Игровые технологии
материал

Силкина Ольга Сергеевна

 Игра является

естественной формой труда ребёнка,

 присущей ему формой деятельности,

 приготовлением к будущей жизни.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее,

 но игра его имеет большой смысл. (Л.С.Выготский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_aktivizatsiya.doc702.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности

                   Докладчик: Силкина О.С.

        

                                                                                          Игра является

естественной формой труда ребёнка,

 присущей ему формой деятельности,

 приготовлением к будущей жизни.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее,

 но игра его имеет большой смысл. 

(Л.С.Выготский).

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.(2 слайд)

При работе с детьми с ОВЗ применяются (3 слайд)

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно — развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Традиционные технологии  обучения в  коррекционной  работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  учителя  и  учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочу остановиться на игровых технологиях, которые я использую в своей работе.

Особый интерес представляют исследования швейцарского психолога Ж.Пиаже,  потому что играет. А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности. Проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. 

По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов», человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер.

В человеческой практике одна и та же игра выполняет следующие  функции: (сл.4)

—   развлекательную 

—   обучающую

—   коммуникативную

- релаксационную 

—   функцию коррекции

 Понятие «игровые педагогические технологии»  (сл.5)
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных 
педагогических игр. 

Сюжетно-ролевые

Дидактические

Настольные

Творческие задания

Сказочные персонажи

Внеклассные мероприятия

Игровые технологии я применяю как в урочной, так и внеурочной работе. (сл.7) Игровая форма урока создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Очень важно при конструировании учебного процесса, моделировать разные проблемные ситуации жизни, решающие через введение игровой ситуации. Успешная Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям (сл.7)

- дидактическая цель

 ставится перед учащимися в форме игровой задачи

- учебная деятельность подчиняется правилам игры

-учебный материал используется в Качестве ее средства

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

- успешное выполнение дидактичес-кого задания связывается с игровым результатом

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.(сл.9)

(сл.10) В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

- Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

- Учет структуры дефекта;

- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

- Соответствие коррекционной цели занятия;

- Учет принципа смены видов деятельности;

- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

На уроке математике:

IMG_256 IMG_257

IMG_258 «Больше, меньше или равно»

Найди лишнее число

Оборудование: карточки с набором чисел.

Примерный материал:

а) 1,2,4,5,7,8,10,0.

б) 21,24,30,16,18,9.

в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.

г) Сто семь, двести два, пятьсот один, семьдесят, шестьсот четыре.

При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.

Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт.

Игра «Накорми зверей в зоопарке», где разбирается по составу число «6». Сторож кормит обезьян: сначала дал 5 бананов (ставлю рисунок с пятью бананами); затем еще 1 банан (ставлю рисунок с одним бананом). Таким образом, 5 + 1 = 6. Дети «записывают» у себя данную задачу на столе с помощью цифр.
Важно научить детей на занятиях по математике ориентироваться на листе бумаги, для этого использую рисование цветными карандашами, которое имеет коррекционную направленность. Например, даю детям листок, расчерченный на квадраты, и предлагаю нарисовать в правом верхнем углу цветок, в левом нижнем – домик и так далее.

На уроках русского языка:

Игра “Найди пару”

К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:

алфавит аккуратный

чистый кавалерия

конница озорник

шалун азбука

Игра “Найди слова в картине”

Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” — деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.

Игра “Убежали гласные”

Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.

На уроках окружающего мира:

IMG_259 IMG_260

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

IMG_261 IMG_262

Пальчиковые тренажоры

IMG_263 IMG_264

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

«Подбери по цвету»

IMG_265 IMG_266

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игра «Костер». IMG_267

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Ход игры:

Представьте, что это костер. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего.

По команде «руки замерзли» — протянули руки к костру

По команде «ой, какой большой костер» — машем руками

По команде «искры полетели» — хлопаем в ладоши

По команде «жарко» — отодвиньтесь от костра

По команде «костер принес нам дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг костра.

 Я пришла к выводу, что в  Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить.(сл.)  В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.   Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.  Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить, играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои обучающиеся с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...