Особенности психологического сопровождения внеклассной деятельности детей-инвалидов обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий
статья (психология) на тему
Большое значение в индивидуальном развитии каждого ребенка имеет внеурочная и внеклассная работа. Ведь именно на таких занятиях ребенок раскрывает свои природные задатки т.к. занятия не носят строго регламентированный характер и в основе заданий – индивидуальное творчество ребенка. На внеурочных занятиях задания, которые он выполняет, предполагают проявление индивидуальной инициативы при их выполнении, различие в способах выполнения и формах представления. Одним словом, в самой основе заданий внеурочной деятельности – интеллектуально-творческая инициатива обучающихся, которая позволяет не только диагностировать направленность индивидуальных способностей, но и выстроить индивидуальную траекторию их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psikh.soprovozhdeniya_vneklassnoi_deyatelnosti_detei-invalidov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Геннадьевна Онипченко, педагог-психолог
ГКОШИКО «Лицей-интернат «Областной центр образования», г. Калуга
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266 1 "Об образовании", а также в Федеральных законах.
В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Инклюзивные процессы в системе общего образования предоставляют широкие возможности для детей с особыми потребностями и воплощаются в новые формы и технологии обучения, такие как дистанционное, интегрированное, инклюзивное обучение.
Проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы может быть решена совместными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогов, администрации школы, родителей, школьных специалистов и самих учеников.
В ГКОШИКО «Лицей-интернат «Областной центр образования» наряду с успешным дистанционным обучением налажена и система внеклассной работы с учениками и их родителями.
Основными задачами внеклассной работы с учащимися с ограниченными возможностями являются:
▪ создание социально – психологических условий, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию учеников с особыми потребностями в образовательном учреждении.
▪ всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями и потенциальными возможностями;
▪ успешная социализация детей, обеспечение полноценного участия детей с ОВЗ в жизни общества.
Большое значение в индивидуальном развитии каждого ребенка имеет внеурочная и внеклассная работа. Ведь именно на таких занятиях ребенок раскрывает свои природные задатки т.к. занятия не носят строго регламентированный характер и в основе заданий – индивидуальное творчество ребенка. На внеурочных занятиях задания, которые он выполняет, предполагают проявление индивидуальной инициативы при их выполнении, различие в способах выполнения и формах представления. Одним словом, в самой основе заданий внеурочной деятельности – интеллектуально-творческая инициатива обучающихся, которая позволяет не только диагностировать направленность индивидуальных способностей, но и выстроить индивидуальную траекторию их развития.
Внеклассная работа с обучающимися в Областном центре образования проводиться по нескольким направлениям в соответствии с требованиями нового федерального государственного общеобразовательного стандарта образования (ФГОС):
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и др.
Уделяя особое внимание детям с особыми образовательными потребностями, необходимо отметить, что к данным направлениям внеклассной работы школы добавляется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение внеклассных занятий данной категории детей с учетом их индивидуального развития. Основные направления сопровождения внеурочной деятельности педагога-психолога и методистов Центра дистанционного образования по развитию обучающихся с ОВЗ:
- Внеклассные общешкольные мероприятия и внеурочная деятельность.
- Важным направлением внеклассной работы является участие детей с ОВЗ в очных общешкольных мероприятиях (например: лицейская научная конференция, последний звонок) и в он-лайн на основе дистанционных технологий (Фестивали «Моя малая Родина» и «Радуга семейных талантов»), что дает всем ученикам возможность принимать участие в общественной жизни школы с учетом состояния здоровья и места жительства.
- Использование различных форм внеурочной работы с обучающимися позволяет учитывать не только физиологические особенности детей, но и их интересы. Разнообразны виды внеурочной деятельности с детьми, находящимися на дистанционном обучении: конкурсы различного уровня, предметные недели, совместные праздники, олимпиады и научно – практические конференции. Традиционными также стали коллективные экскурсии в музеи центра (Музей космонавтики, музей прикладного искусства). Налажено тесное сотрудничество с кружком «Мягкая игрушка». Педагогом данного кружка регулярно проводятся мастер - классы для детей с ограниченными возможностями по созданию мягких игрушек, а так же аппликации. По итогам всех мероприятий создаются фото и видеоотчеты, которые размещаются на сайте дистанционного обучения (www.cdo-kaluga.ru). Школьники, не посетившие эти мероприятия, имеют возможность сделать это виртуально и обсудить их с другими ребятами на форуме.
Комплексная внеклассная работа с такой категорией учащихся способствует:
- формированию единого коллектива детей, родителей и учителей;
- преодолению психологического барьера в общении, эффективной социализации детей с ОВЗ;
- творческой самореализации обучающихся;
- тесному контакту родителей, педагогов и работников центра;
- расширению круга интересов детей и развитию их способностей.
- Дети с особыми образовательными потребностями также принимают активное участие в жизни своего класса: посещают уроки, внеклассные часы, выступают на праздниках и концертах, на которых демонстрируют свои творческие способности и таланты. Данный процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду создает максимальные условия для личностного саморазвития и социализации ребенка, что является главной задачей инклюзивного образования.
- Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая деятельность с детьми и их родителями.
Индивидуальная работа, осуществляемая педагогом – психологом и методистами Центра дистанционного образования, включает в себя диагностику личностных особенностей развития обучающихся:
- составления психолого – педагогических, а также учебно-методических характеристик и рекомендаций для педагогов по работе с конкретным ребенком, определения оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
- беседы и психологическое консультирование родителей и учеников.
Основная задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов, посредством перехода от совместной работы обучающегося с работниками Центра, к самостоятельному овладению навыками и психологическими процессами, когда они становятся нужными самому ребенку с ограниченными возможностями.
Групповая работа с учениками, их родителями и педагогами осуществляется в форме семинаров, круглых столов, а так же проведение досуговых мероприятий. Такие психологические занятия способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями навыков межличностного взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности, стимулируют сенсорно-перцептивные и интеллектуальные процессы у учащихся, включают в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, результатами внеклассной работы с детьми с ограниченными возможностями являются повышение уровня социальной активности учащихся с особыми потребностями, овладение ими необходимыми навыками адаптации к сложным жизненным ситуациям и эффективного общения со сверстниками. Психолог, сопровождая вместе с педагогом индивидуальное развитие ребенка в процессе обучения, помогает ему не только максимально использовать образовательные возможности школьной среды, но и приспособить индивидуальные особенности ребенка, в особенности детей с ОВЗ, к заданным извне условиям жизнедеятельности.
Список литературы:
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.
- Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. - №6, стр. 32
- Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3, стр. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс – технологии как способ организация самостоятельной работы детей – инвалидов на уроке английского языка с использованием дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение открыло новые возможности для детей с особыми потребностями....
«Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - что это такое? Дистанционные образовательные технологии - это технологии, реализуемые,в основном, с применением информационных и телекомму...
Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обуче...
Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
Одной из актуальных проблем в системе современного образования становится обучение детей-инвалидов....
Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку обучающихся с ограниченными возможностями.
В статье описываются особенности использования дистанционных образовательных тезнологий в обучении английскому языку обучающихся с ограниченными возможностями...
Презентация " Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку обучающихся с ограниченными возможностями"
Дистанционная форма обучения способствует созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство студентов с ограниченными возможностями здоровья....
Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Целью данного эссе является теоретическое обоснование организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определения условий особенностей работы преподавателя ДО....