Практическое занятие «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона»
учебно-методический материал
Роль работы над средствами музыкальной выразительности с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона. В практическом занятии рассмотрены основные компоненты средств музыкальной выразительности. Представлен полный план урока.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ»
Практическое занятие
на тему: «Работа над средствами музыкальной выразительности
в классе аккордеона»
Подготовила:
преподаватель по классу аккордеона МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ» Карпова Светлана Владимировна
Курчатов 2022г.
1. Вступление.
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.
У музыки свой особенный язык — язык звуков. Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности. Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки. Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности, которые помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.
Роль работы над средствами музыкальной выразительности с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона.
Задача педагога организовать работу так, чтобы поддерживать интерес ребенка к музыке. Обеспечить формирование навыков выразительной игры
1
на аккордеоне в процессе овладения исполнительскими умениями и навыками через определённые методы работы с учеником. Добиться осознанного понимания и применения средств музыкальной выразительности в исполнительской деятельности.
Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
2. Ознакомление педагогов с планом – конспектом открытого урока.
План открытого урока с учащимся второго класса отделения народных инструментов Калининым Львом на тему: «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона»
Тема урока: Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний и умений по формированию навыков выразительной игры на аккордеоне, через определённые методы работы с учеником.
Организовать работу так, чтобы поддерживать интерес ребенка к музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, обеспечить закрепление умений и навыков выразительной игры на аккордеоне.
Задачи:
образовательные: формирование навыков выразительной игры на аккордеоне в процессе овладения исполнительскими умениями и навыками, добиться осознанного понимания и применения средств музыкальной выразительности в исполнительской деятельности;
развивающие: способствовать развитию музыкальных способностей ученика, развитию музыкального мышления, побуждать ребенка выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
воспитательные: способствовать развитию эстетического – художественного
2
вкуса обучающегося, воспитание любви к музыке посредством музыкального инструмента – аккордеон. Развитие музыкально – эстетической потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представление о красоте.
Тип урока: традиционный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения:
словесные: беседа, пояснение, разъяснения,
наглядные: показ на инструменте, звуковые и наглядные иллюстрации;
практические: упражнения, гамма, пьесы;
здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
интерактивные методы: использование игровых элементов;
проблемные методы: поиск самостоятельного решения проблемы.
Технология обучения:
активное обучение: игра, слушание музыки;
обучение в сотрудничестве: дифференцированно подход к детям;
личностно-ориентированное: выявление индивидуальности обучающегося.
Оснащение урока:
инструменты: аккордеон «Вельтмастер» ¾; аккордеон «Фиротти» ¾;
ноутбук;
литература:
«Аккордеон с азов» сост. Е.И.Муравьева. – СПб. 2020г.
А.Доренский «Музыкальный калейдоскоп» - Ростов на Дону. 2016г.
Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М, 1999г.
С.В.Бредис Сборник пьес для баяна (аккордеона): 2 – 4 классы ДМШ и ДШИ – Ростов н/Д, 2015г.
нотный материал:
- A.Доренский Этюд A moll.; 3
- В.Шаинский «Голубой вагон»;
- Б.Самойленко «Маленький велосипедист»;
- Е.Дербенко «Веселый танец»;
- С.Бредис «Грустный вальсок»;
- видеоклип: В.Шаинский «Голубой вагон»;
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
3. Проверка домашнего задания:
а) игра упражнений;
б) игра гаммы Сdur., арпеджио, аккорды;
в) A.Доренский Этюд A moll.;
г) Е.Дербенко «Веселый танец»;
д) Самойленко «Маленький велосипедист»;
4. Слушание музыки:
просмотр видеоклипа В.Шаинский «Голубой вагон»;
5. Изучение нового материала:
а) разбор пьесы В.Шаинский «Голубой вагон»;
б) краткий исполнительский анализ пьесы;
в) первичное закрепление изученного материала;
г) точное соблюдение применения штрихов (артикуляционных приемов), динамических оттенков, передачей художественного образа при помощи использования средств музыкальной выразительности.
7. Повторение изученного ранее материала:
- С.Бредис «Грустный вальсок»;
8. Задание на дом:
а) упражнения;
б) гамма Сdur, аккорды, арпеджио;
в) A.Доренский Этюд A moll.- точное соблюдение динамических оттенков,
4
отработка выразительного исполнения, ведение меха;
г) Е.Дербенко «Веселый танец» - работа над ведением меха и фразировкой, точное исполнение штрихов;
д) Б.Самойленко «Маленький велосипедист» - работа над аккомпанементом, сменой меха.
е) В.Шаинский «Голубой вагон» - закрепить текст 1 и 2 части работа над штрихом легато, передачей художественного образа при помощи использования средств музыкальной выразительности соблюдая точное исполнение аккомпанемента.
3. Просмотр видеоматериала урока.
4. Анализ и обсуждение урока.
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"
Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...
Конспект занятия «Средства музыкальной выразительности»
Материал содержит полный конспект урока по вокалу с приложениями (упражнения, дидактическая игра). Будет интересен педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направлен...
Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"
В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением....
План открытого урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона» 2022г.
Роль работы над средствами музыкальной выразительности с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание...
Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »
Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены....