Технологическая карта урока по теме: «Работа и мощность. Энергия».
методическая разработка по физике (10 класс)

Ширяева Ольга Александровна

Урок направлен на применение полученных знаний при решении задач; усвоение, повторение, закрепление основных знаний, понятий, законов, научных фактов по теме «Работа и мощность. Энергия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka1.docx254.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Ширяева Ольга Александровна

Место работы

Первомайский филиал МБОУ «Знаменская СОШ»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

C:\Users\Дима\Desktop\1.jpg

Тема урока

Решение  по теме: «Работа и мощность. Энергия».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок-закрепление

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные:

развивать познавательный интерес, в целях развития речи учащихся обеспечить в ходе урока возможность ученикам излагать свои мысли, проговаривать ход решения задачи, озвучивать выводы по решенной задаче.

Метапредметные:  

Познавательные: развивать умение анализировать и выделять главное, сопоставлять  и сравнивать,  логически излагать мысли;  представлять информацию в словесной, символической, графической форме.

Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Регулятивные: Учить контролировать понимание материала

Предметные:

  • воспроизводить определение понятия работа, мощность, энергия, формулы по изучаемой теме;
  • приводить примеры применения в технике;
  • систематизировать знания о теореме о кинетической энергии; формировать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, применять понятие о теореме при решении задач; обеспечить в ходе урока возможность ученикам излагать свои мысли, проговаривать ход решения задачи.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): работа, мощность, энергия, сила трения, тормозной путь, теорема о кинетической энергии, КПД.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок направлен на применение полученных знаний при решении задач; усвоение, повторение, закрепление основных знаний, понятий, законов, научных фактов по теме «Работа и мощность. Энергия»

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Введение в тему урока через повторение  работа, мощность, энергия (определение, виды, формула)

1.        Сформулируйте определение работы силы и запишите формулу.

2.        При каких условиях работа силы положительная? отрицательная? равна 0?

3.        Дайте определение и запишите формулу потенциальной энергии.

4.        Дайте определение и запишите формулу кинетической энергии.

5.        Сформулируйте и запишите теорему о кинетической энергии.

6.        Сформулируйте и запишите формулу закона сохранения энергии.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Задача: Каков тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 72 км/ч, если коэффициент трения равен 0,2?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Ты узнаешь:

  • историю изобретения и применения водяного колеса;
  • технические особенности вертолёта Ка 52 «Аллигатор»;
  • принцип работы ГЭС;

Ты научишься:

  • применять свои знания на практике и в повседневной жизни;

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Первые водяные колеса начали применяться более чем за 3000 лет до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах

Древние греки поняли, что вращающееся водяное колесо может не только поднимать воду, но и совершать другую полезную работу, если его ось соединить с каким-нибудь механизмом. От этой догадки оставался лишь шаг до изобретения водяной мельницы. И этот шаг был сделан.

В Древней Греции и Риме водяные колеса уже использовались для вращения мельничных жерновов.

Водяной двигатель стал использоваться и для пиления досок. и именно это произвело революцию в судостроении.

Задача: Определить полезную мощность водяного двигателя c КПД \eta = 20% ‚ если вода падает на его лопасти с высоты Н = 5 м. Начальная скорость воды на этой высоте \upsilon_0 = 1 м/с. У воды, выходящей из двигателя, скорость u = 2 м/с, а ежесекундный расход воды Q= 2 м3/с.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учащиеся делятся на группы и решают задачу. После решения задач каждая группа представляет свое решение.

Задача № 1

Вертолёт Ка 52 «Аллигатор»

Крейсерская скорость – 270 км/час.

Максимально-допустимая скорость – 390 км/час.

Перегоночная дальность – 1160 км.

Практическая дальность – 460 км.

Мощность-  2400 л.с.(2400*735.5= 1765200 Вт=1,8 МВт)

Условие задачи. Вертолет, масса которого с грузом m = 6 \cdot 10^3 кг, за время t = 15 с набрал высоту Н = 225 м. Определить полезную работу двигателя за это время‚ считая подъем вертолета равноускоренным.

Задача 2.

Волжская ГЭС  –  крупнейшая гидроэлектростанция Европейской части России. Гидроузел расположен на реке Волге Волгоградской области и соединяет два прибрежных города – Волгоград и Волжский. Построенная в течение 1952-1961 годов, низконапорная русловая гидроэлектростанция

Условие задачи: Рассчитать какая часть энергии падающий воды расходуется на работу двигателя Волжской ГЭС, если расход воды (ежесекундное изменение объема) равен  63000 м3/с, напор воды (разность уровней воды по обе стороны плотины) 47 м, а мощность станции 26710 МВт

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1. Мальчик столкнул санки с вершины горки. Сразу после толчка санки имели скорость 5 м/с. Высота горки 10 м. Трение санок о снег пренебрежимо мало. Какова скорость санок у подножия горки? (Ответ дайте в метрах в секунду.) Ускорение свободного падения считать равным 10 м/с2.

2.  Самосвал массой  при движении на пути к карьеру имеет кинетическую энергию.  Какова его кинетическая энергия после загрузки, если он двигался с прежней скоростью, а масса его увеличилась в 2 раза? (Ответ дайте в килоджоулях.)

3. У основания шероховатой наклонной плоскости покоится маленькая шайба массой 100 г. Шайбе сообщают импульс 0,6 кг·м/с в направлении вверх вдоль наклонной плоскости. После этого шайба поднимается по плоскости и останавливается на высоте 20 см от основания. Какое количество теплоты выделяется при движении шайбы?

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Тормозной путь автомобиля

Представьте, насколько меньше было бы аварий, если бы автомобили могли останавливаться мгновенно. К сожалению, элементарные законы физики говорят, что это невозможно.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/E96D485289C38CA24EE68F86451F8B69/xs3docsrcE96D485289C38CA24EE68F86451F8B69_10_1611303407.jpg

Тормозной путь у разных машин отличается. Здесь в расчёт идёт скорость передвижения, вес транспортного средства и его габариты, состояние резины, погодные условия и много других показателей. Кроме того, важна и скорость реакции водителя, т.е. в остановочный путь входит и путь реакции, который проходит автомобиль за время между появлением опасности и нажатием водителем на педаль тормоза.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/E96D485289C38CA24EE68F86451F8B69/xs3docsrcE96D485289C38CA24EE68F86451F8B69_11_1611303407.jpg

Для тормозного пути характерна сильная зависимость от скорости автомобиля. В таблице приведены данные исследования зависимости тормозного пути некоторого автомобиля от скорости его движения перед началом торможения. Абсолютная погрешность измерения скорости составляет ±1 км/ч, а погрешность измерения тормозного пути составляет ±0,5 м.

Скорость автомобиля, км/ч

32

48

64

80

96

112

Тормозной путь, м

6

14

24

38

56

75

Но эти данные характерны для движения по сухому асфальту. При движении по заснеженной дороге или в гололёд тормозной путь значительно увеличивается.

1. Выберите все верные утверждения о характере торможения автомобиля.

  1. Для одного и того же автомобиля тормозной путь увеличивается с увеличением скорости движения и не зависит от погодных условий.
  1. Исследование зависимости тормозного пути от скорости движения должно было проводиться для одного и того же автомобиля и при движении по одной и то же дороге.
  1. Чем легче автомобиль, тем больше его остановочный путь.
  1. Если водитель отвлекается от дороги, то увеличивается путь реакции, являющийся составной частью общего остановочного пути.
  1. Путь реакции всегда постоянен, а тормозной путь прямо пропорционален скорости движения автомобиля перед началом торможения.

(2. Для объяснения зависимости тормозного пути от скорости автомобиля предложена следующая модель.

При торможении кинетическая энергия автомобиля полностью идёт на работу силы трения скольжения: C:\Users\Дима\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (7).bmp Следовательно, тормозной путь пропорционален квадрату скорости автомобиля: Sторм. υ2.

Соответствует ли эта теоретическая модель результатам исследования зависимости тормозного пути автомобиля от скорости его движения перед началом торможения? Ответ поясните.)

Торможение на заснеженной дороге

На одном из порталов для автолюбителей приводится рисунок, демонстрирующий, что коэффициент трения шин о поверхность дороги зависит от погоды. Тормозной путь автомобиля намного увеличивается, если торможение автомобиля происходит на скользкой дороге.

  http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/A801221F602EA66D44EE6392FF484442/xs3docsrcA801221F602EA66D44EE6392FF484442_10_1611231293.jpg

  3. Какие условия должны были соблюдаться при проведении исследования, результаты которого представлены на рисунке?

4. Коэффициент трения шин при движении по сухому асфальту равен примерно 0,8. Каков коэффициент трения при движении по грязной заснеженной дороге? Ответ поясните.

Реакция водителя

Когда речь идёт об экстренном торможении, самую главную роль играет реакция водителя: успеет ли он вовремя заметить опасную ситуацию и нажать на педаль тормоза. Обычно на это уходят доли секунды, но на большой скорости они имеют значение. В таблице приведены результаты исследования, которое показало, сколько проезжает автомобиль за промежуток времени между сигналом об опасности и нажатием водителем на педаль тормоза.

Скорость автомобиля, км/ч

32

48

64

80

96

112

Путь до начала торможения, м

6

9

12

15

18

21

 

 

 

5. Выберите все верные утверждения о данном исследовании.

  1. Исследование проводилось для одного и того же водителя в одной машине и при других равных условиях кроме скорости движения автомобиля.
  1. Для того чтобы оценить время реакции водителя, необходимо полученный путь до начала торможения разделить на скорость движения автомобиля.
  1. Промежуток времени между сигналом об опасности и нажатием водителем на педаль тормоза уменьшается с увеличением скорости автомобиля.
  1. При увеличении скорости движения автомобиля вдвое путь до начала торможения увеличивается в 2 раза.
  1. Если использовать в исследовании другой автомобиль, то путь до начала торможения увеличится.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

"На сегодняшнем уроке я понял….

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…"

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Решить задачи:

1. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние https://ege.sdamgia.ru/formula/00/0082a5c75e1718dc310985e73da5d472p.png расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на https://ege.sdamgia.ru/formula/06/065c354d98ea3d9dee1ff84f1c768563p.pngВектор силы https://ege.sdamgia.ru/formula/80/800618943025315f869e4e1f09471012p.png направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении совершила сила F против действия силы трения? Коэффициент трения https://ege.sdamgia.ru/formula/7b/7bf42d625a8fb817f9fe0959914d2639p.png

2. Кусок льда массой 2 кг упал без начальной скорости на землю с крыши высотой 5 м. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите среднюю мощность силы тяжести, действовавшей на тело во время падения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра по теме "Работа и мощность. Энергия"

Обобщение, повторение и систематизация знаний по теме «Работа и мощность. Энергия»....

Тестирование по теме "Работа и мощность. Энергия"

Файл содержит тестирование созданное в программе iSpring QuizMaker 7. Тема "Работа и мощность. Энергия". Время выполнения теста 40 минут...

Контрольная работа на тему: « Работа и мощность. Энергия».7 класс.

Контрольная работа на тему: « Работа и мощность. Энергия».7 класс.Контрольные работы взяты из учебно-методического комплекта «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс»: к учебнику А.В.П...

Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"

Карта рассчитана на урок изучения нового материала, подробно описаны цели и задачи урока в соответствии с ФГОС, указаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....

Зачет по теме: "Работа и мощность. Энергия" 7 класс (тестирование)

Зачет по теме: "Работа и мощность. Энергия" 7 класс (тестирование)...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ ТЕМА: "РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ по ТЕМЕ: "РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ" для 7 класса....