Система оценивания образовательных достижений
статья

Хобракова Норсон Владимировна

    Принципиально важным положением образовательной организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Ее важнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации.

Принципиально важным положением организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Ее важнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.

Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке.

1.Внутреннее и внешнее оценивание.

В системе оценивания я использую внутреннюю оценку, выставляемую мной или школой.

Внутреннее (внутришкольное) оценивание включает:

текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.; (фронтальный опрос, работа по карточкам, самостоятельная работа, проекты, дифференцированная работа и т.д.)

промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода; (итоговая контрольная работа по итогам года)

стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования. (Входная диагностика в начале учебного года)

комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов; ( текущие контрольные работы, биологические диктанты, различные виды заданий  для оценки достижения планируемых метапредметных результатов)

Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.

К процедурам внешней оценки относятся:

государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования (ОГЭ, ЕГЭ);

всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации (ВПР);

мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.

1.1.Критериальное оценивание.

В условиях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего образования представляется целесообразным внедрение критериального оценивания, которое применяется при реализации форм внутреннего оценивания.

Критериальное оценивание - это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. Таким образом, в ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательного процесса. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования. (вербальное оценивание, взаимопроверка, самооценивание)

2. Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

2.1. Особенности оценки личностных результатов.

Целью оценки личностных достижений обучающихся является не определение персонифицированного уровня развития качеств личности обучающегося, а получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации. и ее влиянии на коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является предметом специальной работы в будущем.

Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые классным руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, имеют важное значение для оценки динамики формирования личностных результатов.

2.2. Особенности оценки метапредметных результатов.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. ( защита индивидуального проекта проводится на основании Положения об индивидуальном проекте, разработанное образовательным учреждением )

Общий подход к формированию и оценке метапредметных результатов в текущем учебном процессе состоит в том, что метапредметные действия, как правило, формируются и оцениваются как неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. ( биологические задачи, кейс – задания, ситуационные задачи на уроках биологии, исследовательские работы, работа с информацией),

2.3. Особенности оценки предметных результатов.

Оценка предметных результатов - наиболее разработанное направление, поскольку традиционно ведется каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

2.4. Особенности оценки функциональной грамотности.

Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения.

В течение учебного года на сайте https://resh.edu.ru/loginfg периодически создаю различные мероприятия (Естественнонаучная грамотность. 9класс. Нарушение слуха; Естественнонаучная грамотность. Багдадская батарейка.8класс; Естественно-научная грамотность. Антибиотики-убийцы бактерий. 9класс). Учащиеся заходят по ссылке и выполняют задания. Задания могут быть с проверкой эксперта или без проверки.

Оценка результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования должна стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Указанная оценка должна не просто подводить итоги достигнутого, она должна стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...