Самообразование
методическая разработка

Иванова Альбина Владимировна

Здесь описаны мои, так скажем, учебные достижения и планы на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_ivanova_a.v.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по самообразованию

Ивановой Альбины Владимировны

учителя  русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

на 2022-2027 гг.

Нижнекамск, 2022 год

1. Личные данные

1.1.

Фамилия

Иванова

1.2.

Имя

Альбина

1.3.

Отчество

Владимировна

1.4.

Должность, преподаваемый  предмет

Учитель русского языка и литературы

1.7.

Стаж (педагогический)

6 года

1.8.

Стаж (по специальности)

4 года

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее, ЕГПУ (Елабужский государственный педагогический университет), факультет русской филологии и журналистики, 2007-2012 гг.

Серия документа: КА   № 76327                                  

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

«Особенности преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения» (96 ч.) (Выдано 23 июня 2017 г., Казань), повышение квалификации проходило в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (серия документа РТ № 001338).

«Организация процесса обучения русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС (в том числе 16 часов по особенностям организации работы с детьми с ОВЗ)» (96 ч.) (Выдано 21 ноября 2020 г., Набережные Челны), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (серия документа 0016, номер документа 202001502546)

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Благодарность от регионального комитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2016, 2017)

Благодарственная грамота за активное участие и подготовку участников к международному конкурсу по русскому языку «Кириллица» (2017)

Свидетельство за активное участие в организации и проведении многонациональной профильной смены «Дуслык» в 2017 году

Благодарственное письмо за активную работу в Профсоюзе работников образования (2021)

Методическая тема МБОУ «СОШ №21» НМР РТ на 2018-2023 гг.: «Использование активных методов обучения как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся».

Методическая тема ШМО: «Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся».

Моя тема: «Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы».

Работа над темой начата в 2022 году

Предполагается закончить работу над темой в 2027 году.

Цель: изучить возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции обучающихся.

Задачи: 1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.

2. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.

3. В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

4. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

5. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.

6. Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

7. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.

8. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.

9. В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует  развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

10. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

11. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.

12. Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

13.Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный, в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.

14. Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в за предыдущие годы, выявить динамику изменения результатов  и принять меры по улучшению качества подготовки обучающихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».

15. Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образовательных программ общего образования.

16. Создать действенную систему повторения и обобщения изученного, выделяя для этого определенное время в учебном процессе, не подменяя данную работу диагностическими мероприятиями.

Ожидаемые результаты:

  • - повышение познавательной активности обучающихся;
  • - разнообразие форм работы на уроке, деятельности обучающихся;
  • - повышение уровня наглядности в ходе обучения;
  • - значительная экономия времени на уроке;
  • - повышение творческого потенциала личности детей;
  • - внедрения элемента занимательности, «оживления» учебного процесса;
  • сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.

- повышения успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению русского языка и литературы.

Основные направления работы по самообразованию.

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации


Профессиональное

1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

3.Вести каталог статей по данной проблеме

4. Повышать квалификацию на курсах.

5.Вести  паспорт кабинета русского языка и литературы.

6.Успешно пройти аттестацию

7. приобретать новинки методической литературы.

регулярно

регулярно

регулярно

по графику

ежегодно

2022 г

ежегодно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования по русскому языку и литературе.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе РМО и школьной МГ учителей русского языка и литературы.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей .

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий

9. Проводить открытые уроки .

10. Организовать  предметные недели.

11. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

регулярно

по плану

ежегодно

регулярно

по плану

ежегодно

ежегодно

по плану МО

ежегодно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии.

3. Мастер-класс «Использование обучающимися ИКТ на уроках русского языка».

4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками

регулярно

регулярно

по плану МО

Охрана здоровья

1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2.Вести здоровый образ жизни.

регулярно

Источники самообразования:

- Телевидение

- Газеты, журналы

- Интернет

- Видео, аудио информация на различных носителях

- Дистанционные курсы

- Семинары и конференции

- Мастер – классы, открытые уроки

- Мероприятия по обмену опытом

- Курсы повышения квалификации

Формы самообразования:

- Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

 -  Коллективная, направленная на активное участие  в методической работе образовательного учреждения

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                              2022-2027 гг.

1.Курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление на заседании  РМО,  школьного МО учителей русского языка и литературы

3.Изучение литературы по теме самообразования.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

Практический

1.Создание презентаций по русскому языку и литературе и их применение на уроках.

2.Создание и использование в работе тестов, кроссвордов, различных занимательных заданий.

3.Демонстрация фильмов или их фрагментов на уроках литературы.

4.Создание учениками собственных презентаций.

5.Проведение занятий в компьютерном классе с использованием программ-тренажёров по русскому языку.

6. Проведение открытых уроков на муниципальном, школьном  уровнях.

7.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

8.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. 

 Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3.Выступление на заседании районного МО, школьного МО

4.Участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях и анализ результатов.

5..Мастер-класс.

6.Консультативная помощь учителям и учащимся.

7..Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.

 Внедренческий

1.Распространение опыта работы.

2..Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

3.Размещение результатов работы над темой самообразования.

Перспективный план

п/п

Деятельность

Сроки

1

Выбор темы, её теоретическое изучение,

изучение теоретического опыта

Сентябрь, 2022 г

2

Использование теоретических знаний на

практике.

постоянно

3

Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки, мероприятия,

подготовка разработок

В течение периода

4

Методическая работа в рамках методической группы.

По плану

5

Подготовка к прохождению аттестации.

регулярно

6

Изучение материалов по прохождению аттестации педагогических и руководящих работников

образовательных учреждений.

регулярно

7

Ведение «Портфолио».

регулярно

8

Системный анализ

и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования.

постоянно

9

Оформление наработанных материалов в

соответствии с требованиями к заявленной

категории.

в год аттестации

10

Обобщение опыта по системе на школьном уровне.

каждый год

11

Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования.

Подборка материалов анализа учебно-

методической работы, анализ и самоанализ

уроков и внеклассных мероприятий.

постоянно

12

Использование современных технологий

для повышения эффективности школьного

обучения.

постоянно

13

Проведение открытых уроков с приглашением коллег

по плану

    1. Результаты сдачи ОГЭ по преподаваемому предмету

Учебный год

Предмет

Численность участников ОГЭ

Качество обученности по итогам ОГЭ

(% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ОГЭ,

в общей численности участников ОГЭ)

Успеваемость по итогам ОГЭ  

(% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ОГЭ)

2018-2019

Русский язык

19 (9а)

10/53%

0

2019-2020

Русский язык

30 (9а), 29 (9б)

-

из-за пандемии экзамены были отменены.

    2. Результаты сдачи ЕГЭ по преподаваемым предметам

Учебный год

Предмет

Численность участников ЕГЭ

Качество обученности по итогам ЕГЭ

(% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ЕГЭ,

в общей численности участников ЕГЭ)

Успеваемость по итогам ЕГЭ  

(% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ОГЭ)

2019-2020

Русский язык

18

11/61%

0

2019-2020

Литература

2

2/100%

0

2021-2022

Русский язык

18

14/78%

0

2021-2022

Литература

2

2/100%

0

2. Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме  

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

конкурс  чтецов «Он наш поэт, он наша слава», посвященного герою – поэту Мусе Джалилю

муниципальный

победитель

2017 г.

диплом I степени

интеллектуальный  конкурс «Эрудит»

муниципальный

победитель

2018 г.

диплом победителя

конкурса чтецов  «Родной язык – живой воды родник»

муниципальный

победитель

2018 г.

диплом I степени

конкурс по русскому языку  «Кириллица»

международный

призеры

2017 г.

дипломы II степени (2) и III (3)

VII Республиканский Энергетический конкурс

республиканский

призер

2016 г.

диплом II степени

конкурс сочинений «Роль ЗАГСа в жизни человека», посвященный 100-летию органов ЗАГС России среди учащихся 5-8 классов

республиканский

призер

2017 г.

дипломы II степени

олимпиада по литературе

муниципальный

призер

2018 г.

диплом III степени

конкурс «Я – следопыт» в номинации: сочинение-наблюдение на тему «Удивительное рядом»

муниципальный

призер и победитель

2019 г., 22022 г.

диплом III степени и диплом победителя

гимназическая научно-практическая конференция «Молодежный сленг – это норма или признак деградации общества»

муниципальный

призер (3 место)

2017 г.

грамота

олимпиада по русскому языку

муниципальная

лауреат  (4 место)

2018 г.

сертификат

Межрегиональная лингвистическая научно-практическая конференция «Олбанский язык» – страшно или смешно?»

межрегиональный

участник

2019 г.

сертификат участника

конкурс «Русский медвежонок»  

всероссийский

участники

2016-2017 г.

сертификаты участников

конкурс  творческих работ  «Моя профессия – мое будущее»

всероссийский

участник

2017 г.

сертификат участника

антикоррупционный конкурс  «Честь всего дороже»

всероссийский

участник

2017 г.

сертификат участника

конкурс «Если бы я был Президентом, - мои три первых закона»

всероссийский

участники

2019 г.

сертификаты участников

конкурс сочинений

всероссийский

участники

2019 г.

сертификаты участников

конкурс «Класс!»

всероссийский

участник

2022 г.

сертификат участника

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» «Тексты современных песен – поэзия или антипоэзия?»

республиканский

участник

2017 г.

сертификат участника

VIII Республиканский Энергетический конкурс

республиканский

участник

2017 г.

свидетельство участника

Республиканская научно-исследовательская конференция имени Л.Н. Толстого «Зачем нужны псевдонимы? (Кто и зачем скрывается под маской?)»

республиканский

участник

2018 г.

сертификат участника

конкурс «Законы, по которым мы живем»

республиканский

участник

2018 г.

сертификат участника

конкурс «Аксаковские чтения»

республиканский

участники

2018 г.

сертификаты участников

конкурс «Будущее без коррупции»

республиканский

участник

2018 г.

сертификат участника

конкурс эссе в рамках Парламентского урока – 2020 «Сохраняя традиции, создаем будущее»

республиканский

участник

2020 г.

сертификат участника

конкурс школьных эссе на тему «Сохранение родного языка, межнационального мира и согласия – задача моего поколения»

республиканский

участник

2020 г.

сертификат участника

творческий конкурс «Я лиру посвятил народу своему…» (Страна мастеров)

региональный

участник

2018 г.

сертификат участника

конкурс юных чтецов, посвященный Году Льва Толстого в РТ «Живая классика»

муниципальный

участники

2018 г.

сертификаты участников

конкурс «Я – следопыт»

муниципальный

участники

2018, 2020, 2021 г.

сертификаты участников

конкурс чтецов "Мы говорим стихами о войне на разных языках", посвященного 73-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне

муниципальный

участники

2018 г.

сертификаты участников

конкурс эссе «Здоровое питание – здоровье нации»

муниципальный

участники

2020 г.

сертификаты участников

3. Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету

Учебный год

Предмет

Качество обучения

(% обучающихся  на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого  педагогического работника)

Успеваемость (%)

2016-2017

Русский язык

68%

100%

2016-2017

Литература

75%

100%

2017-2018

Русский язык

70%

100%

2017-2018

Литература

78%

100%

2018-2019

Русский язык

70%

100%

2018-2019

Литература

79%

100%

2019-2020

Русский язык

74%

100%

2019-2020

Литература

78%

100%

2020-2021

Русский язык

72%

100%

2020-2021

Литература

84%

100%

2021-2022

Русский язык

76%

100%

2021-2022

Литература

87%

100%

2022-2023

Русский язык

2022-2023

Литература

2023-2024

Русский язык

2023-2024

Литература

План реализации проблемы:

I. Изучить литературу по данной проблеме:

1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

2.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с

4. Русский язык. Справочные материалы: М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В.

Прудникова. - М. «Просвещение».,1987.-288 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.

6.  Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.

7.  О.Д. Ушакова. Полный курс русского языка. Санкт-Петербург, 2011 г.-320 с.

8.Л.М. Зеленина ,Т.Е. Хохлова. «Русский язык»,1-2 классы, М «Просвещение»

2010 г.

9. Ф.М.Бартан, Х.Б.Ооржак. «Азбука», Кызыл, 2003 г.-119 с.

10. А.Ф. Бойцова, Т.Н. Орлова , Д.М. Тамбиева. Методическое руководство

к учебному комплекту «Здравствуй, школа» Санкт-Петербург, 2003,-175 с.

11. М.Р. Львов. Методика развития речи: пособие для учителя начальных

классов:М ., «Просвещение»,1985 г.-173 с.

12. А.П.Величук, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова: «Методика развития речи в начальной школе», Ленинград «Просвещение», 1982 г.

13. С.Ю.Кремнева, « Словарные диктанты» к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой 2класс», Издательство «Экзамен», М., 2012 г.

II. Учебная исследовательская работа:

1. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

2. Изучить опыт учителей - новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов сети Интернет.

3. Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам развития речи школьников.

4. Участие в системе школьной методической работы:

5. Провести открытые уроки, на которых показать применение современных технологий.

6. Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.

7. Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

8. Участие в заседаниях РМО, ШМО, педагогических советах.

9. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

III. Предполагаемые результаты самообразования

1. Повысить качество преподавания по русскому языку.

2. Научить детей работать в сети Интернет, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.

4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на заседаниях МО и педсоветах.

6. Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку.

7. Обобщить опыт по исследуемой теме. 

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О.

Иванова Альбина Владимировна

Дата рождения

25.09.1989 г.

Специальность по диплому

Учитель русского языка и литературы

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Занимаемая должность

Учитель русского языка и литературы

Дата назначения на должность

01.09.2018 г.

Общий стаж трудовой деятельности

9 лет

Педагогический стаж

6 лет

Квалификационная категория, дата присвоения, № приказа

Курсы повышения квалификации (год прохождения)

«Особенности преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения» (96 ч.) (Выдано 23 июня 2017 г., Казань), повышение квалификации проходило в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (серия документа РТ № 001338).

Класс, учебная нагрузка

2018-2019 г.: 33 часа + домашнее обучение (3,25 ч.) = 36,25 ч.

2019-2020 г.: 31 час + домашнее обучение (1,5 ч.) = 32,5 ч.

2020-2021 г.: 29 часов + домашнее обучение (1,5 ч.) = 30,5 ч.

2021-2022 г.: 24 часа + домашнее обучение (13,6 ч.) = 37,6 ч

2022-2023 г.: 28 часов + 3 часа (родной язык и литература) + домашнее обучение (14 часов) = 45 часов

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования

Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы

Цель

изучить возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции обучающихся.

Задачи

1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.

2. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.

3. В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

4. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

5. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.

6. Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

7. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.

8. В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей обучающихся.

9. В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует  развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

10. Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

11. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся.

12. Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

13.Учитывать индивидуальные особенности обучающихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный , в подготовке обучающихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия.

14. Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в за предыдущие годы, выявить динамику изменения результатов  и принять меры по улучшению качества подготовки обучающихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».

15. Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образовательных программ общего образования.

16. Создать действенную систему повторения и обобщения изученного, выделяя для этого определенное время в учебном процессе, не подменяя данную работу диагностическими мероприятиями.

Сроки

2022-2027 гг.

Предполагаемый результат

  • - повышение познавательной активности обучающихся;
  • - разнообразие форм работы на уроке, деятельности обучающихся;
  • - повышение уровня наглядности в ходе обучения;
  • - значительная экономия времени на уроке;
  • - повышение творческого потенциала личности детей;
  • - внедрения элемента занимательности, «оживления» учебного процесса;
  • сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.

- повышения успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению русского языка и литературы.

Форма отчета по проделанной

работе/способ демонстрации

результата проделанной работы

Доклад-отчет с презентацией о полученных результатах

Форма самообразования

индивидуальная

Результативность обучения

учащихся (четверть, год)

2018-2019 г. Успеваемость: 70% (русский язык), 79% (литература)

Качество знаний: 100% (русский язык и литература)

2019-2020 г. Успеваемость: 74% (русский язык), 78% (литература)

Качество знаний: 100% (русский язык и литература)

2020-2021 г. Успеваемость: 72% (русский язык), 84% (литература)

Качество знаний: 100% (русский язык и литература)

2021-2022 г. Успеваемость: 76% (русский язык), 87% (литература)

Качество знаний: 100% (русский язык и литература)

2022-2023 г. 

Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий (у коллег)

Дата

ФИО преподавателя, которого посетила

Предмет

Тема

2018-2019 учебный год.

22.09.2018 г.

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 6а класс

«Начальные и конечные  предложения текста. Ключевые слова».

10.10.2018 г.

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 6б класс

«А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»  

Ссора помещиков

Месть сына за отца

Владимир Дубровский и Марья Кирилловна».                                

13.11.2018 г.

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 7б

«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

22.03.2019 г.

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 6б класс

«Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений». 

22.04.2019 г.

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 7а класс

«А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку».

20.05.2019 г.

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 7а класс

«О`Генри. «Дары волхвов». Преданность  и жертвенность во имя любви».

2019-2020 учебный год

10.09.2019

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 8а

«Строение текста. Стили речи».

16.10.2019

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 7а

«Проблема долга и чести в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

11.11.2019

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 6а

«Буквы Ы-И после приставок».

12.12.2019

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 6а

«Н.С. Лесков. «Левша». Интерес к проблеме народа. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение русского характера. Формирование представлений о национальной самобытности (Характеристика персонажей сказа)».

27.01.2020

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 8б

«Обособленные определения».

28.02.2020

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 7а

«И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.  Стихотворения И.А. Бунина. Мастерство Бунина — прозаика и поэта».

2020-2021 учебный год

08.09.2020

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 8а

Морфология. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания.

21.09.2020

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 9а

«Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон)».

11.11.2020

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 7а

Проблема долга и чести в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Ва-сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

27.01.21

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 7а

Поэзия пушкинской эпохи

К.Н. Батюшков «Мой гений», А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

17.02.2021

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык , 7б

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С.

15.03.2021

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 9а

БСП со значением условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

2021-2022 учебный год

13.09.2021

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 5а

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

19.11.2021

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 9а

Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

21.12.2021

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 9б

Корни характера Татьяны, влияние на её формирование фольклорного начала и западноевропейской  литературы. Сон  и  именины Татьяны. Анализ 5 главы        .

27.01.2022

Фасхутдинова А.Ш.

Литература, 8а

Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.

03.03.2022

Аблакотова П.А.

Русский язык, 6а

Простые и составные числительные.

12.04.2022

Аблакотова П.А.

Литература, 7а

П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

28.04.2022

Фасхутдинова А.Ш.

Русский язык, 5а

Орфограммы в окончаниях слов. Соблюдение основных орфографических норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...