Общеобразовательная программа коррекционной направленности «Монтессори – педагогика»
рабочая программа
Общеобразовательная программа коррекционной направленности «Монтессори – педагогика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
montessori-pedagogika_plyashechnikova_as.doc | 239 КБ |
annotatsiya_montessori-pedagogika_2023_-2024_uch.g.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА приказом № 173 от 17.08.2023 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКА»
возраст обучающихся: 9 -11 лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Пляшечникова А.С., педагог дополнительного образования |
г. Нефтеюганск - 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 1 |
2. | Учебно-тематический план | 6 |
3. | Содержание программы | 10 |
4. | Методическое обеспечение программы | 10 |
5. | Список литературы | 11 |
6 | Приложения | 12 |
1.Пояснительная записка
Программа по «Монтессори-педагогике» разработана в соответствии со следующими документами:
Программа «Юный керамист» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по «Монтессори-педагогике» имеет коррекционную направленность.
Программа занятий составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и направлена на развитие психических процессов (концентрации внимания, развитие памяти, мелкой и крупной моторики и т.д.).
Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.
При реализации программы были использованы общепедагогические и коррекционные технологии с учётом коррекционной направленности образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности, требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественнонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Здоровьесберегающая технология. В течении уроков планируются физ. минутки, глазодвигательная гимнастика, упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности.
Общепедагогические методы и приемы обучения, предусматривают специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям обучающегося и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.
Репродуктивный - суть его состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
Объяснительно-иллюстративный - суть обучения состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Частично-поисковый - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
При организации занятия учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т. д., что помогает добиться положительных результатов.
1.2. Актуальность. Обучение по программе Марии Монтессори побуждают ребенка к активной деятельности, при этом совершенствуется моторика, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость. Из системы выбраны самые интересные элементы, с учетом сути её – дать детям пространство для развития. Методика Монтессори имеет два основных принципа – это автономная реализация упражнений и обучение в игровой форме. Уникальность этой методики содержится в персональном подходе к каждому ребенку, т. е. каждый ребенок может самостоятельно выбрать себе дидактический материал и количество времени для занятий.
Таким образом, ребенок получает возможность развиваться в своем собственном темпе. Изучив методику системы Мария Монтессори, мы выделили три составные части: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок, а мы организовали специальную среду, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.
Основные направления работы: развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнестической и мыслительной деятельности); развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Монтессори-класс включает в себя множество зон:
- зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
- зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, ребенок по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Они также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
- зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.
- двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.
Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования.
1.3. Цель программы: обучающийся, владеющий навыками доступной самостоятельности при действиях с предметами на основе методики Монтессори-педагогики.
1.4. Задачи программы:
Образовательные
- научить самостоятельно действовать с предметами.
Воспитательные
-самостоятельно убирать учебный материалы на свои мета.
1.5. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9 - 11 лет. Группа состоит из 6 человек.
1.6. Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 учебный год. Реализуется согласно календарному учебному графику на 2023-2024 учебный год образовательной организации, утвержденному приказом директора.
1.7. Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определённых результатов. Знания и умения обучающихся на достаточном и минимальном уровне. См. 1 таблицу.
Таблица 1
Минимальный | Достаточный | Личностные |
-свои фамилию, имя, отчество - определять себя как мальчика, девочку; - основные цвета спектра; - называть с помощью педагога основные формы геометрических фигур; - предметы, группы предметов - как ориентироваться на плоскости листа (верх-низ, право-лево); - умеет сосредотачиваться при выполнении задания; -убирает материалы на место; - расширил словарный запас -может работать и в группе. -способность выражать свои чувства и эмоции; - оценить свои возможности; - считает устно от 1 до 10; - без напоминания задвигает стул к столу после того, как вышел из-за стола; -положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; -чувство собственного достоинства. | - составлять простые нераспространенные предложения на основе демонстрируемого действия изображенного на картинке - обобщать по форме, цвету, размеру на конкретном материале; - употреблять единицы речевого этикета; - обобщать по форме, цвету, размеру на конкретном материале; - сравнивать размеры заданных образцов способом наложения и визуального контроля; - называть с помощью педагога названия и последовательность времен года, суток -убирает материалы на место и знает их предназначение; - умеет сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца с помощью педагога; -стремится все вокруг упорядочить и систематизировать; -может работать как индивидуально, так и в группе. -стремление к соблюдению порядка; -осознанная концентрация внимания в процессе своей деятельности; - способность действовать, исходя из реального выбора. -способность выражать чувства адекватно ситуации; - терпение. способность ожидать желаемого. | -сформировать адекватное представление о собственных возможностях при выполнении задания; - овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. |
1.8. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Форма подведения итогов групповая.
- Индивидуальный подбор материалов для детей.
- Фото - и видеоматериалы.
-В качестве оценочного средства применяется «Карта наблюдений» (карта достижений обучающихся)
В карте достижений обучающихся применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения:
2 — всегда (умение или навык проявляется устойчиво);
1 — иногда (умение или навык только формируется, проявляется не регулярно);
0 — никогда (умение или навык пока отсутствует).
Мария Монтессори создавала свои дидактические материалы для детей, основываясь на наборе тестовых психологических орудий, какие предлагают своим клиентам профессиональные психологи. Ее идея дидактизировать эти психологические орудия и предложить их в свободный доступ детям, Карта достижений обучающихся сама показывает педагогу, с помощью каких предметов специально подготовленной развивающей среды можно измерить те или иные достижения ребенка. Меняя или варьируя дидактические материалы в среде и наблюдая интерес к ним детей, можно наиболее точно зафиксировать процесс развития каждого ребенка и становление группы детей в целом.
2. Учебно-тематический план
Таблица 2
№ п/п | Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
Сенсорное воспитание | 8 | 2 | 6 | |
Обучение навыкам жизни | 14 | 4 | 8 | |
Уроки социальной жизни | 20 | 5 | 9 | |
Космическое воспитание | 18 | 6 | 9 | |
Всего | 68 | 17 | 51 |
Календарно тематический план
Таблица 3
№п/п | Раздел, темы | Кол-во занятий | Дата | Практические и творческие задания | ||
1. Раздел - Сенсорное воспитание | ||||||
Диагностика уровня развития | 1 | Карта возможных достижений обучающихся | ||||
Прищепки в корзине | 1 | Презентация. Пристегни прищепки. Собери прищепки в корзину. | ||||
Складывание салфеток | 1 | Десять розовых кубов из тяжелого дерева, закрепление понятий: большой-маленький, больше на, меньше на. | ||||
Блоки цилиндров | 1 | Презентация. Закрепление понятий: высокий-низкий, толстый-тонкий, выше на, ниже на. | ||||
Коричневая лестница | 1 | Презентация. Закрепление понятий толстый-тонкий, толще, тоньше | ||||
Красные штанги | 1 | Закрепление понятий длинный-короткий, самый длинный, самый короткий | ||||
Цветные таблички-1 | 2 | Закрепление основных цветов и оттенков. Подбери пары табличек по цвету | ||||
Переноска предметов | 1 | Презентация. Перенеси кувшин с водой. Перенеси поднос с кувшином. | ||||
Музыкальные инструменты | 1 | Презентация. Перенеси стул. Перенеси табурет. Задвинь стул. Словарные слова. | ||||
Скатывание и раскатывание коврика | 2 | Презентация. Сверни коврик лицевой стороной наружу.Словарные слова. | ||||
Розовая башня | 1 | Презентация. Складывание прямоугольных салфеток. Складывание Платочков, полотенец. Складывание одежды. | ||||
Пересыпание ложкой | 1 | Презентация. Пересыпать разные виды зерна. Пересыпание через сито. Пересыпание из одной емкости в две - поровну. Словарные слова | ||||
Пересыпание из кувшина в кувшин | 2 | Презентация. Пересыпание из кувшина в два или несколько стаканчиков. Пересыпание в сосуд с узким горлышком, через воронку. | ||||
Переливание из кувшина в кувшин и т.д. | 1 | Презентация. Переливание из кувшина в стаканы. Переливание из чайника в чашки. Добавляем сложность. | ||||
Упражнение в ходьбе по линии | 1 | Презентация. Переливание из кувшина в стаканы. | ||||
Упражнение в тишине | 1 | Презентация. Слушаем тишину. Громко-тихо. Определи по вкусу, по запаху и т.д. | ||||
Забота о самом себе | 2 | Презентация. Знакомство с застежками. | ||||
Рамка с пуговицами | 1 | Презентация. Застегни пуговицы на одежде у себя, у друга. Определи форму пуговицы, сравни. | ||||
Рамка с кнопками | 1 | Презентация. Застегни кнопки. Словарные слова. | ||||
Рамка «молния» | 1 | Презентация. Застегни замок «молнию». Словарные слова. | ||||
Рамка с ремнями | 1 | Презентация. Застегни ремни. Словарные слова. | ||||
Я и другие люди | 2 | Правила этикета при общении с взрослыми и сверстниками. Знакомство. Обращение. Благодарность. | ||||
Я и моя семья | 1 | Назови свое имя, имена своей семьи, родственные отношения. Нарисуй свою семью. | ||||
Человек и его чувства | 1 | Закончи предложение «Я люблю, я не люблю.». Такие разные чувства. Составь рассказ по картинке. | ||||
Поведение в общественных местах | 2 | Презентация. Правила поведения в общественных местах. Инсценировка. | ||||
В школе | 1 | Презентация. Правила поведения в школе. Последовательные картинки. Составь рассказ. Инсценировка. | ||||
Во дворе, на улице, на дороге | 1 | Презентация. Правила поведения. Памятки. Инсценировка. | ||||
В магазине, поликлинике, библиотеке | 2 | Презентация. Правила поведения в общественных местах. Инсценировка. | ||||
В транспорте | 1 | Презентация. Правила поведения в общественных местах. | ||||
Мы идем в гости | 1 | Презентация. Правила поведения в гостях. Рассказ. Перескажи рассказ. | ||||
Встречаем гостей | 1 | Правила приглашения в гости. Как правильно разговаривать с гостями. Правила этикета. | ||||
Гигиена и опрятность | 1 | Презентация. Стихотворение К. Чуковского «Мой Додыр» Выучи наизусть отрывок. | ||||
Гигиена кожи | 2 | Презентация. Правила гигиены. Составь рассказ по картинке. | ||||
По одежке встречают… | 1 | Презентация. Пословицы и поговорки. | ||||
Как сохранить хорошую осанку | 1 | Презентация. Правила гигиены осанки. | ||||
Уроки вежливости | 2 | Презентация. Сказка «Королева Зубная щетка» | ||||
Наблюдаем, помогаем, бережем | 1 | Экскурсия. Наблюдение за природой. Составь рассказ об увиденном, нарисуй. | ||||
Заботимся о домашних животных | 1 | Презентация «Друзья твои меньшие» | ||||
Не навреди | 1 | «Лес-твой друг», «Лесные жители», закончи предложение «Что будет, если…» | ||||
Опасности в быту, на улице, в лесу | 1 | Классификация, Четвертый лишний, Назови, одним словом. Электробытовые приборы, Транспорт. Дикие животные | ||||
Огонь-друг, огонь-враг | 2 | Презентация. Огонь в природе: молния, пожар, вулкан, Солнце. Огонь в жизни человека: костер, факел, спичка, свеча и т.д. | ||||
Глобус | 2 | Шершавый глобус, планета Земля. Собери материк. | ||||
Ежедневный календарь | 1 | Дни недели, Последовательность событий: вчера, сегодня, завтра | ||||
Времена года | 1 | Презентация, Иллюстрации с временами года, стихи о времени года | ||||
Времена года | 1 | Презентация, разрезные картинки, раскрась картинку в соответствии с временем года | ||||
Признаки времен года | 1 | Настольная игра «Определи признаки», Карточки с признаками | ||||
Смена времен года | 1 | Сезонные изменения в природе и в жизни людей | ||||
Смена дня и ночи | 1 | Время суток, Презентация | ||||
Календарь дат | ||||||
Последовательные картинки | 1 | Карточки с рассказами. Синичкин календарь. Выложи в правильной последовательности и составь рассказ. | ||||
Определение суши и воды | 1 | Суша. Вода: реки, озера, моря, океаны. Классификация. | ||||
Животный мир | 1 | Представление о различных животных. Угадай животное. | ||||
Карточки классификации | 1 | Набор карточек Классификация животных. | ||||
Угадай животное | 1 | Презентация. Детеныши животных. | ||||
Части дерева | 1 | Презентация. Части дерева. Вставь пропущенное слово. | ||||
Диагностика уровня развития | 1 | Карта возможных достижений обучающихся |
3.Содержание программы
1 - четверть | 1I - четверть | 1II - четверть | 1V - четверть |
Сенсорное воспитание | Обучение навыкам практической жизни | Уроки социальной жизни | Космическое воспитание |
Скатывание и раскатывание коврика | Переноска предметов | Я и другие люди | Глобус |
Блоки цилиндров | Музыкальные инструменты | Я и моя семья | Ежедневный календарь |
Складывание салфеток | Розовая башня | Человек и его чувства | Времена года |
Красные штанги | Коричневая лестница | Поведение в общественных местах | Времена года |
Цветные таблички-1 | Пересыпание ложкой | В школе | Признаки времен года |
Цветные таблички-2 | Пересыпание из кувшина в кувшин | Во дворе на улице на дороге | Смена времен года |
Цветные таблички-3 | Переливание из кувшина в кувшин и т.д. | В магазине поликлинике библиотеке | Смена дня и ночи |
Геометрический комод | Упражнение в ходьбе по линии | В транспорте | Календарь дат и погоды |
Геометрические тела | Упражнение в тишине | Мы идем в гости | Последовательные картинки |
Шероховатые таблички | Забота о самом себе | Встречаем гостей | Определение суши и воды |
Весовые таблички | Рамка с пуг8овицами | Гигиена и опрятность | Животный мир |
Тепловые таблички | Рамка с кнопками | Гигиена кожи | Карточки классификации |
Шумовые цилиндры | Рамка «молния» | По одежке встречают. | Угадай животное |
Конструктивные треугольники -1 | Рамка с ремнями | Наблюдаем, помогаем, бережем | Части дерева |
Конструктивные треугольники -2 | Рамка с бантами | Заботимся о домашних животных | Ботанический комод |
Конструктивные треугольники -3 | Рамка шнуровка | Не навреди | Использование магнита |
Конструктивные треугольники -4 | Мытье рук | Основы безопасности жизнедеятельности | Плавает или тонет |
Конструктивные треугольники -5 | Чистка обуви | Опасности в быту на улице в лесу | Погода |
5.Список литературы
- Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
- Монтессори М. Дети — другие. // C о вступительную статью и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004.
- Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом: Учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ; 1999. И. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори- детском саду и начальной школе. - М, 2000.
- Сорокова М.Г. Монтессори-педагогика: Вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. 2000.- №10,12.
- Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат.дом «Карапуз», 2000.
- Андрущенко Н. В. Монтессори-педагогика и монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
- 8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. — М.: Астрель; АСТ, 2006
- Стэндинг Э. М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2010.
- Хилтунен Е. А. Толкование детства. Из дневников монтессори-педагогов. — Екатеринбург: Народная книга, 2013.
6.Приложение к программе
I. Материалы для сенсорного развития:
➣ коричневая лестница предназначена для различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый;
➣ розовая башня представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;
➣ красные штанги представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;
➣ цветные катушки в трех наборах: первый состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;
➣ блоки цилиндров представляют собой четыре набора, в каждом из которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;
➣ цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам одного из наборов блоков цилиндров. Материалы для развития речи:
➣ буквы, вырезанные из шершавой бумаги или картона, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;
➣ металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаза к письму;
➣ шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;
➣ геометрические тела обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.
Рамки с застежками — обучение конкретным навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.
Приготовление пищи — эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.
Уборка помещения и личная гигиена включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).
Материалы для математического развития ребёнка:
➣ красно-синие штанги — набор из 10 штанг, каждая из которых делится на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления;
➣ коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию;
➣ золотые бусины обеспечивают знакомство со счетом, понятием количества и основными математическими функциями.
Другие предметы и материалы:
➣ географические карты — деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования.
Карты знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии;
➣ природные карты — различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе;
➣ звучащие колокольчики издают вариации звуков при ударе деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;
➣ линия — в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.
1) Тема: Блоки цилиндров.
Материал. Четыре деревянных бруска с выемками по сторонам (для удобства переноски и уменьшения массы). В каждом блоке по 10 отверстий разного размера. В каждое отверстие вставлен цилиндр, соответствующий отверстию по размеру. Цилиндры имеют шарообразные ручки – кнопки, за которые их можно держать.
Цель:
Прямая: Развитие зрительного восприятий размеров. Подготовка сенсорной базы для введения понятий: высокий-низкий; выше чем, самый высокий; ниже чем, самый низкий. Толстый-тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.
Глубокое-мелкое; глубже чем, самое глубокое; мельче чем, самое мелкое.
Широкое-узкое; шире чем, самое широкое; уже чем, самое узкое.
Косвенная: Подготовка к обучению математике (по 10 цилиндров в каждом блоке-особая роль 10 в десятичной системе).
Задача: Вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия.
2) Тема: Розовая башня.
Материал: Десять розовых кубов из тяжелого дерева, равномерно меняющихся в размерах. Сторона самого большого куба – 10 см., самого маленького – 1 см.
Цель:
Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров.
Формирование сенсорной базы для введения понятий большой- маленький; больше чем, самый большой; меньше чем, самый маленький.
Косвенная: Подготовка к обучению математике (10 кукбов – значение числа 10). Знакомство с формой куба.
Задача: Построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда).
3) Тема: Коричневая лестница.
Материал: Десять коричневых брусков из тяжелого дерева. Длина всех брусков – 20 см. Сечение квадратное, сторона квадрата равномерно меняется от 10 см до 1 см.
Цель:
Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для введения понятий толстый-тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.
Косвенная: Подготовка к обучению по математике.
Задача: Построить лестницу в соответствии с изменениями толщины брусков (построение ряда).
4) Тема: Красные штанги.
Материал: Десять деревянных брусков (штанг) красного цвета. Бруски имеют квадратное сечение стороной 2,5 см. Длина брусков равномерно изменяется от 1 м до 10 см.
Цель:
Прямая: развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для введения понятий длинный – короткий; длиннее чем, самый длинный; короче чем, самый короткий.
Косвенная: Подготовка к обучению математике: особая роль числа 10, стандартные единицы измерения, подготовка к работе с красно-синими штангами.
Задача: Построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда).
5) Тема: Цветные таблички.
Материал: Деревянная коробочка с крышкой, в которой лежат три пары цветных табличек: синие, желтые, красные.
Цель:
Прямая: Научиться различать основные цвета, развивать зрительное восприятие цвета.
Косвенная: Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.
Задача: Подобрать пары табличек по цвету.
5) Тема: Цветные таблички- 2.
Материал: Деревянная коробочка с крышкой, в которой лежат 11 пар цветных табличек: желтые, синие, красные, зеленые, оранжевые.
Цель:
Прямая: Научиться различать основные и смешанные цвета, а также ахроматические. Развивать зрительное восприятие цвета.
Косвенная: Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.
Задача: Подобрать таблички, парные по цвету.
6) Тема: Цветные таблички- 3.
Материал: Коробка с крышкой. В коробке 9 отделений. Каждое отделение предназначено для табличек одного цвета (по 7 штук), но разной интенсивности - от темного к светлому. Средняя по светлоте табличка соответствует табличке из коробки №2. Цвета табличек в коробке: желтый, синий, красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, серый.
Цель:
Прямая: Развитие зрительного восприятия оттенков цвета.
Косвенная: Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.
Задача: Построить ряд табличек одного цвета, расположив их от самой темной к самой светлой.
горох, манную крупу, фасоль, рис.
- ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?"
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
- ВКУСНАЯ КАШКА
Добавив в манную крупу воды, сварите "кашку" для куклы, а затем покормите ее.
Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.
Можно из круп "приготовить" другую еду для кукол - например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится "шоколад с орехами".
- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: "Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай, разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту".
- игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый не ароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.
Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
- Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем - глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.
- Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.
- Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.
- Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.
После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда "лепим пирожки", мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.
- ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные "картины" из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин - это "травка", отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их - получилась "полянка с ягодками". Таким же способом в синем пруду поплывут "золотые рыбки", а на голубом картоне появится желтое пластилиновое "солнышко" с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина -получился "салют". А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся "конфетки на тарелочке".
- ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ
Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета -получились "ягодки", а разноцветные шарики станут "конфетками" или "витаминками". Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать "ушные палочки", предварительно удалив вату) - получаются фруктовые леденцы "чупа-чупс". Раскатаем кусочек красного пластилина - получаем "колбасу", а если тонко-тонко раскатать белый пластилин - выкладываем на тарелку "спагетти". Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки - это "хлеб".
Итак, "угощение" готово, приглашаем кукол на "Обед". Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать "День рождения".
Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку "пирожков".
- ОГОРОД
На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь "сажайте овощи", для этого можно использовать крупы - так, горох станет "репкой", а красная фасоль - "картошкой"; разноцветная мозаика превратится в "красные помидорчики" и "зеленые огурчики"; некоторые овощи (например, "морковку") можно попытаться вылепить из пластилина.
Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут "ягоды и грибы", а на полянке - "цветочки" из мозаики.
Предварительный просмотр:
Аннотация к дополнительной адаптированной общеобразовательной
программе «монтессори – педагогика»
педагога дополнительного образования Пляшечниковой А.С.
Название рабочей программы: «Монтессори – педагогика»
Данная рабочая программа разработана на 2023-2024 учебный год.
Программа разработана для обучающихся 3 «в» - класса.
Цель программы: обучающийся, владеющий навыками доступной самостоятельности при действиях с предметами на основе методики Монтессори-педагогики.
Задачи программы:
Образовательные
- научить самостоятельно действовать с предметами.
Воспитательные
-самостоятельно убирать учебный материалы на свои мета.
В программу включены 4 раздела:
1. Сенсорное воспитание.
2. Обучение навыкам практической жизни.
3. Уроки социальной жизни.
4. Космическое воспитание.
Первый раздел направлен на развитие сенсорного восприятия:
- изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов).
- Игры с предметами, изучая размер, форму и цвет.
Второй раздел включает в себя обучение навыкам практической жизни.:
- обучающийся учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать и т.п.
- Учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
Третий раздел направлен на уроки социальной жизни.
- Обучение детей принятым в обществе нормам поведения.
Четвертый раздел направлен на космическое воспитание.
- Раздел программы, который объединяет в себе знания о природе, об окружающем мире, о человеке.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по «Монтессори-педагогике» составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и направлена на развитие психических процессов (концентрации внимания, развитие памяти, мелкой и крупной моторики и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"
Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»
Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...
Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»
Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...
Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...