Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа
картотека на тему
Обучение грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент сделал на введении ребёнка в звуковую действительность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребёнком письменной речью является сформированность фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент сделал на введении ребёнка в звуковую действительность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребёнком письменной речью является сформированность фонематических процессов.
Несформированность фонематических процессов у детей приводит к трудностям реализации фонематического принципа правописания, что проявляется в специфических ошибках письма.
Опыт работы показывает, что, несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них в процессе обучения в школе возникают проблемы в овладении письменной речью. Поэтому перед логопедом школы стоит задача, чтобы предупредить и корректировать нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Предложенные игры, помогут предупредить нарушения письма.
Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа
- «Угадай звук»
Ведущий произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и показывают букву. Угадавший букву первым становится ведущим и игра продолжается.
- «У кого хороший слух?»
Оборудование: предметные картинки.
Педагог, показывая картинку, называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии заданный звук.
- «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»
Ведущий называет ряд звуков. Нужно хлопнуть, когда услышишь заданный звук.
- «Сложи буквы»
Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (3-5) элементами букв, вырезанными из картона.
Педагог предлагает достать из конверта элементы букв так, чтобы не осталось лишних элементов.
- «Разложи картинки по рядам»
Оборудование: предметные картинки.
Предлагается рассмотреть картинки, определить позицию заданного звука с слове и в соответствии с ней разложить в три ряда: в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- «Каждому своё место»
Оборудование: предметные картинки и три карточки, разделённые на три квадрата, на первой карточке закрашен первый квадрат, на второй- второй, на третьей- третий.
Педагог предлагает рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или конце).
- «Закрась квадратик»
Оборудование: картинки.
Вариант 1.Закрасьте квадратик, соответствующий месту звука в слове- названии картинки. (Синий- твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный, красный- гласный).
Вариант 2. Написать соответствующую букву.
- «Определи на слух самое короткое слово»
- «Определи на слух самое длинное слово»
Слова подбираются в соответствии с темой урока.
- «Молчанка»
Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3 у каждого ученика.
Педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.
- «Исправь ошибки»
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Куклу выронив из рук, Закричал охотник: «Ой!
Маша мчится к маме: Двери гонятся за мной!» (звери).
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами …(жук).
Эй, не стойте слишком близко. Тает снег, течёт ручей
Я тигренок, а не миска (киска). На ветвях полно врачей(грачей)
Ехал дядя без жилета, Сели в ложку и айда!
Заплатил он штраф за это (билета). Покатили вдоль пруда (лодку).
Мама с бочками пошла На поляне весной
По дороге вдоль села (дочками). Вырос зуб молодой (дуб)
На пожелтевшую траву На глазах у детворы
Роняет лев свою листву (лес). Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке, Встало солнце, уходит прочь
Я сошью ему штанишки (мишке). Тёмная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть: В реке живёт мак,
Яблоки, груши, бараны есть (бананы). Его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка На пароходе повар -док
В правую руку левую ножку (ложку). Приготовил вкусный сок (кок)
Рогатый дол Школьник кончил строчку
По дороге шел (вол). И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку У печки с удочкой сижу
Огромную хлебную горку (корку). От рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица Усатый кит сидит на печке,
Своей козою славится (косой). Выбрав тёплое местечко (кот).
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).
- Игра «Тихо - громко»
Мы катались по горам
Пели тут и пели там
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Ход игры: пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
- «Рассыпанные буквы» (составление слов из букв разрезной азбуки)
Инструкция для ребёнка:
Составь из этих букв слово (взрослый предварительно составляет из
предложенных букв слово или слова и только затем предлагает выполнить
задание ребёнку)
- «Цепочка слов»
Инструкция: каждое новое слово должно начинаться с той буквы, которая была последней в слове: март -тарелка –автобус –сыр –рак –крем –... .
- «Регулировщики»
Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный или согласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий.
- «Цепочка слов»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово и т.д. Количество играющих: один человек и более.
- «Собери цветок
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звукобуквенный анализ
Схема для характеристики звука....
мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он ...
Конспект открытого логопедического занятия для детей с ОНР по формированию звукобуквенного анализа ( подготовительная к школе группа)
Формирование навыков звукового анализа. Звуки "З", "ЗЬ". Звуковой анализ слова " ЗУБЫ"...
Игры для развития навыков звукобуквенного анализа и обучения грамоте
Упражнения для профилактики дисграфии и дислексии...
Интерактивный тренажер по теме: «Звукобуквенный анализ»
Тестовый материал предназначен для проверки у учащихся усвоения знаний и умений на практике по теме "Звукобуквенный анализ"....
Конспект обобщающего логопедического занятия, для обучающихся второго класса: звукобуквенный анализ слов.
Цель: Формировать умение употреблять в словах мягкий знак....
Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...