Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
учебно-методическое пособие

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и словах в игровом формате деятельности при ОНР II-III уровня» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  группового  занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III  уровня.

                                                                                 Учитель-логопед  Соколова О.Г.,КПН.

                                                                                    Декабрь 2016 год

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и словах в игровом формате деятельности при ОНР II-III уровня»

Цели занятия:

1.Образовательная:

 Формировать  познавательные процессы  детей дошкольного возраста при изучении  родной речи при внедрении в игровой формат деятельности, развивать любовь к русскому слову  и  непосредственное  уважение к родному языку. Повышать уровень вербального  восприятия родного языка в процессе   обучения  в  игровом формате. Развивать четкое и  грамотное звукопроизношение у детей дошкольного возраста. Активизировать  правильное произношение звука Р в открытых и закрытых  слогах, а также словах  в процессе игрового обучения.

2.Воспитательная:

Воспитывать постоянный интерес к родному языку, автоматизировать   универсальные знания и  системные умения в  речи  детей. Формировать понятие «Слог»  и « Слово» как обобщающее понятие.

3.Коррекционная:

Корригировать  фонетический строй речи, закреплять усвоенное произношение твердого звука Р в изолированном виде, слогах и словах.

Оборудование и материалы к занятию:

Набор мелких игрушек, папка – передвижка с артикуляционными упражнениями, «Веселые горошины» - схемы слов со звуком Р,  предметные картинки на звук Р, название которых начинается  со слога  РА, РО, РУ, РЭ, РЫ, игровая схема путешествия по реке, пароходики для детей, пособие «Ландыши».

Ход занятия:

№ п.п.

Этап занятия

Непосредственная деятельность

1

Организация начала занятия

Дети здороваются, входят в кабинет логопеда,  располагаются кружком вокруг стола.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие по реке Хорошая Речь до родника Чистый. У каждого из вас есть пароход, посадите в него свою игрушку и  в путь!

2

Сообщение темы и цели занятия:

Игра  «Найди звук Р  и скажи»

Первая пристань: « Звуки»

Логопед:

-Поиграем в игру : «Найди звук Р и скажи»

Послушайте  стихотворение, если услышите в нем слова на звук Р, то хлопните  в ладоши. Читает стихотворение

-Вот, ребята, например, вам слова со звуком  Р: вар, ворота, пароход, порох, город,  парта, рот, карта, море, реки, горы, рыба, дерево, узоры, репа, редька, ведра, круг, торт, народ, дорога, друг. Ну-ка, дайте свой пример  разных слов со звуком «Р». Дети устно подбирают слова на звук Р. F:\картинка на Р.jpg

F:\новые картинки на Р.jpgПоплывем дальше по реке Хорошая Речь.

3

Артикуляционная гимнастика, работа с папкой -передвижкой

Следующая пристань – «Веселая гимнастика».

 Повторим артикуляционную гимнастику.

Слева перед ребенком ставится папка – передвижка с изображением артикуляционных упражнений, дети выполняют артикуляционную гимнастику  с опорой на рисунки.

Логопед: «Смотрим в зеркало  и делаем упражнения: «Улыбка - трубочка», « Лошадка», «Грибок», «Покрась заборчик», «Болтушка», «Барабан», «Часики».

Логопед: Молодцы, вы хорошо тренировались  на пристани «Веселая гимнастика», ваши язычки могут говорить правильно. Плывем дальше.

4

Показ правильной артикуляции логопедом и корригирование правильного звука Р у ребенка перед рабочим зеркалом. Игра «Разноцветные горошины»

Показываем артикуляцию двух звуков: Р  и звука А, затем – артикуляцию других открытых звуков на Р: РЭ,РО, РЫ, РУ.

Эта пристань называется  «Слоги - горошины»

На берегу поляна, на ней рассыпаны  « Разноцветные горошины». Посмотрите на эти горошины ( показывает нарисованные на цветных  кружках звуки Р, слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ). Прочитаем, что написано на горошине?  Слог РА-РА-РА-РА, а это – слог РЭ-РЭ-РЭ

Логопед  напоминает  детям  артикуляцию звука Р:

«Посмотри, как нужно произносить звук Р: сделаем  губами легкую  улыбку, между верхними и нижними зубами – небольшое расстояние, язычок поднят за верхние зубы, говорим: Р-Р-Р-Р, затем слегка приоткроем рот:  А- А-А.

Соединяем звуки: Р – А (Помогаем   ребенку открыть рот, т.к. после вибрации языка  на звук Р дети не могут сразу переключиться на протяжное произношение звука А .

Посмотри:

 Язычок на звук Р находится вверху, за зубами, а на звук А язычок опускаем вниз, рот открываем,  выдыхаем А-А-А-А.

Повторим: Р-А, послушай, как хорошо мы произносим: Р- А, получился слог РА. Посмотри на слог  РА: логопед показывает слог из кассы букв и слогов.

 -Назови этот слог: РА – РА - РА.

А теперь прочитаем, что нам подсказывает другая горошина? Слог РЭ. Назовите этот слог 5 раз. Приготовьте правую руку, считаем слоги – каждому пальчику – один слог. Аналогично просчитываем другие открытые слоги с  помощью пальчиков обеих рук. Повторим еще раз, что нам подсказали веселые горошины?

Поплывем дальше. Следующая  пристань: «Новые слоги»

5.

6.

Закрепление грамотного произношения звука Р в слогах: РА, РО,РУ,РЭ,РЫ.

Игра «Новый  слог»

Работа со схемой слога и слова.

Соотнесение зрительного образа слога РА со звуковым образом слога.

Игра: «Подбери слово

-Приплыл пароход к пристани «Новые слоги». Нужно сойти на берег. Горошины соберем и слоги назовем.

Проводится автоматизация звука Р в слогах РЭ,РЫ, РО,РУ.

Логопед: Повторим слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Логопед: “Обратите внимание на схемы”

Большой кружочек -"согласный звук” ,

Маленький  кружочек - гласный звук".

по схеме»

Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”

Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Согласный”.

Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Гласный”.

Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом

слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед “Назовите их”

Дети: “Согласный и гласный звук”

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”

Дети: “Три звука”

Логопед: “Назовите их”

Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”

Логопед: “Чем отличается первая схема от второй7

Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.

Логопед: Наша игра называется: «Подбери слово по схеме». Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.

Дети: “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.

Логопед: “Над каким звуком мы работали?”

Дети: “Над звуком “Р». 

Логопед: Вот какие мы  нашли горошины!

А теперь немного подвигаемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Продолжается игра: раз –два, раз –два.

Раз – присели, два – привстали,

Как ракета, полетали.

Повернулись, покружились,

И на землю приземлились.

 Поплывем дальше.

7

8.

9.

10.

11.

Работа

с предметными картинками.

Игра «Ландыши»

Закрепление слога РА в названиях слов. Уточнение понятия о слоге, как

видовом  понятии.

Игра «Придумай слова на звук Р»

Игра «Переставь звуки».

Игра «Добавь звук в  слово»

Подведение итогов занятия

Следующая пристань – «Ландышевая - словарная». На берегу растут ландыши, и на каждом ландыше – картинка.

Посмотрим на эти картинки: РАМА, РАДУГА, РАКУШКИ, РАСЧЕСКА, БАРАБАН, ГОРЫ, РЫБА, КУРЫ, РЫСЬ, РЫБАК.

Логопед:

 Сорвите ландыши и назовите картинки, изображенные на них. F:\ландыши.jpg

                       

                          C:\Users\Андрей\Desktop\97008_html_4db4bf91.jpg

Какой большой букет ландышей вы нарвали!

Слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

Логопед: Садитесь на пароходы и плывем дальше по реке Хорошая речь. Приплыли мы к пристани Ромашкино. Мы видим с вами ромашки, с  каждым  лепестком мы поиграем  в игру «Придумай слово на звук Р» Дети придумывают слова.

- Слоги  РА, РО, РУ, РЫ, РЭ – это часть слова. С них  начинаются слова: РАДИО, РАБОТА, РАНО,  РАССКАЗ, РАКЕТА, РУЧЕЙ, РОМА и другие.

Логопед:

А теперь мы приплыли к пристани  Перестановка.

-Поиграем в игру «Переставь звуки» в словах ГОРА - РОГА,  ДАР – РАД, КАРП – ПАРК, РЫБКА – РЫБАК.

-Поиграем в игру «Добавь звук в  слово»:

ПАР - ПАРК, КОРМ –КОРМА, СОР –СОРТ, БОР –БОРТ, ТИР –ТИГР, РОТ-  РОСТ и т.д.

А теперь посмотрите на эти овощи. В их названиях также встречается звук Р. Назовите картинки и скажите, где находится звук Р- в начале, в середине  или в конце слова?

     

C:\Users\Андрей\Desktop\img6.jpg

 

F:\другие картинки на Р.jpg

Какой слог мы научились  правильно произносить? Вы правильно произносили  этот слог,  произносите его теперь грамотно. Нарисуйте  дома в рабочей тетради предметы  на слоги  РА, РО, РУ,РЫ,РЭ.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...