакомить ребенка с разными видами мебели, ее внешним видом, характерными особенностями. Рассмотреть из чего сделана мебель, из каких частей состоит, для чего предназначена | |
Дикие животные жарких стран | 2 | Продолжать знакомить детей с некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (львёнок убежал, тигренок забежал, слоненок убежал, кенгуренок выпрыгнул и т.д. Развивать навык составления короткого рассказа. Развитие произносительной стороны речи. Продолжать учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Уточнять значения обобщающих слов. Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Познакомит ребенка с животными жарких стран, с особенностями их внешнего вида, детенышами, названием их жилищ, чем питаются (травоядные, хищники), их строением. | |
Водный и воздушный транспорт | 2 | Закрепления навыка употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением (заехал, объехал, недоехал, переехал, съехал и т.д.) Развитие произносительной стороны речи. Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | Уточнить и закрепить знания ребенка о разных видах игрушек, их назначении. Поиграть с ребенком в сюжетно-ролевые, настольно-печатные и подвижные игры. | |
Диагностика | 1 | Определение уровня развития речи | Ознакомление родителей с результатами диагностики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём составления распространённых предложений самостоятельн...
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...
Логопедическое занятие с группой детей 2 специального (коррекционного) класса VII вида с недоразвитием речи системного характера
В материале представлена технологическая карта с дидактической структурой занятия с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР. Занятие проходит с использованием интеракт...