Аналитический отчет
материал
Аналитический отчет
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого
пгт. Мостовской Бильдиенко Дарьи Сергеевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_uchitelya_istorii_i_obshchestvoznaniya_bildienko_d.s.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого
пгт. Мостовской Бильдиенко Дарьи Сергеевны
Роль образования в современном мире с каждым годом возрастает, что требует обновления подходов к обучению. Ориентирами для современной школы являются становление обучающихся в школьные годы как субъектов процесса познания, деятельностный характер обучения, востребованность результатов образования в постоянно меняющейся реальной жизни. Отметки за знания, как традиционный показатель успешности обучающихся, требуют дополнения показателями того, что ученик умеет учиться, способен применять полученные знания на практике, осознает важность образования и самообразования, самостоятелен и ответственен. Добиться намеченных ориентиров призван системно-деятельностный подход, являющийся методологическим основанием федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
На современном этапе системно-деятельностный подход возможно использовать не только с позиции обучения и развития, но и в воспитательных и просветительских целях, являющихся приоритетными в историко-обществоведческом образовании.
История занимает одно из ключевых мест в учебно-воспитательной работе, так как данная наука сама по себе универсальна. Её объектом являются многообразие событий, явлений, причинно-следственных связей, проблемные вопросы. История выступает катализатором формирования личности каждого ученика, готовит его к условиям вечно изменяющегося мира.
Что касается обществознания, то данный предмет помогает ученикам разобраться с основными моментами развития человека и общества в целом. Этот предмет содержит в себе фундаментальную базу других наук, таких как: политология, социология, экономика, философия и этика.
Таким образом, образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения этих двух предметов неразрывны от стратегии модернизации российского образования. Исходя из всего сказанного выше, ориентиры теперь направлены не просто на освоение знаний, но и на получение эффективных личностных результатов (развитие созидательных и познавательных способностей).
В основе моей педагогической деятельности лежит применение системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания и определение роли и результативности этого метода.
Системно-деятельностный подход, имеющий глубокие исторические корни, в силу своей специфики активно интегрировался в современное образовательное пространство, став методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов.
Результативность системно-деятельностного подхода во многом зависит от качества его реализации, в том числе и на уроках общественно-научных дисциплин. Важно понимать, что на первый план для обучаемых должны выходить те знания и навыки, которые можно и нужно применить на практике в реальной жизни.
Системно-деятельностный подход предполагает совместную деятельность школьников и учителей. Это позволяет детям освоить определённые правила нравственного поведения в самостоятельной и коллективной деятельности в целом.
Огромный выбор современных образовательных технологий даёт учителю право выбрать те методы, формы и приёмы образовательной деятельности, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка как личности.
Современный урок – это звено продуманной систематической работы учителя, в которой решаются задачи, связанные с реализацией конкретных планируемых результатов. Исходя из всего вышесказанного, урок, согласно, современным трактовкам, должен быть похож на интереснейшее путешествие в мир знаний. Где происходит поиск чего-то нового: и содержания, и способов постижения этого содержания, его осмысление и применение на практике. Весь этот процесс включает в себя совместную деятельность и школьников, и их наставников.
Однако, организовать такой урок сложно. Именно поэтому, конечно же, главным действующим лицом является учитель. Без него невозможно реализовать новые стандарты школьного образования. Многое зависит от отношения к учебному процессу, его творчества, компетентности и профессионализма.
Объектом данного аналитического отчета является педагогическая деятельность, направленная на применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Предметом настоящего аналитического отчета являются результаты педагогической деятельности по внедрению применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
На сегодняшний день мной применяются различные методики преподавания. Ведение урочных занятий по истории и обществознанию, состоит из следующих этапов. Во-первых, это так называемая «мобилизация» или актуализация знаний. Именно этот пункт предполагает включение учеников в функциональную умственную работу. Затем следует целеполагание, где ученики самостоятельно могут сформулировать цель урока. Им в помощь представляется схема: «вспомнить – узнать – научиться». Я, в свою очередь, способствую возникновению проблемной ситуации, где у учеников могут возникнуть трудности. И в ходе анализа школьники понимают, что им недостаточно знаний, чтобы решить ту или иную задачу. В связи с этим вступает в действие следующий этап - коммуникация. Дети либо в паре, либо в группе, либо в коллективе «ищут» новые знания. Также на данном этапе происходит взаимопроверка и взаимоконтроль. Последним, очень важным этапом, назовём рефлексию. Ведь благодаря ей, каждый ученик отчётливо понимает, чему он научился, что нового узнал на уроке. Сам ход урока – процесс, включающий в себя составные части исследования, при этом все действия класса мной чётко контролируются и ведутся в соответствии с программой.
Отвечая на вопросы: чему, как и зачем учить, я определяю какой вид деятельности можно применить на уроке.
Одним из видов урока является «историческое расследование». Можно сказать, что это своего рода «вызов» ученикам изучить события и явления, не имеющие однозначной научной трактовки. Если взглянуть сквозь призму системно-деятельностного подхода, то можно понять, что такая форма развития критического мышления очень эффективна: здесь применяется коммуникативная практика и накопление жизненного опыта.
Следующий вид урока - «урок-альтернатива». Это реконструкция несостоявшегося сценария исторического события или какого-либо процесса. Определённо, мы должны понимать, что в истории, и в историко-культурном стандарте нет сослагательного наклонения. Что такое альтернативная история с точки зрения воспитания гражданской идентичности каждого школьника? Это возможность осознать, что «урок истории равно урок свободы», свобода – это осознанный выбор. Такие два современных урока строятся на приёмах поисково-исследовательской и творческой деятельности. Главная задача учителя – замотивировать учеников, чтобы те, как бы «спрашивали прошлое», а не только поглощали «правильный материал», написанный в учебниках.
Следующим видом реализации системно-деятельностного урока «технологию опорных схем», которая способствует эффективности обучения посредством опорных схем-конспектов.
Интерес представляет и «технология развития критического мышления». Она предполагает создание новых идей, которые зачастую выходят за рамки жизненного опыта, определённых социальных норм и правил. Такая технология используется и на уроках истории, и на уроках обществознания. Так, урок будет состоять из трёх элементов: вызов – реализация смысла – рефлексия.
Использование проектной деятельности учащихся учитывает интеллектуальные и физические особенности учащихся, формирует внешнюю и внутреннюю мотивацию. Как результат, повышается эффективность обучения в целом.
На уроках истории мной применяются учебные мультимедийные презентации, которые повышают уровень наглядности и производительности труда на уроке. Школьники видят карты, картины и т. д. Это даёт возможность опросить больше ребят или же расширить учебный материал.
Следующий вид деятельности - исторические исследования. Сущность данной работы заключается в том, что сам автор – это организатор и инициатор сбора научно значимых сведений.
Творческая деятельность на уроках способствует развитию познавательной активности учеников на уроках истории. Использование эвристического обучения, развития критического мышления, дебатов, проблемных и игровых форм научной работы. Центральным фактором успешности является создание непринуждённой атмосферы.
При применении метода конкретных ситуаций происходит развитие коммуникативного и интеллектуального потенциала учащихся. Этому способствуют реальные ситуации, такие как, например: «Россия и Европа: общее и особенное в развитии», «Модернизация Петра Великого» и т.д..
Большой интерес у школьников вызывают любые формы интерактивной групповой деятельности. Они способствуют развитию аналитического мышления. При этом здесь чётко формируется умение отстаивать собственное мнение. Перечисленные методики очень хороши и эффективны тем, что их можно подбирать и применять для групп разного уровня подготовки.
Такой огромный выбор современных образовательных технологий даёт учителю право выбрать те методы, формы и приёмы образовательной деятельности, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка как личности, а также как субъекта каких-либо общественных отношений.
Таким образом, благодаря системно-деятельностному подходу в историко-обществоведческом образовании, происходит не только формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах, но и формирование целостной картины мира у школьников.
Внеурочная деятельность также носит важный характер в преподавании истории и обществознания. Один из эффективных способов её реализации – межпредментное взаимодействие, которое помогает грамотно распределять учебную нагрузку учащихся. Такое взаимодействие выражаться как в совместной работе учителей истории и обществознания с другими предметниками в рамках школьных внеурочных мероприятий (например, авторская разработка программы курса внеурочной деятельности «Танец – как выражение духовного мира человека»), так и выходить из образовательных организаций в учреждения культуры и медиа-пространство (например, образовательные проекты, посвящённые Великой Отечественной войне). Здесь, патриотическая деятельность выступает как база для развития личности учащихся. Выставки, экскурсии, акции, квесты и флеш-мобы имеют не только установку на получение конкретного знания. Основной упор делается на обогащение личностного опыта. Реальный практический результат – это постижение учеником социальных норм (как правовых, так и моральноценностных).
Считаю, что за время моей педагогической деятельности мною были созданы условия для успешности учащихся, для развития их познавательной активности и учебной мотивации, их самореализации, о чем свидетельствует положительная динамика учебных достижений учащихся. За период 2020-2021 г.г. при степени обученности учащихся 64 % и успеваемости 100 %, качество знаний во 6-9 классах, в среднем, составляет 57 %. Одним из показателей познавательной активности моих учеников является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Год | Название олимпиады | ФИО учащегося | Результат |
2021 | Цифровое образование «Открытая олимпиада» по истории среди учащихся 6-7-х классов | Харабарь Ксения Валкина Эмилия Авхутский Ярослав Унанян Гоар | Призер Призер Призер Призер |
Год | Название олимпиады | ФИО учащегося | Результат |
2021 | Цифровое образование «Открытая олимпиада» по обществознанию среди учащихся 6-7-х классов | Валкина Эмилия | Призер |
2022 | Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету история | Беляев Богдан Ефимов Алексей | Победитель Победитель |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету обществознание | Ананила Елизавета Сорокина Анастасия | Призер Победитель | |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету экономика | Михайлюк Мирослава Ефимов Алексей | Победитель Победитель | |
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету право | Шевченко Илья | Победитель |
Свою систему работы раскрываю на практике, проводя открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на заседаниях школьных и районных методических объединениях, делясь опытом работы, принимаю участие в следующих конкурсах:
Конкурс | Результат | Год |
Полуфинальный тур среди 7-11 классов «Призвание учить» | Участник | 2022 |
Всероссийское тестирование «ПедЭксперт» «Соответсвие компетенций учителя обществознания требованиям ФГОС» | Победитель I степени | 2022 |
Региональный конкурс «Я – классный руководитель» | победитель 1 место | 2022 |
С 2021 года являюсь активным пользователем обучающих платформ: Учи.ру , РЭШ, Решу ОГЭ. А так же активно продвигаю свой педагогический опыт путем публикацией своих собственных разработок уроков и внеклассных мероприятий на сайте Социальная сеть учителей. Разработала личный сайт педагога https://nsportal.ru/darya-bildienko , на котором размещаю разработки уроков и внеклассных мероприятий, рабочие программы и календарно-тематическое планирование, материалы в помощь учителям.
Занимаясь самообразованием, я прохожу курсы повышения квалификации, изучаю современные педагогические технологии, элементы которых использую в своей работе:
- НП «Лабинский центр профориентации» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Организация работы в группах казачьей направленности»;
- Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания в условия реализации ФГОС НОО, ООО И СОО» г.Лабинск С 25 ноября по 16 декабря 2019
Я учитель истории и общественных наук, очень люблю свои предметы и считаю, что их преподавание в школе должно вестись на самом высоком уровне. Так скажет любой учитель-предметник в школе, и будет прав. Но я считаю, что именно история, обществознание и право – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь. Передо мной очень трудная задача, потому что я должна подготовить своих учеников к жизни в современном обществе.
Поэтому в будущем я планирую:
- постоянно совершенствоваться (свои знания, умения и навыки);
- продолжить работу по изучению и использованию современных образовательных технологий в рамках системно-деятельностного подхода;
-продолжать работать над темой самообразования и внедрять инновационные технологии и методики в преподавание истории и обществознания;
-продолжить работу по обобщению и распространению педагогического опыта;
- целенаправленная работа с одаренными детьми;
- активно участвовать в профессиональных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитический отчет о применении в профессиональной деятельности Куркиной Инны Павловны современных образовательных технологий.
В своей педагогической деятельности широко использую технологии личностно-ориентированного обучения, что обеспечивает высокий уровень обучения.Всегда осуществляю оптимальный отбор методов,...
Итоговый аналитический отчет Первого Международного научно-практического заочного (дистанционного) семинара по теме: "Ключевые компетенции директора школы как фактор повышения качества образования" ( 09-23 апреля 2012 года)
В данном материале содержится итоговый аналитический отчет по результатам моей научно-исследовательской работы....
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года
Аналитический отчет моей работы за последние 3 года. Включает в себя достижения учеников, проведенные мероприятия, планы работы на будущее....