Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе
план-конспект по теме
Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Речевые и неречевые звуки»
Цели коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильный темп и ритм речи, развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой;
образовательные: знакомство с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике;
воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.
Оборудование: игрушки, предметные и сюжетная картинки, «Говорящая книга» «Чьи домишки? Чьи детишки?», загадка, цветы, дидактические игры: «Доскажи словечко», «Правильно ли это?», логопедическое лото «Звук», игрушки (кошка, бычок).
Ход занятия
I. Организационный момент
Дидактическая игра «Правильно ли это?» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.
- Дети, я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать, и сказать, правильно ли это.
- Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.
II. Обсуждение темы
На магнитной доске выкладываются картинки, которые дети вслух называют.
- Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)
- Чем вы увидели?
- Значит, для чего нужны глаза?
Задается загадка про снег.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
- Дети, а почему снег (снежинка) тает? А как вы узнали, что снег холодный?
- Значит, что нам помогает узнавать, что холодное, что горячее?
- Хорошо, вы картинки разглядывали. Значит, вам помогли глазки. А теперь закрыли глазки. В это время детям близко подносятся цветы.
- Как вы думаете, что это?
- А как вы поняли, что это цветы?
Раздается мяуканье кошки (дети ее не видят).
- Дети, кто это?
Раздается мычание быка (дети его не видят).
- Дети, а как вы узнали, что это кошка и бык? Ведь вам носик, глазки и руки не помогали. А что вам помогли?
-Значит, для чего нам нужны ушки?
Вот сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы может хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек.
Работа с «Говорящей книгой » «Чьи домишки? Чьи Детишки?»
Дифференциации звуков на картинках.
III. Физ.минутка «Дружат в нашей группе» на развитие мелкой моторики соотнесение движений рук с речью.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Вместе мы подружимся
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать!
IV. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.
В чаще голову задрав,
Воет с голоду… (жираф).
Клубком свернулся - ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий… (слон).
Под луною песню петь
Сел на веточку… (медведь).
Длиннее шеи не найдешь
Сорвёт любую ветку… (ёж).
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (волк).
Быстрее всех от страха
Несется… (черепаха).
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…(слон).
По горной круче проходил
Обросший шерстью...(крокодил).
В теплой лужице своей
Громко квакал...(воробей).
Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей…(комар).
На заборе по утру
Кукарекал…(кенгуру).
Ест осоку
В речке Нил
Неуклюжий…(крокодил).
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадется
Царь зверей…(петух).
Все преграды одолев,
Бьет копытом верный…(лев).
Сено хоботом берет
Толстокожий…(бегемот).
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…(воробей).
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу…(баран).
Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая…(лисица).
Хвост веером, на голове корона
Нет птицы краше, чем…(ворона).
V. Работа с логопедическим лото «Звук» на закрепление понятия «неречевой звук».
VI. Закрепление понятия «речевой звук».
- Что помогает нам произносить звуки? Краткое знакомство с артикуляционным аппаратом. Обращается внимание на то, что при участии того или иного отдела артикуляционного аппарата образуется тот или иной звук.
VII. Дифференциация понятий «неречевой» - «речевой» звуки.
Работа с предметными и сюжетной картинками.
VIII. Подведение итогов занятия.
- О чем мы сегодня с вами беседовали?
Отметить ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа....
Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР
Анализ работы по теме "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР" В данной работе представлена подбор...
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР. 2017-18 уч.гг
Анализ работы второго года , 2017-18 гг, исследования....
Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич
Представленная авторская образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению навыками звукового анализ...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...