Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе
план-конспект по теме

 

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Речевые и неречевые звуки»

Цели  коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильный темп  и ритм речи,  развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой;

образовательные: знакомство с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике;

воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.

Оборудование: игрушки, предметные и сюжетная картинки,  «Говорящая книга»  «Чьи домишки? Чьи детишки?», загадка, цветы, дидактические игры: «Доскажи словечко»,  «Правильно ли это?», логопедическое лото «Звук», игрушки (кошка, бычок).

Ход занятия

I. Организационный момент

Дидактическая игра  «Правильно ли это?» на развитие слухового внимания и  словесно-логического мышления.

- Дети,  я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать, и сказать, правильно ли это.

- Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку.  Деревья растут в лесу.  Ручка пишет мальчиком.

II. Обсуждение темы

На  магнитной доске выкладываются картинки, которые дети вслух называют.

- Дети,  а как вы узнали, что это? (Увидели)

- Чем вы увидели?

- Значит, для чего нужны глаза?

Задается загадка про снег.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

- Дети, а почему снег (снежинка) тает?  А как вы узнали, что снег холодный?

- Значит, что нам помогает узнавать, что холодное,  что горячее?

- Хорошо, вы картинки разглядывали. Значит, вам помогли глазки. А теперь закрыли глазки. В это время детям близко подносятся цветы.

- Как вы думаете, что это?

- А как вы поняли, что это цветы?

 Раздается мяуканье кошки (дети ее не видят).

- Дети, кто это?

Раздается мычание быка (дети его не видят).

- Дети, а как вы узнали, что это кошка и бык? Ведь вам носик, глазки и руки не помогали. А что вам помогли?

-Значит, для чего нам нужны ушки?

Вот сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то,  что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные,  птицы, транспорт. И мы может хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек.

Работа с  «Говорящей книгой » «Чьи домишки? Чьи Детишки?»

Дифференциации звуков на картинках.

III.  Физ.минутка «Дружат в нашей группе»  на развитие мелкой моторики соотнесение движений рук с речью.

Дружат в нашей  группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать!

IV. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый,

Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью...(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал...(воробей).

Над лесной поляной

Ночью

Долго слышался

Кошмар:

Ухал, ахал,

Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по  утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осоку

В речке  Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесом

Солнца луч потух,

Крадется

Царь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

 V. Работа с логопедическим лото «Звук» на закрепление понятия   «неречевой звук».

VI. Закрепление понятия «речевой звук».

- Что помогает нам произносить   звуки? Краткое знакомство с артикуляционным аппаратом. Обращается внимание на то, что при участии того или иного отдела артикуляционного аппарата образуется тот или иной звук.

VII. Дифференциация понятий «неречевой» - «речевой» звуки. 

Работа с предметными и сюжетной  картинками.

VIII. Подведение итогов занятия.

- О чем мы сегодня с вами беседовали?

Отметить ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

Анализ работы по теме "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР" В данной работе представлена  подбор...

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...