Программа наставничества
рабочая программа

Ишметова Валия Мирхафизяновна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы учителя — логопеда Ишметовой В.М. по наставничеству

на 2022 – 2023 уч. г.

Составитель:

Ишметова В.М.,

учитель-логопед.

г. Нижневартовск 2022 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..…3

Актуальность………………………………………………………………………………...4

Цели и задачи программы, формы работы………………………………………………...4

Структура, содержание и этапы реализации программы………………………………...6

Планирование работы учителя-логопед с наставляемым учителем-логопедом…….….8

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «учитель-логопед» на учебный год…………………………………………………………………………….……………..11

ОТЧЕТ об итогах работы по наставничеству на конец  учебного года…………….….14

Пояснительная записка

В современной России педагог играет все более важную роль в образовательном процессе. Требования к его личностным и профессиональным качествам, а также социальной и профессиональной позиции, постоянно растут. Молодые специалисты, только начинающие свой путь в образовании, уже несут на себе такую же ответственность и выполняют те же должностные обязанности, что и их более опытные коллеги. Воспитанники и их родители ожидают от них таких же высоких результатов, как и от более опытных педагогов. Это свидетельствует о том, что роль педагога в обществе становится все более значимой и востребованной. Поэтому молодым специалистам необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, чтобы успешно выполнять свою миссию - воспитывать и обучать будущее поколение

Вхождение в профессию педагога - это сложный и напряженный процесс, который требует от молодого специалиста множества усилий и труда. Ведь быть педагогом - это не только профессия, но и призвание, которое несет в себе огромную ответственность за будущее молодого поколения.

Первые шаги в профессии педагога могут быть непростыми. Молодой педагог сталкивается с множеством новых задач и вызовов, которые требуют от него не только знаний и умений, но и готовности к постоянному самосовершенствованию. Ведь работа с детьми - это постоянный процесс обучения и развития, как для учеников, так и для педагога.

Важно понимать, что вхождение в профессию педагога не заканчивается с получением диплома и началом работы. Это лишь начало долгого пути, который требует от молодого педагога постоянного развития и совершенствования своих профессиональных навыков. Ведь только так он сможет дать детям лучшее образование и воспитание.

Кроме того, вхождение в профессию педагога имеет огромное значение для личностного развития молодого специалиста. Работа с детьми требует от педагога не только профессиональных качеств, но и эмоциональной устойчивости, терпения, творческого мышления и многого другого. В процессе работы педагог сталкивается с различными ситуациями, которые помогают ему расти и развиваться как личность.

Таким образом, процесс вхождения молодого педагога в профессию является важным и напряженным этапом, который требует от него не только профессиональных знаний и навыков, но и готовности к постоянному развитию и самосовершенствованию. Работа педагога - это не только профессия, но и призвание, которое требует от него большой ответственности и преданности своему делу.

Актуальность

В современном мире все больше и больше говорят о проблеме упадка качества подготовки молодых специалистов. С каждым годом все больше выпускников вузов не имеют необходимых знаний и навыков для успешной карьеры. Именно поэтому актуальность программы наставничества в наше время становится все более очевидной.

Программа наставничества представляет собой систему поддержки и сопровождения молодых специалистов на начальном этапе их карьеры. Она позволяет не только передать опыт и знания более опытным коллегам, но и мотивировать молодых людей к работе с детьми. Ведь именно наставники являются примером для подражания и могут вдохновить молодых специалистов на достижение высоких результатов.

Цели и задачи программы, формы работы

Цель программы: обеспечить успешное вхождение молодого специалиста в профессиональную деятельность через создание условий для профессионального становления и роста.

Задачи программы:

  1. оказание методической помощи молодому специалисту в формировании и повышении общедидактического и методического уровня организации логопедического сопровождения,
  2. создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности,
  3. развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,
  4. обеспечение теоретической и психологической поддержки молодому педагогу,
  5.  способствование планированию работы и мотивации к повышению квалификационного уровня, а также отслеживание динамики развития профессиональной деятельности педагога.

Формы работы:

  • Самообразование – это процесс выбора темы для самостоятельного обучения и последующей систематической и регулярной работы над ней. Целью такой деятельности является создание продукта, который может быть представлен в виде статьи, методической разработки, программы или методических рекомендаций.
  • Методическое сопровождение начинающего учителя-логопеда является важным этапом в его профессиональном развитии. Одним из эффективных способов поддержки и помощи в этом процессе является посещение занятий педагога-наставника и предоставление своих занятий для анализа и обратной связи. Посещая занятия педагога-наставника, начинающий учитель может наблюдать за его методиками и подходами к работе с детьми, а также получить ценные советы и рекомендации.
  • Участие в методических объединениях коррекционных педагогов, вебинарах, семинарах, круглых столах и.т.д. 

Структура, содержание и этапы реализации программы

Программа работы по наставничеству рассчитана на 1 год. Содержание программы реализуется поэтапно.

Этапы реализации программы

1 этап (адаптационный)

Цель - оказание практической помощи молодому учителю-логопеду в адаптации к учреждению, выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы.

 Задачи:

1.        Выявить значимые проблемы начинающего логопеда в организации профессиональной деятельности и наметить пути их решения;

2.        Определить сформированность профессионально значимых качеств;

3.        Способствовать формированию навыков самоорганизации;

4.        Инициировать активность молодого специалиста.

Содержание работы: знакомство молодого специалиста с должностной инструкцией, уставом ОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными документами, регламентирующими организацию педагогической деятельности. Выбирается тема самообразования, составляются план её реализации и индивидуальный план профессионального становления специалиста на год. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

2 этап  (проектировочный)

Цель – формирование потребности молодого учителя-логопеда в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.        

 Задачи:

1.         Стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;

2.        Продолжать способствовать формированию умений рационально организовывать и планировать свою деятельность.

3.        Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

Содержание работы: направляющая помощь в совершенствовании знаний, умений, навыков молодого специалиста и проектировании траектории дальнейшего профессионального роста. Приобщение молодого специалиста к трансляции опыта работы через проведение открытых занятий, участие в конкурсах профессионального мастерства. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающего педагога (взаимоподдержка и взаимопомощь, координация действий педагога в соответствии с  задачами воспитания и обучения детей; помощь  по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; профессиональные советы, рекомендации, разъяснения, необходимые поправки педагогических действий молодого учителя-логопеда).

3 этап  (контрольно-оценочный)

Цель- создание условий для формирования у молодого учителя-логопеда индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала.

 Задачи:

1. Формировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;

2.  Вырабатывать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития;

3. Продолжать формировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием;  

Содержание работы: анализ результатов работы молодого педагога с детьми; динамика профессионального роста молодого педагога; перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Планирование работы учителя-логопед с наставляемым учителем-логопедом

на 2022-2023 учебный год 

Сроки

Направления работы

Структура

Содержание работы

Сентябрь

Введение в систему работы детского сада, изучение нормативно-правовой базы.

  1. Перспективы развития дошкольного учреждения.
  2. Нормативно – правовая база детского сада (режим работы учреждения, методическая служба ДОУ).

Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов.

 

Ведение документации учителя-логопеда на учебный год.

Структура рабочей программы учителя – логопеда.

  1. Обучение правилам ведения документации.
  2. Составление рабочей программы учителя-логопеда, куда входят следующие документы: годовой план работы учителя-логопеда, годовой план работы по взаимодействию с семьями воспитанников, годовой план работы по взаимодействию с педагогическим коллективом, комплексно-тематическое планирование занятий для детей с ТНР, перспективный план работы учителя-логопеда, календарно-тематическое планирование фронтальных занятий, график и циклограмма работы учителя-логопеда, журнал ежедневной работы учителя – логопеда (табель учета посещаемости логопедических занятий, экран звукопроизношения, содержание индивидуальной работы на неделю, индивидуальные образовательные маршруты).

Изучение АОП ДО для обучающихся с ТНР

Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР

Написание коррекционной части Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 119».

Проведение стартовой диагностики речевого развития обучающихся с ТНР

Структура диагностики

Фиксирование результатов в речевой карте, оформление результатов стартового мониторинга с качественной и количественной характеристикой.

Октябрь

Написание индивидуального образовательного маршрута.

Структура написания индивидуальных образовательных маршрутов.

Оформление индивидуальных образовательных маршрутов, необходимые корректировки.

Октябрь - ноябрь

Проектирование и анализ образовательной деятельности

Структура индивидуального логопедического занятия.

Структура фронтального логопедического занятия.

Открытые занятия

наставника учителя-логопеда,

их анализ.

Консультации по

планированию логопедических занятий (индивидуальных и групповых).

Разработка инструментария

для самостоятельного

планирования групповых и индивидуальных логопедических занятий.

Декабрь

Практическое занятие наставляемого учителя-логопеда.

Структура занятия, целеполагание, составление плана.

Просмотр занятия, анализ, самоанализ.

Январь-февраль

Обследование детей среднего возраста с речевой патологией для прохождения ТПМПК.

Особенности речевого развития детей, направляемых на ТПМПК.

Фиксация данных диагностики, составление списка детей, направляемых на ТПМПК, оформление документации, необходимой для направления ребенка на ТПМПК.

Март

Система организации консультативной работы с родителями и педагогами.

Структура консультирования родителей и педагогов.

Беседа, рекомендации по организации консультаций с родителями, педагогами.

Апрель

Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах.

Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства.

Участие в конкурсах, прохождение семинаров, вебинаров, написание отчета по теме самообразования.

Май

Проведение итоговой и сравнительной диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.

Структура итоговой диагностики, структура сравнительного мониторинга.

Фиксирование результатов в речевой карте, оформление результатов  итогового и сравнительного мониторинга с качественной и количественной характеристикой.

Отчет о результатах коррекционной работы молодого учителя-логопеда.

Структура отчета согласно годовому плану на учебный год.

Оформление годового отчета.

Итоги реализации программы.

Анализ деятельности по плану работы за отчетный период.

Подготовка отчета наставника.

Индивидуальный план работы

Месяц

Мероприятие

Оценка выполнения (дата, подпись наставника)

Сентябрь

Изучение нормативно-правовой базы МБДОУ «Детский сад № 119».

Изучение документации учителя-логопеда.

Проведение стартовой диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.

Октябрь

Написание индивидуального образовательного маршрута.

Октябрь-ноябрь

Проектирование и анализ образовательной деятельности.

Декабрь

Практическое занятие наставляемого учителя-логопеда.

Январь-февраль

Обследование детей среднего возраста с речевой патологией для прохождения ТПМПК.

Март

Система организации консультативной работы с родителями и педагогами.

Апрель

Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах, отчет по теме самообразования.

Май

Проведение итоговой и сравнительной диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.

Отчет о результатах коррекционной работы молодого учителя-логопеда.

Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога в должности учитель-логопед:

1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере

образования.

2.Культура ведения документации.

3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.

4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий

обучения и воспитания.

5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.

6. Комплексная система планирования образовательной деятельности,

индивидуальное сопровождение воспитанника.

7. Использование инновационных форм, методов образования.

8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,

информационно-образовательной среды.

9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в

детском коллективе.

10. Участие в инновационной работе.

11. Осуществление самообразования.

12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

13. Дисциплинированность и ответственность.

14. Достижения воспитанников.

 дата________________ подпись наставника____________________

Ознакомлен:

_____________________________________

дата________________подпись молодого специалиста___________________

ОТЧЕТ

об итогах работы по наставничеству

на конец 2022-2023 учебного года

Педагог – наставник:

________________________

2022 г.

Показатель

Краткая характеристика

достигнутых показателей

Оформление документации логопедической деятельности на учебный год.

Определение форм, методов и средств логопедического сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями.

Определение объема, содержания, цели, задач индивидуальных и фронтальных логопедических занятий, организация их реализации с учётом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся с ТНР.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов логопедического сопровождения обучающихся с ТНР.

Применение современных образовательных и логопедических технологий, включая информационные ресурсы с учётом особых образовательных потребностей обучающихся.

Анализ эффективности реализации коррекционного процесса для обучающихся с ТНР.

Своевременное выявление обучающихся с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении посредством проведения диагностики речевого развития обучающихся с ТНР.

Оценка динамики в формировании компонентов речевой системы на протяжении учебного года.

Консультирование родителей (законных представителей) по волнующим вопросам речевого развития обучающихся.

Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства.

Отношение к работе.

Работоспособность

Взаимоотношение с коллегами

Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности

Молодой специалист__________________________________________________

                                                                                                          (фамилия, имя, отчество)

Образование_______________________________________________________

Профессия (должность)______________________________________________

Периоды наставничества с «______»_______________________20___г. по «_____»_______________________20___г.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Вывод

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наставник_________________________________________________________

(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)

"___" ___________20___г.

С отчетом об итогах наставничества ознакомлен: __________________________

(подпись молодого специалиста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...