программа Зеленый мир
методическая разработка (8 класс)

Кузнецова Татьяна Ивановна

»;  дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_mir_kuznetsova_3_chasa.docx51.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации  МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов

Полное название дополнительной общеобразовательной программы

«Зеленый Мир»

Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Кузнецова Татьяна Ивановна

Год разработки дополнительной общеобразовательной программы

2020

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа (в случае ее реализации)

Утверждена приказом МБОУ СОШ №46  УИОП №46-13-644/0 от 31.08.2020 года

Информация о наличии рецензии (в случае, если таковая имеется)

нет

Цель дополнительной общеобразовательной программы

Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи дополнительной общеобразовательной программы

- Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

- Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей

- Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

- Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

- Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности

Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие творческого мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

Участие в конкурсах.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы

2 года

Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы

Стартовая группа - 3 часа в неделю

Базовая группа – 3 часа в неделю

Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе

10 - 16

Пояснительная записка

     Дополнительная общеобразовательная программа «Зеленый мир» составлена в соответствии с   нормативными документами:

 Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172 - 14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.).

Реализация общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Зеленый мир» осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательной программе.

 

 Актуальность. Разрушительное поведение по принципу «после нас хоть потоп» проистекает от утраты людьми духовности в осознании смысла жизни. Эколого-краеведческое воспитание основывается на том, что мир един, неделим и не враждебен человеку, что невоспитанный человек является источником гибели окружающего мира. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой Родины и Отечества.

Новизна. Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в изучении основ экологии на краеведческом материале практической направленности, что позволяет создать целостный образ своей местности. А также в использовании большого объёма методических разработок составленных на местном материале.

Целевое назначение программы интеллектуально-познавательное.

Направленность данной дополнительной образовательной программы естественнонаучная.

Занятия эколого - краеведческой направленности решают важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:

  • образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе  изысканий.
  • воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников.

Цель программы:

Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи программы:

 - Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

- Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей

- Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

- Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

- Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)

Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности
  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие творческого мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  6. Участие в конкурсах.

Данная программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.

Методическое обеспечение программы

Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников.

 На занятиях объединения  создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие  строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий:  комплексное, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий:

- работа с литературой, со справочниками, энциклопедиями;

- практическая работа;

- выставка;

- конкурс;

- творческий проект;

- соревнования;

- игра.

При проведении занятия выполняются  санитарно  –  гигиенические нормы.  На каждом  занятии  проводятся  физкультминутки  (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:  проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований, викторин, игр-путешествий, ролевых игр.

Формы аттестации/контроля

Беседа, тестирование, игра, конкурс, квест

Виды аттестации

Входящий контроль – проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования, тестирования.

Текущий контроль – оценка качества усвоения материала какой либо части (темы) программы.

Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Учебно - тематический план

 Стартовая группа

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

Экология

1.1 Введение

1.2. Разнообразие форм растений

1.3. Строение растений.

1.4. Цикл развития растений

1.5. Опыление растений

1.6. Лекарственные  растения

1.7. Ядовитые растения.

1.8. Деревья нашего города.

1.9. Экологическое значение растений.

1.10. Экология животных

1.11. Дружба человека и животных.

1.12. Охрана диких животных

1.13. Животные "Красной книги".

1.14. Заповедники и национальные парки.

1.15. Законы человеческого общества как отражение законов природы

1.16. Среда обитания и здоровье человека  

30

1

2

1

2

2

2

1

2

1

3

1

2

2

2

3

3

30

1

1

2

1

2

2

3

1

1

2

1

2

2

4

5

60

1

3

2

4

3

4

3

5

2

4

3

3

4

4

7

8

Форма промежуточной аттестации – проверочная работа

2

Краеведение

2.1 Край, в котором я живу

2.2. Город Сургут

2.3. Достопримечательности города

2.4. Экологическое состояние города.

23

6

5

6

6

28

8

8

6

6

51

14

13

12

12

3.

Итоговое занятие

1

2

3

Итого:

55

59

114

Содержание программы

Раздел 1. «Экология»

1.1. Понятие "Экология". Цели и задачи экологии.

1.2. Разнообразие форм растений. Дерево, кустарник, кустарнички, травы.

        Практическое задание: работа с определителем. Сбор гербария.

1.3. Строение растений. Функции и виды корней. Видоизмененный побег – корневище (папоротник,  

      ландыш), клубень  (картофель), луковицы (тюльпан, лук).  Цветок. Виды плодов. Распространение  

      семян ветром, животными.

      Практическое задание: работа в подгруппах.  Сбор плодов. Составление коллекций плодов, цветов.

1.4. Цикл развития растений. Проращивание семян.

       Практическое задание: проращивание семян гороха, фасоли, подсолнечника. Наблюдение,

      сравнение результатов, запись в дневник опыта.

1.5. Опыление растений. Просмотр видеофильма.

1.6. Лекарственные растения. Способы применения.

       Практическое задание: составление электронной коллекции лекарственных растений.

1.7. Ядовитые растения. Купена, вороний глаз, ландыш, волчье лыко, борщевик.

       Практическое задание: работа по карточкам, определение растений в природе.

1.8. Деревья нашего города. Знакомство с деревьями. Просмотр фотографий.

       Практическое задание: составление дневника описания видов деревьев на пришкольном участке,      

       на  прилегающих  к школе улицах .

       Легенды о деревьях. Работа с литературой. Сочинение легенд.  Лечебные свойства сосны, березы,

       дуба.

       Практическое задание: приготовление напитков, лечебных травяных сборов.

1.9. Экологическое значение растений. Рассказ-беседа. Истребление лесов. Экологическое значение    

      лесов.  

      Практическое задание: составление буклета, виде фильма о лесах страны, округа

1.10. Экология животных. Разнообразие животных. Жизнь животных. Просмотр энциклопедий.

       Среды обитания: воздушно-наземная, почвенная, водная, организменная.

       Приспособления к условиям обитания в различных средах. Крылья,  конечности, жабры, легкие.

       Мир ощущения животных. Обоняние. Зрение. "Тепловые глаза" животных. Слух. Язык животных.

       Вкус. Миграции. Ориентиры животных.

        Практическое задание: просмотр видеофильма, работа по карточкам.

1.11. Дружба человека и животных. Рассказы детей.

1.12. Охрана диких животных. Помощь. Кормушки.

1.13. Животные "Красной книги". Причины исчезновения животных. Составление электронной    

      «Красной книги»

1.14. Заповедники и национальные парки.

1.15. Законы человеческого общества как отражение законов природы   Законы природы.  Законы    человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.

        Практика: Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?»  Социологический    опрос «Правила поведения человека в природе»

 1.16. Среда обитания и здоровье человека   Экология человека. Экологические факторы.

         Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Влияние природных факторов на здоровье населения. Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды. Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность населения (бюджет семьи, обеспеченность медицинскими и бытовыми услугами).

         Практика. Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с помощью   визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека; Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек; Экологическая оценка классного помещения (оценка интерьера, естественной и искусственной освещённости, температурного режима, эффективности вентиляции).

Раздел 2. «Краеведение»

  2.1 Край, в котором я живу.  ХМАО– Югра.  Понятие «малая Родина». История округа. Югорские города. Природа округа. Официальные символы. Пестрый этический состав. Коренные народы, традиции, быт.

  2.2. Город Сургут. История основания, возраст. Официальные символы.  Знакомство с улицами, названия улиц. Первая улица. Новые улицы. Экскурсии по городу.

  2.3. Достопримечательности города.  Памятники. Парки города.  Предприятия города.  Музеи города.

      Городской краеведческий музей.

  2.4. Экологическое состояние города.  Экологическая тропа. Встречи с сотрудниками отдела экологии и землепользования при Администрации города, сотрудниками озеленения города.

      Практическое задание: рисунки, фотографии детей по темам: «Мой дворик», «Любимый уголок   природы». Экологическая игра-конкурс «Мой город», Электронные презентации “Улицы Родного города»

Учебно – тематический план
Базовая группа

 

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1.

Организационное занятие

2

-

2

 

2.

Экологическая деятельность летом.

2

-

2

 

3.

Учимся передавать свои знания другим
ребятам

-

 

6

6

 

4.

Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.

2

4

6

 

5.

Изучаем способы охраны природы.

2

-

2

 

6.

Обсуждаем экологические катастрофы.

2

-

2

 

7.

Окружающая среда и здоровье человека.

14

-

14

 

8.

Экологические взаимоотношения организмов.

8

-

8

 

9.

Экология популяции

8

-

8

 

10.

Организмы и среда их обитания.

4

-

4

 

11.

Человек в созданной им среде.

2

 

2

 

I2.

Деловые игры.

-

2

2

 

13.

Вопросы задает природа.

-

2

2

 

14.

Хочу стать экологом-инструктором.

-

4

4

 

15.

Заведем словарик юного эколога.

-

10

10

 

16.

Практикум.

-

10

10

 

Итого:

46

38

84

 

17

Подготовка и проведение мероприятий.

 

 

14

 

18

По страницам занимательной литературы.

 

 

6

 

13

Экологические уроки

 

 

10

 

Всего:                          114часа

 

 


 

Содержание программы

 

1. Организационное занятие

Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.

2. Моя экологическая деятельность летом

Беседа-диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето.

3. Учимся передавать свои знания другим ребятам

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

4. Учись быть здоровым

Простейшие уроки жизни. Ты отравился, ты ушибся, ты сломал руку, ногу, ты угорел, ты обжегся.

Урок феи Экологии. Игра "Я - доктор".

5. Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады, и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Памятники природы Новгородской области. Ильменский глинт, история и современность. Что мы должны охранять в нашем родном городе.

 

6. Обсуждаем примеры экологических катастроф

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

7. Окружающая среда и здоровье человека

Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Урок феи Экологии. "Лесная столовая", "Восточный лекарь", "Что может есть Робинзон", "Я - доктор".

8. Экологические взаимоотношения организмов

Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни.

Урок феи Экологии. "Осторожно! Они ядовиты". Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.

9. Экология популяций

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы.

Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяций

10. Организмы и среда их обитания

Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша.

11. Человек в созданной им среде.

Сумасшедшие шляпники и отравленные короли (ответ биосферы - бумеранг воздействий). Мода и интерьер (экология жилища). "Ты лучше голодай, чем что попало есть" (экология и образ жизни).

12. Деловые игры

Проблемные экологические ситуации предлагает педагог, а ребята стараются найти оптимальный выход из нее.

13. Bопросы задает природа

Загадки на маршруте. Вопросы и ответы

14. Хочу стать экологом-инструктором

Подготовка и проведение ребятами бесед, конкурсов, КВНов экологического содержания, адресованных учащимся других групп объединения.

15. Заведем словарик юного эколога

Ребята собирают экологические термины в свой собственный словарик, делают пояснения к ним и рисунки по теме.

16. Практикум

Уход за зимним садом. Работа по проращиванию саженцев деревьев из семян (дуб, каштан, липа) .Уход за ними, подкормка. Ведение наблюдений за мини фруктовым садом. Записи в дневнике наблюдений.

 

Литература

  1. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.
  2. Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
  3. Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000..
  4. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
  5. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
  6. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
  7. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.
  8. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
  9. Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.
  10. Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 11.Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
  11. 2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
  12. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
  13. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
  14. Программа «Экология для младших школьников». Ханты-Мансийск,2005.
  15.  Мы - дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Зеленый мир"

Программа  "Зеленый мир" разработана для реализации государственной программы по экологическому образованию и воспитанию школьников ....

программа "Зеленая страна"

Программа для летнего оздаровительного лагеря с дневным прибыванием. Расчитана на 18 дней прибывания детей. Содержит: пояснительную записку, формы и методы работы, содержание и механизм работы....

Рабочая программа "Зеленая планета"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по географии или экологии...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый парус»

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель э...

программа "Зеленый мир Забайкалья"

Рабочая программа к учебному курсу "Зеленый мир Забайкалья"...

Программа Зеленый мир

Программа по экологическому воспитанию...