Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.
план-конспект на тему
Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематического и нерезкого общего недоразвития речи. Игровой характер занятия позволяет активизировать внимание учащихся для достижения оптимальной коррекции нарушенных функций, повышает эффективность и качество обучения. Основная цель занятия: расширение пассивного и активного словаря учащихся, развитие навыков фонематического и слогового анализа и синтеза слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy_zanyatie.doc | 58 КБ |
antonimy_.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гурковская Татьяна Павловна
Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасска
Должность: учитель-логопед
Конспект занятия и презентация с группой учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.
ТЕМА: | АНТОНИМЫ. |
ЦЕЛЬ: | 1. Развитие умения подбирать антонимичные пары слов различных частей речи. |
2. Развитие навыков фонематического и слогового анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры. | |
3. Расширение пассивного и активного словаря. | |
4. Совершенствование грамматического строя речи. | |
5. Предупреждение дислексии. | |
6. Воспитание умения работать в команде. | |
ОБОРУДОВАНИЕ: | Магнитофон, компьютер, проектор, магнитная касса букв, предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, «бревна» - антонимы (картинки), картинки гномов, рисунок реки и теремка. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступление
1. Приветствие детей.
2. –Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков, последний [а], тот, у кого звук [а] стоит между звуками [п], [в'], у кого 3-й звук в полном имени [в], у кого 6 звуков в имени, последний [л], третий звук мягкий [р'], в полном имени 4 слога.
II. Определение темы
1. – А сейчас, ребята, выполним первое задание и тогда мы узнаем тему нашего занятия.
- Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:
-карта, айва, краб [а]
-план, фонарь, нож [н]
-туфли, картофель, самолет [т]
-волосы, окна, седло [о]
-компот, мука, дом [м]
-дыня, лыжник, посылка [ы]
-нитка, коньки, окунь [н']
-иволга, пила, пони [и]
Слоги выставлены в столбик : ан
то
мы
ни.
- Какое слово получится из этих слогов ?
(Антонимы)
- Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы. (Слова противоположного значения).
(Слайд №2).
- Запишите на верхней строке тему.
(Слайд №3).
2. - Найдите слова антонимы в пословицах (устно):
«Лучше горькая правда, чем красивая ложь».
- Определите количество звуков в слове «ложь».
«По одежке встречают, по уму провожают».
- Назовите антонимы, которые обозначают действие предмета.
«Слово серебро, а молчание – золото».
- Найдите одинаковые звуки в словах- антонимах [о, л].
«Старый друг лучше новых двух».
- Выделите в каждом слове 2-й звук [т], [о].
- Объясните, как вы понимаете пословицы «По одежке встречают - по уму провожают», «Слово серебро, а молчание золото».
III. Основная часть.
1. -Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
- С раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
- За полями, за долами,
За широкими морями
В чудном домике лесном
Жили гномы под сосной.
(Слайд №4).
Вот Смелый и Робкий по лесу шли
И на тропинке коробку нашли.
-Брось ее! – воскликнул Робкий,
Может там жуки в коробке,
Или волки там внутри!
Но пугаться храбрецу
Как известно, не к лицу.
Он открыл коробку просто
А в коробке – приглашенье
От друзей на день рожденье.
(Слайд № 5)
Но дорога далека, незнакома, не проста.
Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!
Храбрый сделал поворот –
Смелость города берет!
- С какой парой гномов мы познакомились? (Смелый и Робкий).
- Как иначе можно назвать Смелого? Робкого? (Храбрый, Трусливый).
- Какие же гномы прислал приглашенье на день рождения ?
– Злой - Добродушный, Грустный - Веселый, Умный с Глупцом.
2. –Чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны найти дорогу, а мы им поможем тем, что выполним задания, лежащие в коробке.
-Сейчас узнаем название жилища братьев гномов. ( Слайд № 6). Прочитайте предложения, выделите в каждом слове ударный слог, запишите слово целиком. (Теремок).
3. –Поскольку гномы живут в лесу, то они явно обратили внимание на изменения в природе, на то, что пришла весна. ( Слайд №7). Думаю, этот текст составили они. Прочитайте, найдите антонимичные пары, запишите их. (Включить музыкальное сопровождение).
«Странный в марте лес – в нем рядом весна и осень. Сухой лист и мокрый мох. Теплое солнце и холодный ветер. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно!»
4. Физпауза.
5. Включить запись стихотворения В.Лунина «На рынке».
-Прослушайте стихотворение, найдите слова – антонимы. ( «Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина (стр. 36), аудиокассета).
- На рынке,
На рынке
толпится народ.
Один покупает,
Другой продает.
Когда не придете –
Зимою ли,
Летом, -
Вы купите мяса
Себе на котлеты,
Вы купите репу, морковку,
И брюкву,
И крупную, кислую, красную клюкву.
-Назвали правильно, справились еще с одним заданием. (Покупать – продавать – глаголы; зимой – летом – существительные).
( Слайд № 8).
Словарная работа: брюква.
6. На доске картинки: заяц, лебедь, сом, репа, камыш.
а) –Назовите прилагательные - антонимы к каждому слову (по 2 слова).
заяц (трусливый – смелый)
сом (тяжелый – легкий)
лебедь (белый – черный)
репа (сырая – вареная)
камыш ( низкий – высокий)
(При необходимости учитель-логопед называет первое слово из пары.)
б) –Посмотрите еще раз на картинки. Разделите слова на слоги, из первых слогов составьте слова предложения. (За лесом река).
7. –Спасибо гномам, что предупредили о том, что нужен мост через речку. (На магнитную доску выставить картинку реки и теремка). Возьмем бревна для мостика. Бревна только с антонимичными парами слов. (Прямой – кривой, мягкий-крупный, старый-новый, пустой-полный, ложь-правда, ломать-брать). (Два бревна лишние). Дети выходят к доске и выкладывают нарисованные бревна поперек реки. На бревнах надписи пары слов.
8. –Преодолели речку и, наконец, добрались до терема, где живут гномы: Грустный с Веселым, Злой с Добродушным, а Умный с Глупцом.
,
- Из кладовой, где хранилось съестное,
Друзьям принесли угощенье лесное.
Шумные гости ели и пили. А вечерком по домам заспешили.
Гномы друзей до ворот проводили,
А самый веселый на двери тайком
Пословицу нам написал угольком.
(Слайд № 9).
Сме | ет | ря | те | по | кий |
лый | там | най | дет, | где | роб |
9. -Запишите пословицу, составляя слова из слогов этой таблицы в том порядке, в котором вы увидели на таблице.
(Слайд №10)
10. – А теперь с помощью смайликов покажите на рисунках свое отношение к работе на занятии, все ли вам было понятно или вы что-то не поняли.
(Слайд №11).
III. Итог занятия.
- Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказки.
- Чему вы научились на занятии?
- Как помогут вам эти знания на уроках по русскому языку?
Используемые источники:
1.Н.А. Лукина Программа развития и обучения дошкольника. Я учу антонимы. Веселые гномы. СПб Издательский дом « Нева». 2001 г.
2.Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж ,«Учитель» 2003 г.
3.Е.Д.Бурина Такие похожие разные буквы СПб « Каро», 2006 г.
4.Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1, Москва « Владос» , 2009 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антонимы – слова противоположного значения
Пословицы «Лучше горькая правда, чем красивая ложь». «По одежке встречают, по уму провожают ». «Слово серебро, а молчание – золото». «Старый друг лучше новых двух».
Задание 1. Потеха! Реки промокли !
Странный в марте лес – в нем рядом весна и осень. Сухой лист и мокрый мох. Теплое солнце и холодный ветер. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно !
Брюква
сме ет ря те по кий лый там най дет где роб
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Омонимы. Синонимы. Антонимы"
Данная презентация знакомит с основными понятиями, содержит тренировочные упражнения по определению указанных понятий....
Презентация по русскому языку 5 класс"Антонимы"
Данную презентацию можно использовать как на уроках русского языка , так и во внеклассной работе. Материал дан в занимательной форме....
Презентация к уроку "В гостях у антонимов".
Урок "В гостях у антонимов" сопровождается презентацией. Пришлось разделить её на 3 части, так как размер файла не соответствует требованиям....
Презентация к уроку руского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"
Презентация составлена учащейся 5 класса , демонстрирует правила и иллюстрации, подобранные к ним....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Антонимы"
Презентация к уроку русского языка на тему "Антонимы" содержит определение антонима, наглядный материал по теме, даёт понятие о видах антонимов.Закрепить полученные знания учащиеся могут с помощью вып...
Антонимы. Словарь Антонимов
Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...
Презентация "Антонимы.Виды антонимов" 5 класс
Новая тема...