Программа "Наставничество"
рабочая программа на тему
Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_-_15-16.docx | 136.58 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка…………………………………… | 3 |
2. | Этапы реализации программы наставничества…………. | 4 |
3. | План работы с молодыми специалистами……………….. | 7 |
4. | Приложение 1. Основные формы и методы работы наставника…………………………………………………. | 9 |
5. | Приложение 2. Стартовая диагностика…………............ | 10 |
6. | Приложение 3. Индивидуальный план наставничества… | 12 |
7. | Приложение 4. Отчет об итогах наставничества………... | 14 |
8. | Приложение 5. Памятка для молодого учителя…………. | 16 |
9. | Приложение 6. Памятка для наставника………………… | 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школы каждый год встречают начинающих учителей, выпускников педагогических институтов и университетов. Освоиться в новой профессии непросто, и к счастью, еще встречаются такие педагоги-наставники, которые желают помочь молодому специалисту, организуя наставничество. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. К работе в качестве наставников привлекаются работники учреждения, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, пользующиеся авторитетом в коллективе и проработавшие в занимаемой должности не менее трех (пяти) лет.
Основные понятия:
наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;
наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;
молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течении года.
Цель наставничества – повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в образовательной организации, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков.
Задачи наставничества:
- Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в образовательной организации методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
- Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.
- Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.
- Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
- Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя образовательной организации, руководителей структурных подразделений, председателя профсоюзной организации, наставников и молодых специалистов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. В частности, выделяются три этапа данной работы:
1. Адаптационный. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
- формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся.
На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники, педагог-психолог, методист, социальный педагог. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг его обязанностей и полномочий, проводится анкетирование (приложение 2), по результатам которого вырабатывается программа адаптации.
Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки (приложение 5), которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. На этом этапе педагог-психолог может использовать таблицу.
Возможные недостатки в работе начинающего педагога и пути их преодоления
Недостатки в работе молодого учителя | Реакция обучающихся на недостатки | Способы преодоления недостатков |
1 | 2 | 3 |
Неумение поддерживать внимание школьников | Отсутствие дисциплины и работоспособности у обучающихся, они постоянно отвлекаются, шумят | Увлекательный рассказ. Активизация познавательного интереса школьников |
Затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися | Наличие аритмии в овладении знаниями | Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся. Правильная расстановка акцентов |
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся | Неприязненное отношение к учителю | Сочетание требовательности с доверием |
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться | Безответственное поведение | Соблюдение меры в требованиях |
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях | Несерьезное, неуважительное отношение к учителю | Тщательная обдуманность поступков |
Неумение контролировать внимание на главном, существенном | Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении | Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации |
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника | Ощущение постоянной перегрузки | Ориентация на овладение существенной, обязательной информацией по учебнику |
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания | Пассивное отношение к восприятию информации | Постоянное нацеливание на переосмысление главного |
Игнорирование самостоятельной работы обучающихся | Потеря ответственности и целеустремленности | Чередование различных видов работы на уроке |
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации | Безразличное отношение к информации учителя | Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее лучшего осмысления |
Неумение опираться на коллектив обучающихся | Пассивное поведение части обучающихся | Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей обучающихся |
Недостаточное внимание к организации домашних заданий | Потеря ответственности в выполнении установки педагога | Периодическая целенаправленная проверка осмысления обучающимися заданий учителя |
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу | Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке | Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающейся ситуации |
Внимание сосредоточено лишь на отвечающем ученике | Отсутствие внимания, скука | Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, акцент на ввод всех обучающихся в деятельностное состояние |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика, несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание | Нервозное состояние отвечающего ученика | Внимание к логически законченной информации (вербальное, средствами акцентирования на главном, составление плана) |
Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся | Притупление интереса к учебе | Творческий подход к заданиям (их усложнение или временное облегчение) |
Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся | Потеря уверенности в знаниях | Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся; мотивирование к интеллектуальному росту |
Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся | Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учебе, преодоление трудностей | Стимулирование творческой активности |
Нерациональное распределение времени на уроке | Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учебе | Дозировка времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении) |
2. Основной, проектировочный этап:
- проводится работа над темой самообразования,
- осуществляется планирование методической работы,
- вырабатывается индивидуальный стиль деятельности,
- начинается оформление портфолио,
- разрабатывается и организуется программа адаптации,
- осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя,
- педагог-наставник и педагог-психолог помогают выстроить собственную программу самосовершенствования.
3. Контрольно-оценочный этап.
На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодого учителя, не имеющие опыта работы с детьми, часто бывают прямолинейны, легко возбуждаются, кричат, угрожают. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо.
Успех молодого учителя нередко зависит от "пустяков" - одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Как очень удачно сказал А.С. Макаренко: "Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".
Подготовки, полученной в вузе, недостаточно для формирования мастерства. К нему приходят только путем самообразования и творческих поисков. Поддержать учителя в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким он будет.
План
работы с молодыми и вновь принятыми учителями
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответствен-ные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Проведение вводного инструктажа на рабочем месте | Август | Волкова Е.В. |
2 | 2.1 Ознакомление с должностной инструкцией учителя и классного руководителя. | Август | Волкова Е.В. |
2.2Ознакомление учителя с локальными актами | Сентябрь | ||
3 | Проведение цикла теоретических занятий по темам: 3.1 Системно-деятельностный подход в образовании. 3.2 Целеполагание в обучающей деятельности учителя. 3.3 Типология уроков (классические типы). 3.4 Типология уроков (нестандартные типы). 3.5 Методы обучения. 3.6 Формы организации познавательной деятельности обучающихся. 3.7 Формы контроля. 3.8 Педагогические технологии. 3.9 Проектно-исследовательские технологии | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Волкова Е.В. Пучнина Ю.Н. Власова В.М. Рук. МО: Двойнева Л.А. Игнатова О.Ю. |
4 | Проведение цикла практических занятий по темам: 4.1 Составление рабочей программы. 4.2 Построение технологической карты урока. 4.3 Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 4.4 Анализ и самоанализ урока. 4.5 Разработка тестовых заданий к учебной теме. 4.6 Параллельный анализ проведенного урока и сравнение позиций анализа. 4.7 Составление отчета учителя о результатах обучающей деятельности. 4.8 Составление отчета о прохождении рабочей программы | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Волкова Е.В. Пучнина Ю.Н. Власова В.М. Рук. МО: Двойнева Л.А. Игнатова О.Ю. |
5 | Собеседования по темам: 5.1 Работа с классным журналом. 5.2 Оформление учебного кабинета | 1 раз в четверть 1 раз в полугодие | Суркова Е.А. Рук. МО: Двойнева Л.А. Игнатова О.Ю. |
6 | Посещение молодыми учителями уроков и мероприятий учителей ОО. | По графику | Волкова Е.В. Пучнина Ю.Н. Власова В.М. Рук. МО: Двойнева Л.А. Игнатова О.Ю. |
7 | Посещение заместителем директора и методистом уроков молодых и вновь прибывших учителей | Не реже 1 раза в месяц | Волкова Е.В. Пучнина Ю.Н. Власова В.М. |
8 | Обучение в форме самообразования по выбранной теме. | В течение учебного года | Волкова Е.В. Пучнина Ю.Н. Власова В.М. |
Приложение 1
Основные формы и методы индивидуальной работы наставника
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.
2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.
3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.
4. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка.
Приложение 2
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА
ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Общеобразовательное учреждение___________________________________
Учитель__________________________________________________________
Предмет__________________________________________________________
№ | Название диагностируемой позиции | да | частично | нет |
Испытываю проблемы | ||||
| ||||
- знание федерального закона «Об образовании в РФ», - образовательных стандартов по предмету, - норм оценки результатов учебной деятельности обучающихся. | ||||
| ||||
2.1.Разработка учебных рабочих программ | ||||
2.2. Моделирование урока | ||||
а) | целеполагание: | |||
- цель и задачи урока; | ||||
- пути мотивации обучающихся. | ||||
б) | содержание: | |||
- объем подачи материала; | ||||
- структура содержания; | ||||
- формы подачи содержания. | ||||
- разработка технологической карты урока | ||||
в) | методики: | |||
- методы (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.); | ||||
- средства (наглядные, технические и др.); | ||||
- приёмы: активизация познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; активизация творческой деятельности. | ||||
| ||||
а) | целеполагания: | |||
- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) урока; | ||||
- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) урока; | ||||
б) | содержания: | |||
- с использованием инновационных педагогических технологий (элементов): проектной; игровой; развивающего обучения; развития критического мышления; другие. | ||||
в) | проведение уроков различных типов (предъявление, усвоение, закрепление новых знаний, контроль, коррекция и др.) | |||
г) | приемы формирования УУД | |||
д) | в организации работы с обучающимися с разным уровнем познавательных способностей: | |||
- парной; | ||||
- групповой; | ||||
- по само- и взаимоконтролю; | ||||
- по оценке и самооценке; | ||||
- другое. | ||||
е) | в применении на уроке: | |||
- ИКТ; | ||||
- изготовление и применение ЭОР и ЦОР; | ||||
- другое. | ||||
2.4. Рефлексия | ||||
а) | в выборе: | |||
- оснований для самоанализа; | ||||
- критериев для анализа деятельности обучающихся; | ||||
- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся. | ||||
б) | в проведении: | |||
- анализа и самоанализа урока | ||||
| ||||
3.1. | Разработка плана воспитательной работы | |||
3.2. | Проведение: | |||
- классных часов; | ||||
- тематических внеклассных мероприятий; | ||||
- мероприятий с привлечением родительской общественности; | ||||
- мониторинговых мероприятий | ||||
| ||||
- подготовка обучающихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам; | ||||
- подготовка обучающихся к продолжению образования. | ||||
Хотелось бы | ||||
- послушать: | ||||
- изучить: | ||||
- обсудить: | ||||
- увидеть: | ||||
- попробовать: |
Приложение 3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
наставничества
Ф.И.О. молодого специалиста _______________________________________ Профессия (должность)________________________________________________
Методическое объединение____________________________________________
Отчетный период _____________________________________________________
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполне-ния | Оценка выполнения (дата, подпись наставника) |
Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у руководителя структурного подразделения | |||
Ознакомление с основополагающими документами учреждения, ее целями и задачами, направлениями текущей деятельности | |||
Знакомство с деятельностью внутренних структурных подразделений (службами, отделами): кадровым отделом, бухгалтерией и т.д. | |||
Ознакомление с административной структурой подразделения, отношениями подчиненности, порядком оформления официальной переписки (рапортов, объяснительных и т.д.) | |||
Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста (указываются конкретные производственные операции, приемы и т.д.) | |||
Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества | |||
Получение консультативной помощи в работе по специальности (профессии) | |||
Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях для молодежи | |||
Подготовка к аттестации молодого специалиста | |||
Повышение общеобразовательного уровня, участие в общественной жизни учреждения | |||
Проверка выполнения индивидуального плана наставничества |
___________ ________________________
дата подпись наставника
Согласовано:
_____________ ________________________
дата подпись руководителя МО
Ознакомлен:
_____________ ___________________________
дата подпись молодого специалиста
Приложение 4
ОТЧЕТ
об итогах наставничества
Молодой специалист__________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Образование_______________________________________________________
Профессия (должность)______________________________________________
Методическое объединение___________________________________________
Периоды наставничества с "______"_______________________20___г.
по "_____"_______________________20___г.
Заключение о результатах работы по наставничеству
Показатель | Краткая характеристика достигнутых показателей |
Знания по профилю работы | |
Навыки по профилю работы | |
Объем выполняемых трудовых обязанностей | |
Результаты работы (качество обучения, результаты учебной и внеучебной деятельности) | |
Отношение к работе | |
Работоспособность | |
Инициативность (участие в конкурсах, конференциях, соц. проектах, соц. сетях) | |
Дисциплинированность | |
Взаимоотношение с коллегами | |
Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности |
Вывод
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наставник_________________________________________________________ (должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)
"___" ___________20___г.
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен: __________________________
(подпись молодого специалиста)
Примечание.
1. В целом, эффективность работы молодого специалиста и степень его адаптации в коллективе по результатам наставнической работы оцениваются по двум взаимосвязанным показателям:
результаты работы - оцениваются руководителем подразделения и наставником по степени выполнения молодым специалистом своих трудовых обязанностей и индивидуальных поручений и заданий;
взаимодействие с коллегами по работе - оценивается руководителем подразделения, наставником и сотрудниками по различным, характеризующим данный показатель, параметрам: готовность и способность воспринимать новые знания, скорость восприятия информации, качество выполняемой работы, взаимоотношения в коллективе и др.
2. В разделе "Вывод" указывается:
объём и качество выполнения индивидуального плана наставничества;
готовность к самостоятельному исполнению молодым специалистом трудовых обязанностей.
3. В разделе "Рекомендации" отмечаются:
вопросы, которые необходимо дополнительно изучить молодому специалисту; недостатки, которые следует устранить;
методы и способы, с помощью которых необходимо улучшить работу молодому специалисту.
Приложение 5
Памятка для молодого учителя
- В кабинет приходите немного раньше звонка, убедитесь, что все готово к уроку, мебель хорошо расставлена, доска чистая, подготовлены технические и ИКТ средства. Войдите в класс последним. Добейтесь, чтобы все обучающиеся приветствовали вас организованно. Осмотрите весь класс, особенно ребят, которые вызывают у вас проблемы в работе. Обратите внимание обучающихся на привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше времени.
- На поиски страницы вашего предмета в классном журнале тратьте как можно меньше времени, это лучше приготовить на перемене.
- Урок начинайте бодро, энергично, позитивно. Не задавайте первым вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - обучающиеся начинают думать, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Урок ведите так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье нарушают дисциплину.
- Обучающихся необходимо увлекать интересным материалом, созданием проблемных ситуаций, стимулировать их умственное напряжение. Темп урока необходимо постоянно контролировать, помогать ученикам, испытывающих затруднения, чтобы они смогли поверить в свои силы, чтобы сохранять набранный темп урока. Держите в поле зрения весь класс и более всего тех, у кого внимание неустойчивое, кто часто отвлекается. Ненавязчиво предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Просьбы и вопросы к тем обучающимся, которые часто занимаются на уроке посторонними делами, помогут вам вернуть их к теме работы.
- Оценивая знания, мотивируйте своих учеников, придавайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Урок заканчивайте общей оценкой класса и отдельных учащихся. Каждому ребенку приятно испытывать удовлетворение от хороших результатов своего труда. Нужно особо отметить положительные моменты в работе недисциплинированных ребят, но не следует делать это слишком часто и лишь за малые усилия детей.
- Урок всегда нужно прекращать со звонком. Дежурным первое время необходимо постоянно напоминать об их обязанностях.
- Первое время постарайтесь воздерживаться от излишних замечаний.
- В ситуациях недисциплинированности обучающихся, старайтесь обходиться без помощи других, более авторитетных педагогов. Помните: налаживание дисциплины с помощью чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу, найдите свой "ключ" к ученикам.
Приложение 6
Памятка для наставника
- Вместе проанализируйте рабочие программы и пояснительные записки к ним.
- Составьте совместно тематический план, обратите особое внимание на подбор материала для повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
- Оказывайте помощь при подготовке к урокам, особенно первым, к первой встрече с обучающимися. Трудные темы разрабатывайте совместно. В своем классе постарайтесь изучать материал с опережением на 2-3 урока с тем, чтобы дать молодому учителю возможность раскрыть наиболее сложные темы.
- Готовьте и подбирайте дидактический материал совместно, а также отбирайте вместе наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
- Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.
- Помогите в подборе методической литературы для самообразования.
- Без назидания, доброжелательно, делитесь опытом, демонстрируя свою работу.
- Своевременно, терпеливо и настойчиво помогайте, никогда не забывайте отмечать успехи в работе.
- Помогите молодому педагогу научиться не копировать готовый материал, не надеяться на имеющиеся разработки, а накапливать собственный педагогический опыт.