Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.
план-конспект на тему

Гурковская Татьяна Павловна

Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематического и нерезкого общего недоразвития речи. Игровой характер занятия позволяет активизировать внимание учащихся для достижения оптимальной коррекции нарушенных функций, повышает эффективность и качество обучения. Основная цель занятия: расширение пассивного и активного словаря учащихся, развитие навыков фонематического и слогового анализа и синтеза слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy_zanyatie.doc58 КБ
Файл antonimy_.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гурковская Татьяна Павловна

Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска

Должность: учитель-логопед

Конспект  занятия  и презентация с  группой  учащихся  2-х  классов, имеющих  фонематическое  и  нерезкое    общее   недоразвитие  речи.

ТЕМА:

АНТОНИМЫ.

ЦЕЛЬ:

1. Развитие умения подбирать антонимичные пары слов различных частей  речи.

2. Развитие навыков фонематического и слогового анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры.

3. Расширение пассивного и активного словаря.

4. Совершенствование грамматического строя речи.

5. Предупреждение дислексии.

6. Воспитание умения работать в команде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон, компьютер, проектор, магнитная касса букв, предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, «бревна» - антонимы (картинки), картинки гномов, рисунок реки и теремка.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

I.  Вступление

        1. Приветствие детей.

        2. –Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков, последний [а], тот, у кого звук [а] стоит между звуками [п], [в'], у кого 3-й звук в полном имени [в], у кого 6 звуков в имени, последний [л], третий звук мягкий [р'], в полном имени 4 слога.

II.  Определение темы

        1. – А сейчас, ребята,  выполним  первое задание и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

        - Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:

                -карта, айва, краб [а]

                -план, фонарь, нож [н]

                -туфли, картофель, самолет [т]

                -волосы, окна, седло [о]

                -компот, мука, дом [м]

                -дыня, лыжник, посылка [ы]

                -нитка, коньки, окунь [н']

                -иволга, пила, пони [и]

        Слоги выставлены в столбик :         ан

                                                        то

                                                        мы

                                                        ни.

        - Какое слово получится из этих слогов ?

        (Антонимы)

        - Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы. (Слова противоположного значения).

(Слайд №2).

          - Запишите на верхней строке тему.

(Слайд №3).

        2. - Найдите слова антонимы в пословицах (устно):

                «Лучше горькая правда, чем красивая ложь».

        - Определите количество звуков в слове «ложь».

                «По одежке встречают, по уму провожают».

        - Назовите антонимы, которые обозначают действие предмета.

                «Слово серебро, а молчание – золото».

        - Найдите одинаковые звуки в словах- антонимах [о, л].

                «Старый друг лучше новых двух».

        - Выделите в каждом слове 2-й звук [т], [о].

        - Объясните, как вы понимаете пословицы «По одежке встречают - по уму провожают», «Слово серебро, а молчание золото».

III. Основная часть.

        1.        -Добрую сказку помню я с детства

                Хочу, чтобы в сказку попали и вы.

                Пусть подкрадется к самому сердцу

                И зародит в нем зерно доброты.

        - С  раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

                - За полями, за долами,

                За широкими морями

                В чудном домике лесном

                Жили гномы под сосной.

 (Слайд №4).

                Вот Смелый и Робкий по лесу шли  

                И на тропинке коробку нашли.          

                -Брось ее! – воскликнул Робкий,

                Может там жуки в коробке,

                Или волки там внутри!

                Но пугаться храбрецу

                Как известно, не к лицу.

                Он открыл коробку просто

                А в коробке – приглашенье

                От друзей на день рожденье.

(Слайд № 5)                

                Но дорога далека, незнакома, не проста.

                Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!

                Храбрый сделал поворот –

                Смелость города берет!

- С какой парой гномов мы познакомились? (Смелый и Робкий).

- Как иначе можно назвать Смелого? Робкого? (Храбрый, Трусливый). 

- Какие же гномы прислал приглашенье на день рождения ?

Злой - Добродушный, Грустный - Веселый, Умный с Глупцом.

        2. –Чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны найти дорогу, а мы им поможем тем, что выполним задания, лежащие в коробке.

        -Сейчас узнаем название жилища братьев гномов. ( Слайд № 6). Прочитайте предложения, выделите в каждом слове ударный слог, запишите слово целиком. (Теремок).

        3. –Поскольку гномы живут в лесу, то они явно обратили внимание на изменения в природе, на то, что пришла весна. ( Слайд №7). Думаю, этот текст составили они.  Прочитайте, найдите антонимичные пары, запишите их. (Включить музыкальное сопровождение).

        «Странный в марте лес – в нем рядом весна и осень. Сухой лист и мокрый мох. Теплое солнце и холодный ветер. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно

        4. Физпауза.

        5. Включить запись стихотворения В.Лунина «На рынке».

-Прослушайте стихотворение, найдите слова – антонимы. ( «Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина (стр. 36),  аудиокассета).

- На рынке,

На рынке

толпится народ.

Один покупает,

Другой продает.

Когда не придете –

Зимою ли,

Летом, -

Вы купите мяса

Себе на котлеты,

Вы купите репу, морковку,

И брюкву,

И крупную, кислую, красную клюкву.

-Назвали правильно, справились еще с одним заданием. (Покупать – продавать – глаголы; зимой – летом – существительные).

( Слайд № 8).

        Словарная работа: брюква.

        6. На доске картинки: заяц, лебедь, сом, репа, камыш.

а) –Назовите прилагательные -  антонимы к каждому слову (по 2 слова).

         заяц (трусливый – смелый)

         сом (тяжелый – легкий)         

           лебедь (белый – черный)

           репа (сырая – вареная)

         камыш  ( низкий – высокий)

(При необходимости учитель-логопед  называет первое слово из пары.)

б) –Посмотрите еще раз на картинки. Разделите слова на слоги, из первых слогов составьте слова предложения. (За лесом река).

        7. –Спасибо гномам, что предупредили о том, что нужен мост через речку.  (На магнитную доску выставить картинку реки и теремка). Возьмем бревна для мостика. Бревна только с антонимичными парами слов. (Прямой – кривой, мягкий-крупный, старый-новый,  пустой-полный, ложь-правда, ломать-брать).  (Два бревна лишние). Дети выходят к доске и выкладывают нарисованные бревна поперек реки. На бревнах надписи пары слов.

        8. –Преодолели речку и, наконец, добрались до терема, где живут гномы: Грустный с Веселым, Злой с Добродушным, а Умный с Глупцом.

                

,

                

                     - Из кладовой, где хранилось съестное,

                Друзьям принесли угощенье лесное.

                Шумные гости ели и пили. А вечерком по домам заспешили.

                     Гномы друзей до ворот проводили,

                А самый веселый на двери тайком

                Пословицу нам написал угольком.

(Слайд № 9).

Сме

ет

ря

те

по

кий

лый

там

най

дет,

где

роб

        

9. -Запишите пословицу, составляя слова из слогов этой таблицы в том порядке, в котором вы увидели на таблице.

(Слайд №10)

10. – А теперь с помощью смайликов покажите на рисунках свое отношение к работе на занятии, все ли вам было понятно или вы что-то не поняли.

(Слайд №11).

        III. Итог занятия.

- Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказки.

- Чему вы научились на занятии?

- Как помогут вам эти знания на уроках по русскому языку?

             Используемые источники:

1.Н.А. Лукина  Программа развития и обучения дошкольника.  Я учу антонимы.  Веселые гномы. СПб  Издательский дом « Нева». 2001 г.

2.Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Система упражнений по коррекции  письма и чтения детей с ОНР. Воронеж ,«Учитель» 2003 г.

3.Е.Д.Бурина Такие похожие разные буквы  СПб « Каро», 2006 г.

4.Н.Г. Андреева  Логопедические занятия по развитию связной речи  младших школьников. Часть 1, Москва  « Владос» , 2009 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антонимы Автор: Гурковская Татьяна Павловна Место работы: МБОУ СОШ №1 г . Новочеркасска Должность: учитель-логопед

Слайд 2

Антонимы – слова противоположного значения

Слайд 3

Пословицы «Лучше горькая правда, чем красивая ложь». «По одежке встречают, по уму провожают ». «Слово серебро, а молчание – золото». «Старый друг лучше новых двух».

Слайд 6

Задание 1. Потеха! Реки промокли !

Слайд 7

Странный в марте лес – в нем рядом весна и осень. Сухой лист и мокрый мох. Теплое солнце и холодный ветер. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно !

Слайд 8

Брюква

Слайд 9

сме ет ря те по кий лый там най дет где роб

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Омонимы. Синонимы. Антонимы"

Данная презентация знакомит с основными понятиями, содержит тренировочные упражнения по определению указанных понятий....

Презентация по русскому языку 5 класс"Антонимы"

Данную презентацию можно использовать как на  уроках русского языка , так и  во внеклассной работе. Материал дан в занимательной форме....

Презентация к уроку "В гостях у антонимов".

Урок "В гостях у антонимов" сопровождается презентацией. Пришлось разделить её на 3 части, так как размер файла не соответствует требованиям....

Презентация к уроку руского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"

Презентация составлена учащейся 5 класса , демонстрирует правила и иллюстрации, подобранные к ним....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Антонимы"

Презентация к уроку русского языка на тему "Антонимы" содержит определение антонима, наглядный материал по теме, даёт понятие о видах антонимов.Закрепить полученные знания учащиеся могут с помощью вып...

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...