Программа наставничества
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа работы учителя — логопеда Ишметовой В.М. по наставничеству
на 2022 – 2023 уч. г.
Составитель:
Ишметова В.М.,
учитель-логопед.
г. Нижневартовск 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………..…3
Актуальность………………………………………………………………………………...4
Цели и задачи программы, формы работы………………………………………………...4
Структура, содержание и этапы реализации программы………………………………...6
Планирование работы учителя-логопед с наставляемым учителем-логопедом…….….8
Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «учитель-логопед» на учебный год…………………………………………………………………………….……………..11
ОТЧЕТ об итогах работы по наставничеству на конец учебного года…………….….14
Пояснительная записка
В современной России педагог играет все более важную роль в образовательном процессе. Требования к его личностным и профессиональным качествам, а также социальной и профессиональной позиции, постоянно растут. Молодые специалисты, только начинающие свой путь в образовании, уже несут на себе такую же ответственность и выполняют те же должностные обязанности, что и их более опытные коллеги. Воспитанники и их родители ожидают от них таких же высоких результатов, как и от более опытных педагогов. Это свидетельствует о том, что роль педагога в обществе становится все более значимой и востребованной. Поэтому молодым специалистам необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, чтобы успешно выполнять свою миссию - воспитывать и обучать будущее поколение
Вхождение в профессию педагога - это сложный и напряженный процесс, который требует от молодого специалиста множества усилий и труда. Ведь быть педагогом - это не только профессия, но и призвание, которое несет в себе огромную ответственность за будущее молодого поколения.
Первые шаги в профессии педагога могут быть непростыми. Молодой педагог сталкивается с множеством новых задач и вызовов, которые требуют от него не только знаний и умений, но и готовности к постоянному самосовершенствованию. Ведь работа с детьми - это постоянный процесс обучения и развития, как для учеников, так и для педагога.
Важно понимать, что вхождение в профессию педагога не заканчивается с получением диплома и началом работы. Это лишь начало долгого пути, который требует от молодого педагога постоянного развития и совершенствования своих профессиональных навыков. Ведь только так он сможет дать детям лучшее образование и воспитание.
Кроме того, вхождение в профессию педагога имеет огромное значение для личностного развития молодого специалиста. Работа с детьми требует от педагога не только профессиональных качеств, но и эмоциональной устойчивости, терпения, творческого мышления и многого другого. В процессе работы педагог сталкивается с различными ситуациями, которые помогают ему расти и развиваться как личность.
Таким образом, процесс вхождения молодого педагога в профессию является важным и напряженным этапом, который требует от него не только профессиональных знаний и навыков, но и готовности к постоянному развитию и самосовершенствованию. Работа педагога - это не только профессия, но и призвание, которое требует от него большой ответственности и преданности своему делу.
Актуальность
В современном мире все больше и больше говорят о проблеме упадка качества подготовки молодых специалистов. С каждым годом все больше выпускников вузов не имеют необходимых знаний и навыков для успешной карьеры. Именно поэтому актуальность программы наставничества в наше время становится все более очевидной.
Программа наставничества представляет собой систему поддержки и сопровождения молодых специалистов на начальном этапе их карьеры. Она позволяет не только передать опыт и знания более опытным коллегам, но и мотивировать молодых людей к работе с детьми. Ведь именно наставники являются примером для подражания и могут вдохновить молодых специалистов на достижение высоких результатов.
Цели и задачи программы, формы работы
Цель программы: обеспечить успешное вхождение молодого специалиста в профессиональную деятельность через создание условий для профессионального становления и роста.
Задачи программы:
- оказание методической помощи молодому специалисту в формировании и повышении общедидактического и методического уровня организации логопедического сопровождения,
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности,
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,
- обеспечение теоретической и психологической поддержки молодому педагогу,
- способствование планированию работы и мотивации к повышению квалификационного уровня, а также отслеживание динамики развития профессиональной деятельности педагога.
Формы работы:
- Самообразование – это процесс выбора темы для самостоятельного обучения и последующей систематической и регулярной работы над ней. Целью такой деятельности является создание продукта, который может быть представлен в виде статьи, методической разработки, программы или методических рекомендаций.
- Методическое сопровождение начинающего учителя-логопеда является важным этапом в его профессиональном развитии. Одним из эффективных способов поддержки и помощи в этом процессе является посещение занятий педагога-наставника и предоставление своих занятий для анализа и обратной связи. Посещая занятия педагога-наставника, начинающий учитель может наблюдать за его методиками и подходами к работе с детьми, а также получить ценные советы и рекомендации.
- Участие в методических объединениях коррекционных педагогов, вебинарах, семинарах, круглых столах и.т.д.
Структура, содержание и этапы реализации программы
Программа работы по наставничеству рассчитана на 1 год. Содержание программы реализуется поэтапно.
Этапы реализации программы
1 этап (адаптационный)
Цель - оказание практической помощи молодому учителю-логопеду в адаптации к учреждению, выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы.
Задачи:
1. Выявить значимые проблемы начинающего логопеда в организации профессиональной деятельности и наметить пути их решения;
2. Определить сформированность профессионально значимых качеств;
3. Способствовать формированию навыков самоорганизации;
4. Инициировать активность молодого специалиста.
Содержание работы: знакомство молодого специалиста с должностной инструкцией, уставом ОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными документами, регламентирующими организацию педагогической деятельности. Выбирается тема самообразования, составляются план её реализации и индивидуальный план профессионального становления специалиста на год. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап (проектировочный)
Цель – формирование потребности молодого учителя-логопеда в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.
Задачи:
1. Стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
2. Продолжать способствовать формированию умений рационально организовывать и планировать свою деятельность.
3. Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Содержание работы: направляющая помощь в совершенствовании знаний, умений, навыков молодого специалиста и проектировании траектории дальнейшего профессионального роста. Приобщение молодого специалиста к трансляции опыта работы через проведение открытых занятий, участие в конкурсах профессионального мастерства. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающего педагога (взаимоподдержка и взаимопомощь, координация действий педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей; помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; профессиональные советы, рекомендации, разъяснения, необходимые поправки педагогических действий молодого учителя-логопеда).
3 этап (контрольно-оценочный)
Цель- создание условий для формирования у молодого учителя-логопеда индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала.
Задачи:
1. Формировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;
2. Вырабатывать умение критически оценивать процесс профессионального становления и развития;
3. Продолжать формировать навык самостоятельного управления своим профессиональным развитием;
Содержание работы: анализ результатов работы молодого педагога с детьми; динамика профессионального роста молодого педагога; перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Планирование работы учителя-логопед с наставляемым учителем-логопедом
на 2022-2023 учебный год
Сроки | Направления работы | Структура | Содержание работы |
Сентябрь | Введение в систему работы детского сада, изучение нормативно-правовой базы. |
| Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов.
|
Ведение документации учителя-логопеда на учебный год. | Структура рабочей программы учителя – логопеда. |
| |
Изучение АОП ДО для обучающихся с ТНР | Структура АОП ДО для обучающихся с ТНР | Написание коррекционной части Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 119». | |
Проведение стартовой диагностики речевого развития обучающихся с ТНР | Структура диагностики | Фиксирование результатов в речевой карте, оформление результатов стартового мониторинга с качественной и количественной характеристикой. | |
Октябрь | Написание индивидуального образовательного маршрута. | Структура написания индивидуальных образовательных маршрутов. | Оформление индивидуальных образовательных маршрутов, необходимые корректировки. |
Октябрь - ноябрь | Проектирование и анализ образовательной деятельности | Структура индивидуального логопедического занятия. Структура фронтального логопедического занятия. | Открытые занятия наставника учителя-логопеда, их анализ. Консультации по планированию логопедических занятий (индивидуальных и групповых). Разработка инструментария для самостоятельного планирования групповых и индивидуальных логопедических занятий. |
Декабрь | Практическое занятие наставляемого учителя-логопеда. | Структура занятия, целеполагание, составление плана. | Просмотр занятия, анализ, самоанализ. |
Январь-февраль | Обследование детей среднего возраста с речевой патологией для прохождения ТПМПК. | Особенности речевого развития детей, направляемых на ТПМПК. | Фиксация данных диагностики, составление списка детей, направляемых на ТПМПК, оформление документации, необходимой для направления ребенка на ТПМПК. |
Март | Система организации консультативной работы с родителями и педагогами. | Структура консультирования родителей и педагогов. | Беседа, рекомендации по организации консультаций с родителями, педагогами. |
Апрель | Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах. | Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства. | Участие в конкурсах, прохождение семинаров, вебинаров, написание отчета по теме самообразования. |
Май | Проведение итоговой и сравнительной диагностики речевого развития обучающихся с ТНР. | Структура итоговой диагностики, структура сравнительного мониторинга. | Фиксирование результатов в речевой карте, оформление результатов итогового и сравнительного мониторинга с качественной и количественной характеристикой. |
Отчет о результатах коррекционной работы молодого учителя-логопеда. | Структура отчета согласно годовому плану на учебный год. | Оформление годового отчета. | |
Итоги реализации программы. | Анализ деятельности по плану работы за отчетный период. | Подготовка отчета наставника. |
Индивидуальный план работы
Месяц | Мероприятие | Оценка выполнения (дата, подпись наставника) |
Сентябрь | Изучение нормативно-правовой базы МБДОУ «Детский сад № 119». | |
Изучение документации учителя-логопеда. | ||
Проведение стартовой диагностики речевого развития обучающихся с ТНР. | ||
Октябрь | Написание индивидуального образовательного маршрута. | |
Октябрь-ноябрь | Проектирование и анализ образовательной деятельности. | |
Декабрь | Практическое занятие наставляемого учителя-логопеда. | |
Январь-февраль | Обследование детей среднего возраста с речевой патологией для прохождения ТПМПК. | |
Март | Система организации консультативной работы с родителями и педагогами. | |
Апрель | Участие в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах, отчет по теме самообразования. | |
Май | Проведение итоговой и сравнительной диагностики речевого развития обучающихся с ТНР. | |
Отчет о результатах коррекционной работы молодого учителя-логопеда. |
Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога в должности учитель-логопед:
1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере
образования.
2.Культура ведения документации.
3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий
обучения и воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности,
индивидуальное сопровождение воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
информационно-образовательной среды.
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в
детском коллективе.
10. Участие в инновационной работе.
11. Осуществление самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
13. Дисциплинированность и ответственность.
14. Достижения воспитанников.
дата________________ подпись наставника____________________
Ознакомлен:
_____________________________________
дата________________подпись молодого специалиста___________________
ОТЧЕТ
об итогах работы по наставничеству
на конец 2022-2023 учебного года
Педагог – наставник:
________________________
2022 г.
Показатель | Краткая характеристика достигнутых показателей |
Оформление документации логопедической деятельности на учебный год. | |
Определение форм, методов и средств логопедического сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями. | |
Определение объема, содержания, цели, задач индивидуальных и фронтальных логопедических занятий, организация их реализации с учётом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся с ТНР. | |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов логопедического сопровождения обучающихся с ТНР. | |
Применение современных образовательных и логопедических технологий, включая информационные ресурсы с учётом особых образовательных потребностей обучающихся. | |
Анализ эффективности реализации коррекционного процесса для обучающихся с ТНР. | |
Своевременное выявление обучающихся с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении посредством проведения диагностики речевого развития обучающихся с ТНР. | |
Оценка динамики в формировании компонентов речевой системы на протяжении учебного года. | |
Консультирование родителей (законных представителей) по волнующим вопросам речевого развития обучающихся. | |
Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства. | |
Отношение к работе. | |
Работоспособность | |
Взаимоотношение с коллегами | |
Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности |
Молодой специалист__________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Образование_______________________________________________________
Профессия (должность)______________________________________________
Периоды наставничества с «______»_______________________20___г. по «_____»_______________________20___г.
Заключение о результатах работы по наставничеству
Вывод
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наставник_________________________________________________________
(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)
"___" ___________20___г.
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен: __________________________
(подпись молодого специалиста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества
Программа«Наставник молодого педагога»...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....
Программа "Наставничество"
Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...
Программа наставничества
Программа наставничества молодых специалистов...
Программа наставничества
Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...