Технология развития фонематического восприятия через коммуникативно-игровую деятельность
учебно-методический материал

Кузнецова Ирина Александровна

Технология развития фонематического восприятия через

коммуникативно-игровую деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx77.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»

(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)

Технология развития фонематического восприятия через

коммуникативно-игровую деятельность

Эльконин Д.Б., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А.

                            Составитель:            

        учитель-логопед: Кузнецова И.А.

2023г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..

3

  1. Подготовительный этап………………………………………………

6

1.1 Игры для развития слухового внимания…………………………………

9

1.2 Игры для развития слуховой памяти…………………………………...

10

  1. Основной этап…………………………………………………………

11

2.1 Игры для развития узнавания неречевых звуков………………………

13

2.2 Игры для различения одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и

звуков по высоте, силе и тембру голоса……………………………………

16

2.3 Игры для различения слов, близких по звуковому составу…………..

19

2.4 Игры для дифференциации слогов……………………………………..

21

2.5 Игры для дифференциации фонем……………………………………..

23

2.6 Упражнения и игры для развития навыков элементарного звукового

анализа………………………………………………………………………..

25

  1. Динамический этап……………………………………………………

30

Заключение…………………………………………………………………...

36

Список литературы…………………………………………………………..

37

Введение

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический  слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух – способность различать и узнавать звуки речи, он опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов таких как Д. Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка. И будет лучше для ребенка прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению Д. Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, чтобы ребенок усвоил письменную речь быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина) доказали, что фонематический слух развивается очень  рано. Действия звукового анализа не возникают спонтанно, а формируются в  процессе специального обучения.

Первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ звуковой стороны слова.

Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха –фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Поэтому развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста целесообразно именно в игровой деятельности. На большом разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования

фонематического слуха.

Одной из основных задач развития фонематического слуха у старших дошкольников посредством использования дидактических игр является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка,  элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

Целью использования данной технологии является развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов у детей с нарушениями речи через  коммуникативно-игровую деятельность.

Содержание работы включает в себя реализацию следующих задач:

  1. дать детям представление:
  • о звуках;
  • о гласных, согласных, твердых и мягких звуках речи;
  • о смыслоразличительной и формообразующей функции звука;
  1. формировать умение:
  • находить слова с заданным звуком;
  • определять место заданного звука в слове;
  • анализировать звуковую структуру слова;
  1. развивать:
  • слуховое внимание;
  • -дифференцированное восприятие звуков и звукосочетаний.

Данные задачи решаются на логопедических занятиях по формированию правильного звукопроизношения и занятиях по обучению элементам грамоты с помощью таких методов, как:

  • словесные игры;
  • дидактические игры с игрушками на звукоподражание;
  • подвижные игры с текстом;
  • компьютерные игры и презентации;
  • чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.

Технология реализовывается в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап;
  2. Основной этап;
  3. Динамический этап

  1. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя определение уровня развития фонематических представлений детей, а также работу по развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

Задачи подготовительного этапа:

  • обследование фонематического слуха у детей дошкольного возраста;
  • составление таблицы для отслеживания динамики развития фонематических процессов,
  • подбор и подготовка дидактических игр, упражнений и пособий, направленных на развитие фонематического слуха на определённом этапе работы;
  • работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти у детей.

В ходе обследования в начале учебного года делаются отметки в таблице динамики развития фонематического слуха детей, которая наглядно показывает перечень имеющихся у каждого конкретного ребёнка умений. Такая таблица помогает оценить зону ближайшего развития ребёнка.

Результаты обследование фонематического слуха в сентябре 2020-2021 учебного года (старшая логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

В. Даниил (III)

+

+

З. Элина (III)

+

+

+

+

К. Варвара (III)

+

+

+

Л. Лев (III)

+

+

Л. Михаил (III)

+

М. Валерия (III)

+

+

+

+

С. Глеб (III)

+

+

+

+

С. Ксения (III)

+

+

+

+

Ч. Константин (II)

+

Ш. Егор (III)

+

+

Результаты обследование фонематического слуха в сентябре 2022-2023 учебного года (старшая логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

А. Эвелина (III)

+

+

+

+

Б. Иван (III)

+

+

+

Д. Алиса (III)

+

+

К. Юлия (II-III)

К. Алина (III)

+

+

К. Арина (III)

+

+

+

+

Л. Полина (III)

+

+

+

М. Мирон (III)

+

+

+

О. Арсений (III)

+

+

+

+

П. Тимофей(III)

+

1.1 Игры для развития слухового внимания

Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховом внимании - это очень важная особенность в развитии ребёнка, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового внимания – одна из главных задач подготовительного этапа, которая помогает создать базу для развития фонематического слуха.

На данном этапе и в ходе всей работы по развитию фонематического восприятия могут быть использованы следующие игры для развития слухового внимания:

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребенок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Слушай и выполняй»

Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Описание игры: логопед называет действия, которые должен выполнить ребенок. Ребёнок выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).

Игра «Кто внимательнее?»

Цель: развитие устойчивого речевого внимания.

Описание игры: логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.

Игра «Ригу-рагу»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.

1.2 Игры для развития слуховой памяти

Среди других видов слуховая память занимает особое место, ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошая слуховая память дает детям правильное представление о предметах и явлениях.

Игры для развития слуховой памяти:

Игра «Запоминай и выполняй»

Выполнение ребёнком 4-6 простых действий по словесной инструкции. Педагог говорит шёпотом, на расстоянии четырёх метров от ребёнка.

-Подойди к столу, возьми книгу и мячик. Книгу поставь на полку, а мячик положи в корзину.

Постепенно задания усложняются, путём введения слов, близких по звучанию.

Игра «Посмотри и запомни»

Ребёнку показывают и называют три-пять картинок. Затем картинки закрываются, а ребёнок должен выложить такие же картинки, называя их.

Игра «Будь внимателен!»

Вариант 1. Ребёнку предлагается ряд картинок или игрушек (до десяти). Педагог называет любые из них (три-четыре), которые надо отобрать в той же последовательности и назвать их). Количество запоминаемых слов постепенно увеличивается.

Вариант 2. Ребёнка посылают в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинать необходимо с двух – трёх предметов, постепенно увеличивая их количество.

Игра «День рождения куклы»

Оборудование: набор игрушек (4-5 кукол, зайцев, медвежат и т.п.), набор игрушечной посуды.

Ход игры: Ребёнку сообщают, что у куклы (или зайца) сегодня день рождения, скоро придут гости. А как зовут гостей, он узнает позже. Взрослый достаёт 4-5 игрушек и называет ребёнку их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребёнок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7.

Игра «Угадай, где картинка»

Ребёнку предлагают и называют 5-6 картинок. Затем картинки переворачивают, а ребёнок должен угадать где лежит та или иная картинка.

Игра «Наведи порядок»

На столе набор картинок (пять-шесть). Педагог называет картинки в любом порядке. Ребёнок должен разложить их в той же последовательности.

  1. Основной этап

Логопедическая работа по развитию у детей фонематического восприятия ведётся по шести этапам, выделенным Чевелевой Н.А., Филичевой Т. Б.:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  3. различение слов, близких по звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие элементарного звукового анализа.

При этом в работе учитываются следующие положения:

  • Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.
  • Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.
  • Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь па умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
  • Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребенка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
  • Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.
  • Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с обязательным уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков.
  • В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала:
  1. ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
  2. слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
  3. слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
  4. слова без стечения согласных: односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.), двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
  5. слова со стечением согласных: двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.); двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.); двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
  6. трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

2.1 Игры для развития узнавания неречевых звуков

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

На первом этапе логопед может использовать следующие виды заданий:

  • после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д);
  • чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
  • запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
  • прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);
  • различать на слух голоса товарищей.

В зависимости от возраста ребенка и уровня развития слухового восприятия продолжительность этого этапа может быть различной. У детей старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки.

Игры:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребенок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разными наполнителями (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребенок угадывает, кто это.

Игра «Встречайте гостей».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных.

Описание игры: Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочередно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

2.2 Игры для различения одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

На протяжении второго этапа детей учат различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

  • Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).
  • Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т.д.)
  • Различить на слух различные звукокомплексы произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа- как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т.д.)
  • Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т.д.

Игры:

Игра «Угадай, чей голос?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: ребенок поворачивается спиной к остальным детям. Один из детей (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Игра «Лягушки»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребенок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Игра «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает.

Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького

Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома

Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бумбум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.

Игра «Ветер или ветерок?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).

Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

Игра «Малыши»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку. Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа – Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.

Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.

Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы. (произносит звук низким голосом)

Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы. (произносит звук высоким голосом)

Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...

2.3 Игры для различения слов, близких по звуковому составу

На протяжении третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаются следующие задания:

  • выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
  • подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.

Первоначально используются более легкие слова, а затем задания все более усложняются.

Игры:

Игра «Игрушка ошибается»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов,близких по звучанию.

Оборудование: любимая игрушка ребенка.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребенку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребенок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов,близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов,близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак,мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Игра «Слушай, смотри»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов,близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому естькартинка».

Логопед называет пары слов: медведь - лететь, Машенька- вишенка, Мишутка – решетка.

Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов,близких по звучанию.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

2.4 Игры для дифференциации слогов

На четвертом этапе дети учатся различать слоги. В ходе игр и занятий дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. На этом этапе широко используются следующие виды заданий:

  • найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
  • запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух – трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи; слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровского): няк, пуль, мят, пиц мюф, лут, дыс, вые, гумм, ёфъ, ёк, тыпь, геф, деп, вох, эфь, лефь, вик, кась, лёфь, дян, пяф, хил, хуф, вый, фыл, сых, яс, лень, маф, и т.п. Слоги со стечением согласных: фсен, плись, вость, втот, скум, касть, длаф, фсес, дыст, ность, длин, плык, знун, тисть, здап, зном, скес, дват, скам, твим.
  • добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова; подбор слогов для называния и дифференциации осуществляется в зависимости от произносительных возможностей детей.

Игры:

Игра «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов,близких по звуковому составу.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

Игра «Малыш»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов,близких по звуковому составу.

Оборудование: кукла-мальчик

Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по – бо, пу – бу, па –па- па, ба- ба –ба.

Игра «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов,например, на –на – па– на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...).

Игра «Телефон»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов соппозиционными согласными.

Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.

Игра «Веселый мяч»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов соппозиционными согласными.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

2.5 Игры для дифференциации фонем

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинают обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки и птички и объясняет: «поезд гудит: у-у-у-у, птичка пищит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а. затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно (реагируя на звук дети поднимают картинку) а затем коротко. Затем в ряды гласных включаются другие гласные на которые дети не должны реагировать. Аналогично проводится работа по дифференциации согласных звуков. На этом этапе предлагаются следующие задания:

  • угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.
  • выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т.д.;

Чевелева Н.А. отмечает что на данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков (например гласный – красный кружок, согласный – синий квадратик и т.п.) это подготавливает детей к последующему этапу обучения.

Игры:

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).

Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Изза ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)

Игра «Охотники»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки.

Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Игра «Телевизор»

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.

Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей может «поработать диктором».

Игра «Полет птицы»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед учит ребенка показывать летящую птицу (ладонь одной руки накладывается тыльной стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперед). Птица «летит», пока логопед произносит звуки и замирает, когда произносится заданный звук.

На этом этапе работы используется речедвигательная ритмика Мухиной А.Я.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Специальные упражнения в речедвигательной ритмике разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. На этапе различения фонем упражнения используются с целью создания моторного и зрительного подкрепления для каждого звука.

Освоение упражнений речедвигательной ритмики начинается с изолированного произнесения вначале гласных, а затем и согласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки. Конечной целью упражнений речедвигательной ритмики является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.

2.6 Упражнения и игры для развития навыков элементарного звукового анализа

Задачей шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.

Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
  3. Определение количества слогов в слове, умению изобразить хлопками дву- и трехсложные слова. При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо. Детей также просят тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Возможность использования этого приема связана с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове.
  4. В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  5. Затем дети учатся анализировать гласные звуки, определять количество звуков в звукокомплексе. Логопедическая работа начинается с уточнения представлений об этих звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки — либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть.

Ефименкова Л.Н., Лалаева Р.И. рекомендуют следующие задания:

  • Назвать только гласный звук слога.
  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Записать только гласные буквы слогов.
  • Придумать слог с соответствующей гласной.
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте, и т.д.
  1. После этого приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова.

На этом этапе могут быть предложены следующие варианты заданий:

  • выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные-взрывные в конце а щелевые – в начале слова);
  • назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста);
  • выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки;
  • разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сыр, рысь;
  • выделить из текста слова с заданным звуком;
  • придумать самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать любые слова-названия животных, названия птиц и т.д.);
  • определить в названном педагогам слове первый, - последней звуки;
  • преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;
  • составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным схемам и т.д.

На данном этапе работы используется большое количество дидактических пособий:

  • «Звуковая ромашка», «Капельки», «Снежинки», «Полочки», «Домики» - определение наличия места звука в слове;
  • «Звуковые корзинки», «Звуковые шкафчики», «Звуковые коробочки» -определение места звука в слове;
  • «Прочитай по первым буквам» - определение первого звука в слове и синтез звуков.

Также на этом этапе удобно использовать мультимедийные презентации и компьютерные игры: «Найди слова со звуков», «Звуковой анализ слов», «Игры на фонематический анализ», «Игры с буквами».

На протяжении работы у детей также воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи.

Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

  1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.
  2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:
  • дефект произношения отличен от собственного;
  • дефект произношения аналогичен собственному.
  1. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:
  • звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);
  • звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);
  • звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

За время логопедической работы по развитию фонематического восприятия детьми практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Игры и упражнения активно использовались на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях, а также в ходе проведения различных викторин, квестов и досугов для детей:

  • викторина по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «В гостях у царицы Грамоты»;
  • логопедическая викторина «Снеговик в гостях»;
  • индивидуальное логопедическое занятие «Ждём Деда Мороза»;
  • индивидуальное логопедическое занятие «Весёлая рыбалка»;
  • фронтальное логопедическое занятие «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского».

  1. Динамический этап

Задачами динамического этапа являются:

  1. отслеживание приобретённых детьми навыков звукового анализа.

При овладении ребёнком определённого умения делается отметка об этом в таблице динамики.

Результаты обследование фонематического слуха в мае 2020-2021 учебного года (старшая логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

В. Даниил (III)

+

+

+

+

+

+

+

З. Элина (III)

+

+

+

+

+

+

К. Варвара (III)

+

+

+

+

+

+

Л. Лев (III)

+

+

+

+

Л. Михаил (III)

+

+

+

М. Валерия (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

С. Глеб (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

С. Ксения (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

Ч. Константин (II)

+

+

+

+

Ш. Егор (III)

+

+

+

+

+

+

+

Результаты обследование фонематического слуха в сентябре 2021-2022 учебного года (подготовительная логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

В. Даниил (III)

+

+

+

+

+

+

+

З. Элина (III)

+

+

+

+

+

+

К. Варвара (III)

+

+

+

+

+

+

Л. Лев (III)

+

+

+

+

Л. Михаил (III)

+

+

+

М. Валерия (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

С. Глеб (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

С. Ксения (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

Ч. Константин (II)

+

+

+

+

Ш. Егор (III)

+

+

+

+

+

+

+

Результаты обследование фонематического слуха в мае 2021-2022 учебного года (подготовительная логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

В. Даниил (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

З. Элина (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

К. Варвара (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Л. Лев (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Л. Михаил (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

М. Валерия (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

С. Глеб (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

С. Ксения (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ч. Константин (II)

+

+

+

+

+

+

+

+

Ш. Егор (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Результаты обследование фонематического слуха в мае 2022-2023 учебного года (старшая логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

А. Эвелина (III)

+

+

+

+

+

+

+

Б. Иван (III)

+

+

+

Д. Алиса (III)

+

+

+

+

К. Юлия (II-III)

+

+

+

+

К. Алина (III)

+

+

+

+

К. Арина (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

Л. Полина (III)

+

+

+

+

+

+

+

М. Мирон (III)

+

+

+

+

+

+

+

О. Арсений (III)

+

+

+

+

+

+

+

П. Тимофей(III)

+

+

+

+

+

+

+

Результаты обследование фонематического слуха в сентябре 2023-2024 учебного года (подготовительная логопедическая группа).

ФИ ребенка

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звуко-комплесов по высоте, силе и тембру

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Выделение звука на фоне слова

Вычленение звука в начале слова

Вычленение звука в конце слова

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Определение количества и последовательности звуков в слове

А. Эвелина (III)

+

+

+

+

+

+

+

Б. Иван (III)

+

+

+

+

+

Д. Алиса (III)

+

+

+

+

К. Юлия (II-III)

+

+

+

+

+

К. Алина (III)

+

+

+

+

+

К. Арина (III)

+

+

+

+

+

+

+

+

Л. Полина (III)

+

+

+

+

+

+

+

М. Мирон (III)

+

+

+

+

+

+

+

О. Арсений (III)

+

+

+

+

+

+

+

П. Тимофей(III)

+

+

+

+

+

+

+

К концу первого года обучения у всех детей отмечается положительная динамика в овладении навыками звукового анализа. На второй год обучения актуальной задачей является совершенствование умения детей определять место звука в слове и обучение умению определять количество и последовательность звуков в слове.

Данные таблицы указывают на то, что к концу второго года обучения дети успешно овладевают сложными формами звукового анализа и синтеза.

  1. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросу развития фонематического слуха у детей.

Для воспитателей и родителей были подготовлены консультации:

  • «Что такое фонематический слух? Играем в фонематические игры дома и на прогулке»;
  • Консультация «Как развивать фонематический слух»;
  • Консультация «Этапы работы над развитием фонетического восприятия»;
  • «Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте»;
  • «Упражнения для развития языкового анализа и синтеза у детей с ОНР»;
  • «Использование чистоговорок в логопедической работе».

Заключение

Из полученных результатов видно, что использование дидактических игр по развитию у детей фонематического слуха является эффективным средством формирования и развития фонемного анализа у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Дети в процессе игры более внимательные, повышается работоспособность. Они с интересом слушают, задают много дополнительных вопросов. Полученные знания дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности, играх, самостоятельной деятельности. Игровой мотив усиливает для ребенка эмоциональную значимость данной деятельности. Таким образом, комплекс дидактических игр по развитию уровня фонематического слуха у дошкольников как фактор подготовки детей к школе достаточно эффективен.

Список литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб, 2014.
  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2020.
  3. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха. М., 2013.
  4. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического воспитания у детей дошкольного возраста. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве// Сенсорное воспитание дошкольников/ Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 2008.
  5. Парамонова Л.Г.. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб, - 2021.
  6. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.
  7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 2008.
  8. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 2016.
  9. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М.: «Институт практической психологии», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....

Упражнения для развития фонематического восприятия.

Подборка игр и упражнений для работы над фонематическим восприятием....

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа

Обучение  грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом  К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, про...

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха

Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия и слуха...