Программа наставничества
рабочая программа

Программа наставничества молодых специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

ПРОГРАММА

«Наставничество молодых специалистов»

                                               Составитель: Юхновец Маргарита Сергеевна,                                                                                                       учитель английского языка

                                                                         первой квалификационной категории

        г. Нижневартовск

 2017

Пояснительная записка

В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в России на рубеже ХХ и ХХI столетий, резко изменились условия социализации и самореализации молодёжи. От состояния молодёжной политики зависит будущее страны, способность общества к преодолению системного кризиса и перспектива развития России. Особое место в социально-демографической группе молодёжи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа, по мнению её разработчиков, должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

Этапы становления молодого учителя включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры становления профессионального мастерства молодого учителя в современных условиях определяются как ряд взаимосвязанных аспектов:

  • общесоциального, суть которого заключается в закреплении выпускника Вуза в новой социальной роли, в выработке у него определённого стабильного отношения к этой роли,
  • собственно профессионального, предполагающего включение молодого специалиста в реальную образовательную практику, овладение ею, освоение ведущих профессиональных функций,
  • психологического. Включающего утверждение в новой деятельности,        выработку        индивидуального        образа профессиональной деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение        в        профессиональное        образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение        в        профессиональную        самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры. Цель программы: формирование педагогически и методически грамотного молодого учителя.

Задачи программы:

  1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем
  2. организация        внутришкольной        методической        работы        с        молодым учителем.
  3. организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первые 2-3 года работы в школе.

Цель наставничества в этот период работы молодого учителя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Содержание работы

-        Знакомство со школой, представление молодых педагогов, заполнение информационной карты.

-        Закрепление за молодыми специалистами наставников.

-        Посещение уроков молодых специалистов.

-        Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

-        Организация работы наставников.

-        Составление плана работы молодого специалиста. Определение темы по самообразованию.

-        Анкетирование (выявление профессиональных затруднений в работе на начало года).

-        Посещение уроков молодых педагогов

Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Семинар «Нормативно-правовая база учителя.

Требования к оформлению школьной документации».

-        Посещение уроков молодых педагогов

Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога»

-        Посещение уроков молодых специалистов.

Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

-        Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов

Анкетирование и собеседование. Сравнение результатов.

Практикум «Как подготовить современный урок?»

-        Посещение уроков молодых специалистов.

Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами.

Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту

Оказание психологической помощи молодым педагогам

Знакомство с новинками методической литературы

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Посещение молодыми специалистами занятий опытных педагогов. Анализ посещенных уроков.

Анализ и самоанализ результатов работы, выявление проблем, над которыми надо поработать.

Занятия с молодыми специалистами:

  • Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
  • Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
  • Методические требования к современному уроку.
  • Соответствие методов обучения формам организации урока.
  • Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
  • Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
  • Школьная документация.
  • Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
  • Организация индивидуальных занятий с низко мотивированными на учёбу обучающимися.
  • Школьное образовательное пространство. Вхождение в него и участие в его расширении.

Критериями оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником можно считать:

№№

Показатели

Владеют в достаточной

степени

Скорее владеют

Затруд-

няются ответить

Не владеют

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической подготовки

по преподаваемой дисциплине

2

Умение использовать на уроке результаты современных

исследований в области данной науки

3

Свободное владение материалом

урока

2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно составлять

конспект урока

2

Умение вызвать интерес у учащихся

к теме урока, к изучаемой проблеме

3

Умение осуществлять контроль за

качеством освоения учебного материала учащимися (опрос)

4

Умение объективно оценивать ответ

учащегося

5

Умение применять разнообразные

методы изложения нового материала

6

Умение использовать технологии

активного обучения

7

Умение поддерживать обратную

связь с коллективом учащихся в

течение всего урока

8

Умение организовать самостоятельную творческую работу

учащихся на уроке

9

Умение стимулировать учащихся

увыполнению домашнего задания

3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности

1

Умение анализировать собственную

преподавательскую деятельность

2

Умение свободного коллективного и

индивидуального общения на уроке

3

Владение вербальными и

невербальными средствами общения

4

Наличие чувства уверенности в себе

Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником может осуществляться по следующим критериям:

№№

Показатели

Владеют в достаточной

степени

Скорее владеют

Затруд- няются

ответить

Не владеют

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к

профессии

2

Стремление к общению с детьми и

осознанность выбора форм работы с ними.

3

Анализ и самоанализ результатов

деятельности

2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая

последовательность

2

Умение выделять основные единицы

или блоки знаний

3

Владение навыками организации учащихся для самостоятельного

осмысления материала

4

Владение различными методами и

технологиями обучения

5

Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование

проблемных и творческих ситуаций

6

Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного

пространства школы

7

Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное

время.

8

Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной

деятельности.

9

Владение проектировочными и

конструктивными умениями

3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого учителя

1

Уровень решения профессиональных

задач

2

Умение корректировать и прогнозировать результаты

педагогической деятельности

3

Адекватность самооценки готовности

к работе в ОО

Программа «Наставничество» безусловно должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно- методическим сопровождением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...