Рабочая программа "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
рабочая программа

Светлана Владимировна Миркина

Рабочая программа "Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Щёлково

141109 РФ, Московская область, г.о.Щелково, ул. Комсомольская, стр. 5А. Телефон:8 (496)562-80-88 / факс: 562 – 54 – 36; e-mail: shel_school3@mosreg.ru

ОГРН 10250065224707 *  ИНН 5050031998 *  КПП 505001001 *  ОКПО 51944561

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 3 ГОЩ

            Я.Н. Иванова

Рабочая программа

«Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Составил: учитель – логопед

                                                                                                                                       Миркина С.В.

г. Щёлково 2023 г.

Пояснительная записка

1. Определение и назначение коррекционной программы с обучающимся

Программа разработана учителем-логопедом МАОУ СОШ №3 ГОЩ  Миркина С. В..

           При разработке рабочей программы использованы следующие системы коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушение звукопроизношения:

 - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 2015.;

- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская;

- методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2014г.

2. Характеристика обучающихся с недостатками речевого развития.

             Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

            Фонетическим нарушением речи (далее - ФНР) называется, когда дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно, но при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно и это не влияет на смысл слова.

           Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

           К началу обучения в школе у детей, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения.

            Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости при овладении учебным материалом в школе, особенно письмом и чтением. 

3. Актуальность программы.

            Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, а часов, отведённых в учебном плане на коррекцию ФНР и ФФНР недостаточно, так как структура речевого дефекта может быть неоднородна.

            Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей возникают трудности не только в обучении, но и в общения с окружающими.

           Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет успешно и в более ранние сроки преодолеть нарушения речи.

           Это все обуславливает актуальность данной программы.

Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цели и задачи данной программы.

             Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.

Задачи программы (I этап обучения):

Обучающие

  • обучить основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи;
  • формировать полноценные фонематические процессы;
  • формировать представления о звукобуквенном составе  слова;
  • формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • обучать построению предложения в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний;
  • формировать лексико-грамматические средства речи;

Развивающие

  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • обогащать словарь преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

Воспитывающие

  • прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать  положительную мотивацию к изучению русского языка.

Рабочая программа рассчитан на один год.

Контингент обучающихся 1-го класса имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

            Программа реализуется в ходе индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий. 

           Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в подгрупповой и индивидуальной форме с каждым ребёнком.

Продолжительность занятия составляет 40 минут.

Контроль знаний обучающихся

Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества устранения недостатков письма и чтения ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в  листе динамики.  

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы и виды контроля:

  • текущий контроль (устный опрос, мини-тесты, самостоятельная работа, словарный диктант, выборочный диктант, слуховой диктант, объяснительный диктант, письмо по памяти);
  • тематический контроль (тематические тесты, проверочное списывание, диктант);
  • итоговый контроль (контрольное списывание).

Рабочая  программа имеет под собой методологические и теоретические основания.

В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
  • конкретности и доступности учебного материала, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения:

            При завершении 1 этапа у учащихся должны быть:

  • восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с  учётом программных требований;
  • уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого      предложения;
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые - мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение.

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим).

Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
  • уметь дифференцировать согласные по глухости - звонкости, твёрдости-мягкости;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, тексты, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением, тексты;
  • программировать смысловую  структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность.

Личностными результатами являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах  и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • учитывать различные мнения  с целью успешного участия в диалоге;
  • умение задавать вопросы.

У детей с  недостатками чтения и письма, обусловленными ФФНР остаются   недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы,  поэтому на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные  на  формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

Содержательная  часть программы

Содержание коррекционной программы составлено в соответствии с образовательной программой начального общего образования, а также с учетом возрастных особенностей развития и структурой речевого дефекта обучающихся.

На первом этапе ведётся  работа по:

  1. Развитию звуковой стороны речи.

Формирование полноценных фонематических процессов, представлений о звуковом составе слова, навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

Коррекция дефектов произношения, развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, коррекция слоговой структуры слова.

Расширение и уточнение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий

2.   Развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов  самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.

3.  Формированию полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.

Поставленные программой задачи отражаются в содержании программы и  реализуются входе изучения тем:

Речь. Предложение. Слово. (18 часов)

Пространственные представления. Временные представления. Речь. Членение речи на предложения. Слова-предметы. Слова – признаки. Слова – действия.

Звуки и буквы (52 часа)

Гласные первого ряда (7 часов)

Звуки речи. Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги с использованием графических схем. Ударение. Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звуко–слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его звуко – слоговую структуру.

Звонкие и глухие согласные (16 часов).

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация   парных согласных звуков (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф,).

Соноры (4 часа)

Уточнение и сравнение артикуляции звуков.  Дифференциация  звуков.

Свистящие, шипящие, аффрикаты (25 часов)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат.  Дифференциация  звуков (С-Ш, З-Ж, Ч-Т', Щ-С', Щ-Ч, Ц-С, Ц-Ч).

Гласные 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда        (10 часов)

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Ы-И, А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё). Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (мягкий знак в середине и в конце слова).

Обозначение мягкости согласных Ь. (4 часа)

Проверка знаний, умений и навыков (2 часа)

Итоговые контрольные работы: диктант, списывание.

Содержание программы отражено в учебно-тематическом плане.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Речь. Предложение. Слово.

18

2.

Звуки и буквы

52

Гласные первого ряда

7

Звонкие и глухие согласные

16

Соноры

4

Свистящие, щипящие, аффрикаты

25

3.

Гласные 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

10

4.

Обозначение мягкости согласных ь.

4

5.

Проверка знаний, умений и навыков

2

Всего

86

Список использованной литературы  и интернет-источников.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 2015г.
  2. Ефименкова Л.Н.  Коррекция ошибок, обусловленных  несформированностью фонематического. (Выпуск 1).
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2).
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2015г.
  5. Загадки звуков, букв и слогов. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2016г.
  6. Звуки и буквы. Агаркова Н.Г. «Издательство» Аркти.
  7. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2014г.
  8. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы (с ОНР). А.В. Ястребова 2014г.
  9. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Е.В.Мазанова-М.: « Издательство « ГНОМ и Д»», 2014г.
  10. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова.  « ВЛАДОС» 2014г.
  11. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. И.С. Лопухина АОЗ «Дельта» 2015г.
  12. Логопедия. Н.С. Жукова, Е.НМ. Мастюкова, Т.Б. Филичёва Екатеринбург 2015г.
  13. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. Организация процесса и методика обучения детей группы риска, направленные на предупреждение трудностей в обучении и неуспеваимости.  Г.Г.Мисаренко.- М. «Академия», 2014 г.
  14. Нарушение речи у школьников. Ростов-на-Дону Феникс 2015г.
  15. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. И.Н.Садовникова, М.
  16. Организация логопедической работы в школе. О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. М. ООО «ТЦ Сфера» 2015г.
  17. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками Л.М. Козырева.- Ярославль: Академия развития, 2016 г.
  18. Путешествие в страну падежей. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2014г.
  19. Развитие речи детей. Ярославль «Академия развития» 2014г.
  20. Развитие речи младших школьников. Мали Л.Д., Арямова О.С.Пенза 2012.
  21. Различаем глухие и звонкие согласные.  Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2012.
  22. Речь младших школьников и пути её реализации. М.Р.Львов. Просвещение 2014г.
  23. Русский язык: тесты: 1 класс : учебно-методическое пособие., Л.А. Фролова. –М.: АСТ: Астрель, 2015г.
  24. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: «Владос», 2014г.
  25. Секреты прилагательных и тайны глаголов.  Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2016г.
  26. Справочник логопеда. М.А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону 2016г.
  27. Тайны твердых и мягких согласных. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2014г.
  28. Упражнения для развития речи. Л.Г. Парамонова. «Дельта» 2014г.
  29. Уроки логопедии. З.А. Репина, В.И. Буйко Екатеринбург 2014г.
  30.  Учусь не путать буквы. Альбомы 1,2 упражнений по коррекции оптической дисграфии. Е.В.Мазанова- М.: « Издательство « ГНОМ и Д»», 2014г.
  31.  А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 2014г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Рабочая программа индивидуального обучения, 9 класс.

Индивидуальная программа обучения ученика  9 класса Никиты С. по русскому языку,чтению,физкультуре,профильному труду,истории Отечества,домоводству....

Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.

Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематич...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи

Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи

Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...