Практическое занятие «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона»
учебно-методический материал

Карпова Светлана Владимировна

Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона. В практическом занятии рассмотрены основные компоненты средств музыкальной выразительности. Представлен полный план урока.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             МКОУ ДО   «Курчатовская   ДШИ»    

                              Практическое занятие

 на тему:  «Работа над средствами музыкальной выразительности                    

                             в классе  аккордеона»

Подготовила:

преподаватель по классу аккордеона МКОУ ДО «Курчатовская ДШИ»  Карпова   Светлана  Владимировна

                                               Курчатов 2022г.

1. Вступление.  

     У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

     У музыки свой особенный язык — язык звуков. Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности. Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки. Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.  Все эти элементы – средства музыкальной выразительности, которые помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.

     Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона.

      Задача педагога организовать работу так, чтобы поддерживать интерес ребенка к музыке. Обеспечить формирование   навыков выразительной    игры

                                                           1

на аккордеоне в процессе овладения исполнительскими умениями и навыками через определённые методы работы с учеником. Добиться осознанного понимания и применения средств музыкальной выразительности  в исполнительской деятельности.

      Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

2. Ознакомление педагогов с планом – конспектом открытого урока.

 План открытого урока с учащимся второго класса отделения народных инструментов Калининым Львом на тему: «Работа над средствами музыкальной выразительности   в классе  аккордеона»

Тема урока:  Работа над средствами музыкальной выразительности  в классе  аккордеона.

Цель урока:  систематизация и обобщение знаний и умений по формированию навыков выразительной игры на аккордеоне, через определённые методы работы с учеником.

 Организовать работу так, чтобы поддерживать интерес ребенка к музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, обеспечить закрепление умений и навыков выразительной игры на аккордеоне.

Задачи:

образовательные: формирование   навыков выразительной    игры на аккордеоне в процессе овладения исполнительскими умениями и навыками, добиться осознанного понимания и применения средств музыкальной выразительности  в исполнительской деятельности;

развивающие: способствовать развитию  музыкальных способностей ученика, развитию музыкального мышления, побуждать ребенка выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

воспитательные:  способствовать развитию эстетического – художественного

                                                        2

вкуса обучающегося, воспитание любви к музыке посредством музыкального инструмента – аккордеон. Развитие музыкально – эстетической потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представление о красоте.

Тип урока:  традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения:

словесные:     беседа,  пояснение, разъяснения,

наглядные:    показ на инструменте, звуковые и наглядные иллюстрации;  

практические: упражнения, гамма, пьесы;

здоровьесберегающие:  при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

интерактивные методы: использование игровых элементов;

проблемные методы:     поиск самостоятельного решения проблемы.

Технология обучения:

 активное обучение: игра, слушание музыки;

обучение в сотрудничестве: дифференцированно подход к детям;

личностно-ориентированное: выявление индивидуальности обучающегося.

Оснащение урока:

инструменты:   аккордеон «Вельтмастер» ¾;  аккордеон «Фиротти» ¾;

ноутбук;

литература:     

«Аккордеон с азов» сост. Е.И.Муравьева. – СПб. 2020г.

А.Доренский «Музыкальный калейдоскоп» - Ростов на Дону. 2016г.

Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М, 1999г.

С.В.Бредис Сборник пьес для баяна (аккордеона): 2 – 4 классы ДМШ и ДШИ – Ростов н/Д, 2015г.

нотный материал:

- A.Доренский Этюд A moll.;        3

- В.Шаинский  «Голубой вагон»;

- Б.Самойленко «Маленький велосипедист»;

- Е.Дербенко «Веселый танец»;

- С.Бредис «Грустный вальсок»;

- видеоклип:   В.Шаинский  «Голубой вагон»;

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания:

 а) игра упражнений;

 б) игра гаммы Сdur., арпеджио, аккорды;

 в) A.Доренский Этюд A moll.;

г) Е.Дербенко «Веселый танец»;

д) Самойленко «Маленький велосипедист»;

4. Слушание музыки:    

просмотр видеоклипа В.Шаинский  «Голубой вагон»;

 5. Изучение нового материала:

  а) разбор пьесы В.Шаинский  «Голубой вагон»;

 б)   краткий исполнительский анализ пьесы;

  в) первичное закрепление изученного материала;

  г) точное соблюдение применения штрихов (артикуляционных приемов), динамических оттенков, передачей художественного образа при помощи использования средств музыкальной выразительности.

7.   Повторение изученного ранее материала:

 - С.Бредис «Грустный вальсок»;

8. Задание на дом:

   а) упражнения;

   б) гамма Сdur, аккорды, арпеджио;

   в) A.Доренский Этюд A moll.- точное соблюдение динамических оттенков,

4

отработка выразительного исполнения, ведение меха;

   г)  Е.Дербенко «Веселый танец» - работа над ведением меха и фразировкой, точное исполнение штрихов;

   д)  Б.Самойленко «Маленький велосипедист» - работа над аккомпанементом, сменой меха.

  е)  В.Шаинский  «Голубой вагон» - закрепить   текст  1 и 2 части   работа над штрихом легато, передачей художественного образа при помощи использования средств музыкальной выразительности соблюдая точное исполнение аккомпанемента.

3. Просмотр видеоматериала урока.

4. Анализ и обсуждение урока.

           

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"

Открытое занятие "Средства музыкальной выразительности"...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...

Конспект занятия «Средства музыкальной выразительности»

Материал содержит полный конспект урока по вокалу с приложениями (упражнения, дидактическая игра). Будет интересен педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направлен...

Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"

В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением....

План открытого урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона» 2022г.

   Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание...

Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »

Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены....