Рабочая программа "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
рабочая программа
Рабочая программа "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Щёлково
141109 РФ, Московская область, г.о.Щелково, ул. Комсомольская, стр. 5А. Телефон:8 (496)562-80-88 / факс: 562 – 54 – 36; e-mail: shel_school3@mosreg.ru
ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 3 ГОЩ
Я.Н. Иванова
Рабочая программа
«Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Составил: учитель – логопед
Миркина С.В.
г. Щёлково 2023 г.
Пояснительная записка
1. Определение и назначение коррекционной программы с обучающимся
Программа разработана учителем-логопедом МАОУ СОШ №3 ГОЩ Миркина С. В..
При разработке рабочей программы использованы следующие системы коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушение звукопроизношения:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 2015.;
- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская;
- методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2014г.
2. Характеристика обучающихся с недостатками речевого развития.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Фонетическим нарушением речи (далее - ФНР) называется, когда дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно, но при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно и это не влияет на смысл слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
К началу обучения в школе у детей, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения.
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости при овладении учебным материалом в школе, особенно письмом и чтением.
3. Актуальность программы.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, а часов, отведённых в учебном плане на коррекцию ФНР и ФФНР недостаточно, так как структура речевого дефекта может быть неоднородна.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей возникают трудности не только в обучении, но и в общения с окружающими.
Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет успешно и в более ранние сроки преодолеть нарушения речи.
Это все обуславливает актуальность данной программы.
Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цели и задачи данной программы.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи программы (I этап обучения):
Обучающие
- обучить основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи;
- формировать полноценные фонематические процессы;
- формировать представления о звукобуквенном составе слова;
- формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- обучать построению предложения в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний;
- формировать лексико-грамматические средства речи;
Развивающие
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- обогащать словарь преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
Воспитывающие
- прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.
Рабочая программа рассчитан на один год.
Контингент обучающихся 1-го класса имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Программа реализуется в ходе индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю в подгрупповой и индивидуальной форме с каждым ребёнком.
Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Контроль знаний обучающихся
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества устранения недостатков письма и чтения ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в листе динамики.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы и виды контроля:
- текущий контроль (устный опрос, мини-тесты, самостоятельная работа, словарный диктант, выборочный диктант, слуховой диктант, объяснительный диктант, письмо по памяти);
- тематический контроль (тематические тесты, проверочное списывание, диктант);
- итоговый контроль (контрольное списывание).
Рабочая программа имеет под собой методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
- конкретности и доступности учебного материала, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения:
При завершении 1 этапа у учащихся должны быть:
- восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения;
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые - мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение.
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим).
Обучающиеся должны уметь:
- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
- уметь дифференцировать согласные по глухости - звонкости, твёрдости-мягкости;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- чётко без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, тексты, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением, тексты;
- программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность.
Личностными результатами являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге;
- умение задавать вопросы.
У детей с недостатками чтения и письма, обусловленными ФФНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, поэтому на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
Содержательная часть программы
Содержание коррекционной программы составлено в соответствии с образовательной программой начального общего образования, а также с учетом возрастных особенностей развития и структурой речевого дефекта обучающихся.
На первом этапе ведётся работа по:
- Развитию звуковой стороны речи.
Формирование полноценных фонематических процессов, представлений о звуковом составе слова, навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения, развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, коррекция слоговой структуры слова.
Расширение и уточнение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий
2. Развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- произвольности общения и поведения.
3. Формированию полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях.
Поставленные программой задачи отражаются в содержании программы и реализуются входе изучения тем:
Речь. Предложение. Слово. (18 часов)
Пространственные представления. Временные представления. Речь. Членение речи на предложения. Слова-предметы. Слова – признаки. Слова – действия.
Звуки и буквы (52 часа)
Гласные первого ряда (7 часов)
Звуки речи. Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги с использованием графических схем. Ударение. Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звуко–слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его звуко – слоговую структуру.
Звонкие и глухие согласные (16 часов).
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф,).
Соноры (4 часа)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Дифференциация звуков.
Свистящие, шипящие, аффрикаты (25 часов)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков (С-Ш, З-Ж, Ч-Т', Щ-С', Щ-Ч, Ц-С, Ц-Ч).
Гласные 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (10 часов)
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Ы-И, А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё). Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (мягкий знак в середине и в конце слова).
Обозначение мягкости согласных Ь. (4 часа)
Проверка знаний, умений и навыков (2 часа)
Итоговые контрольные работы: диктант, списывание.
Содержание программы отражено в учебно-тематическом плане.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Речь. Предложение. Слово. | 18 |
2. | Звуки и буквы | 52 |
Гласные первого ряда | 7 | |
Звонкие и глухие согласные | 16 | |
Соноры | 4 | |
Свистящие, щипящие, аффрикаты | 25 | |
3. | Гласные 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда | 10 |
4. | Обозначение мягкости согласных ь. | 4 |
5. | Проверка знаний, умений и навыков | 2 |
Всего | 86 |
Список использованной литературы и интернет-источников.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 2015г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического. (Выпуск 1).
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2).
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2015г.
- Загадки звуков, букв и слогов. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2016г.
- Звуки и буквы. Агаркова Н.Г. «Издательство» Аркти.
- И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2014г.
- Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы (с ОНР). А.В. Ястребова 2014г.
- Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Е.В.Мазанова-М.: « Издательство « ГНОМ и Д»», 2014г.
- Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова. « ВЛАДОС» 2014г.
- Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. И.С. Лопухина АОЗ «Дельта» 2015г.
- Логопедия. Н.С. Жукова, Е.НМ. Мастюкова, Т.Б. Филичёва Екатеринбург 2015г.
- Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. Организация процесса и методика обучения детей группы риска, направленные на предупреждение трудностей в обучении и неуспеваимости. Г.Г.Мисаренко.- М. «Академия», 2014 г.
- Нарушение речи у школьников. Ростов-на-Дону Феникс 2015г.
- Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. И.Н.Садовникова, М.
- Организация логопедической работы в школе. О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. М. ООО «ТЦ Сфера» 2015г.
- Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками Л.М. Козырева.- Ярославль: Академия развития, 2016 г.
- Путешествие в страну падежей. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2014г.
- Развитие речи детей. Ярославль «Академия развития» 2014г.
- Развитие речи младших школьников. Мали Л.Д., Арямова О.С.Пенза 2012.
- Различаем глухие и звонкие согласные. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2012.
- Речь младших школьников и пути её реализации. М.Р.Львов. Просвещение 2014г.
- Русский язык: тесты: 1 класс : учебно-методическое пособие., Л.А. Фролова. –М.: АСТ: Астрель, 2015г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: «Владос», 2014г.
- Секреты прилагательных и тайны глаголов. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2016г.
- Справочник логопеда. М.А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону 2016г.
- Тайны твердых и мягких согласных. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2014г.
- Упражнения для развития речи. Л.Г. Парамонова. «Дельта» 2014г.
- Уроки логопедии. З.А. Репина, В.И. Буйко Екатеринбург 2014г.
- Учусь не путать буквы. Альбомы 1,2 упражнений по коррекции оптической дисграфии. Е.В.Мазанова- М.: « Издательство « ГНОМ и Д»», 2014г.
- А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...
Рабочая программа индивидуального обучения, 9 класс.
Индивидуальная программа обучения ученика 9 класса Никиты С. по русскому языку,чтению,физкультуре,профильному труду,истории Отечества,домоводству....
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.
Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематич...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...