Программа "Наставничество"
методическая разработка на тему
Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_progr_nastavnichestvo.docx | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Наставничество»
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что осложняет его профессиональное становление;
- взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями, чему не учат в вузах.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Предлагаемая программа призвана помочь становлению молодого педагога в период начала его трудовой деятельности, а также при подготовке к его первой аттестации.
В данном случае наставничество является важным и успешным методом, который способствует развитию профессионализма начинающих свою деятельность работников.
Наставник в образовательной организации – это высококвалифицированный педагог, владеющий современными технологиями, способный к организации и проведению индивидуального практического обучения новых сотрудников.
Деятельность наставника заключается в партнерском взаимодействии, нацеленном на повышение квалификации педагогического работника и обеспечение его конкурентоспобности.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления
Метод наставничества отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит не с отрывом от основной работы, а непосредственно на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным.
Задачи наставника
Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:
- Указать на требования к организации учебного процесса;
- Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
- Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
- Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
- Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.
Молодой педагог может надеяться на то, что коллега-наставник поможет ему в таких вопросах, как:
- Разработка программы своего профессионального роста;
- Подготовка к первичному повышению квалификации;
- Выбор темы для самообразования;
- Подготовка к будущей аттестации;
- Ознакомление с современными тенденциями в педагогике.
КРИТЕРИИ ОТБОРА НАСТАВНИКОВ
Квалификация сотрудника | Должность: учитель первой или высшей квалификационной категории. Наличие предыдущего опыта наставничества |
Показатели результативности | • стабильно высокие результаты образовательной деятельности • отсутствие жалоб от родителей и учащихся |
Профессиональные знания и навыки | • доскональное знание преподаваемого предмета |
Профессионально важные качества личности | • умение обучать других |
Личные мотивы к наставничеству | • потребность в приобретении опыта управления людьми • желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам) |
Гипотеза Программы
В основе программы лежит гипотеза о том, что профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях образовательного пространства будет успешной, если обеспечить:
- непрерывность профессионального становления молодого специалиста;
- сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом;
- постоянный контакт молодого специалиста с менеджерами управления;
- отслеживание молодым специалистом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
- реализацию принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования;
- использование портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого специалиста и оценки его профессиональных достижений, включая подготовку к аттестации.
С учетом предлагаемой гипотезы формируются цели и задачи наставничества в школе.
Целью наставничества является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников и периода освоения новых технологий, при этом решаются следующие задачи:
- повышение качества подготовки и квалификации пед. работников;
- экономия времени на обучение новых работников;
- развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;
- предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь хороших показателей в работе;
- предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг;
- снижение текучести кадров.
Как правило, наставник опирается при обучении молодого специалиста на конкретные рабочие ситуации и реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным - от полного отсутствия нужных навыков до вполне приемлемого опыта, тогда наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить правила работы и корпоративную культуру образовательной организации.
Изначально новых сотрудников можно разделить на следующие группы:
- Молодые педагогические работники после окончания учебного заведения;
- Педагоги из других образовательных учреждений: ВУЗа, школы;
- Педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;
Исходя из заявленной цели, необходимо предположить решение следующих задач:
- адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;
- помощь по оформлению учебной и отчетной документации и ведению мониторинга;
- использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых;
- профессиональное становление и подготовка к аттестации.
Цель и задачи программы.
Цель программы: обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.
Задачи программы:
- создать условия для профессионального становления молодого учителя, самореализации его в школе;
- оказать помощь молодому учителю во внедрении современных технологий в образовательный процесс;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
- формировать и воспитать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании
Этапы сотрудничества наставников с молодыми специалистами:
I этап. Теоретико-методологический, проектировочный (1 уч. год)
Задачи этапа: выявление сильных и слабых сторон деятельности молодых специалистов и разработка основных направлений работы с ними.
Содержание этапа:
- принятие решения о разработке Программы;
- сбор информации для формирования плана действий;
- создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса;
- создание пакета локальных актов по реализации Программы.
Разработка положений:
- критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником (приложение 1);
– о Школе молодого специалиста (приложение 2);
– проведении Недели молодого специалиста (приложение 3) ;
– конкурсе профессионального мастерства.
II этап. Деятельностно-технологический (1 уч. год)
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- организация внутришкольных семинаров, мастер-классов, постоянно действующих проблемных курсов для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
- внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
- организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития;
- проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
- изучение и обобщение материала, накопленного молодыми специалистами.
III этап. Контрольно- оценочный (1 уч. год)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности деятельности молодого специалиста.
Содержание этапа:
- осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур учителя;
- внедрение рейтинговой оценки качества деятельности молодого специалиста;
- разработка рекомендаций по обновлению образовательных программ каждого учителя;
- изучение и обобщение опыта работы по Программе, отслеживание результатов;
- внедрение новаций в структуру и организацию образовательного процесса;
- подготовка и реализация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ;
- формирование банка информации об опыте внедрения программы профессионального становления молодого специалиста.
Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:
- социального, суть которого заключается в закреплении молодого педагога в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли;
- профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций;
- психологического. Включающего утверждение в новой деятельности, выработку индивидуального образа профессиональной деятельности.
Программа поможет становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Основные мероприятия
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важным этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.
Цель наставничества на первом году работы молодого учителя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Сроки | Что проводится | Привлекаемые сотрудники | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Изучение мотивации педагогической деятельности. Ознакомление с основными требованиями к школьной документации. Портфолио молодого специалиста | заместитель директора по учебной работе методист, руководитель МО | Характеристика на основе наблюдений, бесед Создание портфолио |
Октябрь | Адаптация в педагогическом коллективе. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Назначение наставника. | заместитель директора по учебной работе, методист, руководители МО | Создание пар «Молодой учитель-наставник» Пополнение портфолио |
Ноябрь | Беседы с молодыми учителями по результатам первой четверти | зам дир по УВР, методист, руководители МО | Диагностика учебных достижений учеников молодого учителя |
Декабрь | Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий | директор школы, заместитель директора по учебной работе, руководители МО | Анализы уроков, внеурочных мероприятий |
Январь | Изучение отзывов учеников и их родителей Заседание МО | заместитель директора по учебной работе, руководители МО | беседы |
Февраль | Беседы с молодыми учителями по результатам второй четверти. Изучение качества знаний, умений и навыков учащихся молодого специалиста в процессе ВШК | руководители МО | беседы |
Март | Взаимопосещение уроков. Участие молодого учителя в анализе уроков, анализе тематических выставок учителей школы | заместитель директора по учебной работе, учитель-наставник | |
Май | Подведение итогов | зам дир по УВР, председатели МО, учитель-наставник | Выставки Круглый стол |
Занятия с молодыми специалистами:
- Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
- Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
- Методические требования к современному уроку.
- Соответствие методов обучения формам организации урока.
- Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
- Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
- Школьная документация.
- Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
- Организация индивидуальных занятий со слабо мотивированными на учёбу обучающимися.
Оценка деятельности молодого специалиста
Главным инструментарием для оценки деятельности молодого специалиста является мониторинг.
В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для оценивания и диагностики педагогической деятельности молодого специалиста, в т. ч.:
- анализ статистических данных;
- анкетирование;
- анализ документов.
Сбор, систематизацию и обобщение информации, написание анализа педагогической деятельности молодого специалиста осуществляют временные рабочие группы, сформированные из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.
В результате оценивания профессионально-педагогической деятельности молодого специалиста определяются следующие уровни:
"высокий" – позволяет получать стабильно высокие результаты;
"достаточный" – результаты адекватны поставленной задаче;
"удовлетворительный" – дает возможность избежать грубых ошибок;
"недостаточный" – не гарантирует отсутствие грубых ошибок;
"низкий" – не позволяет получать даже приблизительно приемлемый результат.
Оценка по основным параметрам может быть: комплексной, охватывающей одну из сторон или текущую деятельность. Такая оценка складывается на основании исследования выполнения отдельных функций. В таблице приведены основные параметры оценки деятельности молодого педагога и способы их определения.
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Прогнозируемые результаты реализации Программы
Прогнозируемые результаты реализации Программы:
апробация Программы в условиях образовательного пространства;
освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;
- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
- повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
- достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
- становление молодого учителя как учителя-профессионала;
- улучшение имиджа школы.