Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый парус»
материал по биологии (5 класс) на тему
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической науке, развитие познавательного интереса, углубление основных вопросов содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно-научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке программы естественно-научной направленности, применение которой на занятиях дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.
Данная программа модифицированная, естественно-научной направленности, составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин. – Москва. «Дрофа», 2008), ориентирована на детей 11-14 лет.
Программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.
Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
В процессе прохождения программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного.
При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы – 10-25 человек, продолжительность занятий – 45 минут. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.
Программа направлена на общение с живой природой, природой своего родного края. Цель программы - развитие у школьников экологической культуры поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
Изучение построено с учетом развития основных биологических понятий в каждом курсе. Лабораторные работы и экскурсии включены в программу. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных условий.
Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obr.doc | 509 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г.Лысково
Принято на пед.совете школы: Протокол № ______ от «___» августа 2015 г | Утверждаю: Директор ____________ «___» августа 2015г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Зеленый парус»
Возраст обучающихся: с 11 до 14 лет.
Срок реализации: 3 года
Автор- составитель программы:
Блинов А.Е.,
учитель биологии,
1 категории
г.Лысково, 2015 г.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методическое обеспечение
- Литература
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель этой работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к биологической науке, развитие познавательного интереса, углубление основных вопросов содержания школьного курса. В ходе данной работы учащиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно-научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке программы естественно-научной направленности, применение которой на занятиях дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.
Данная программа модифицированная, естественно-научной направленности, составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин. – Москва. «Дрофа», 2008), ориентирована на детей 11-14 лет.
Программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности.
Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
В процессе прохождения программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного.
При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы – 10-25 человек, продолжительность занятий – 45 минут. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.
Программа направлена на общение с живой природой, природой своего родного края. Цель программы - развитие у школьников экологической культуры поведения, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
Изучение построено с учетом развития основных биологических понятий в каждом курсе. Лабораторные работы и экскурсии включены в программу. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию педагога в связи с особенностями местных условий.
Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- Показать разнообразие мира растений
- Познакомить со строением растений
- Расширить представления учащихся о значении растений
- Показать эволюцию растительного мира
Воспитывающие:
- Воспитать у учащихся чувство коллективизма
- Воспитывать бережное отношение к природе
Развивающие:
- Развивать интеллектуальные умения
- Развивать творческие способности
- Развивать познавательный интерес
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых растений, их клеток, экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ
Должны уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений , роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения, опасные для человека растения
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- Познакомить с животным миром, его значением
- Знать эволюцию животного мира
Воспитывающие:
- Формировать коммуникативные свойства личности
- Воспитывать заботливое отношение к животным
Развивающие:
- Развивать биологическое мышление
- Формировать научное мировоззрение
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; животных, популяций; биосферы; животных своего региона;
• объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
Должны уметь:
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
- Изучить строение человека, его органов
- Изучить происхождение человека
- Познакомить с физиологией человека
Воспитывающие:
- Воспитывать умения сочетать индивидуальную работу с коллективной
- Воспитывать бережное отношение к здоровью человека
Развивающие:
- Развитие интеллектуальных умений
- Самостоятельно работать с научной литературой
Ожидаемый результат:
Должны знать:
• признаки биологических объектов: живых организмов (человека); генов и
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности
Должны уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
• соблюдения мер по профилактике заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Данная программа включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Формы проведения занятий: комбинированные учебные занятия (оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальная, парная, групповая в рамках фронтальной).
Характеристика участников образовательного процесса
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Условия реализации программы
- дидактические, методические материалы
- оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран
- помещение - учебный кабинет
- педагог, реализующий программу –в штате образовательного учреждения
Способы проверки ожидаемых результатов
- беседы на каждом занятии
- проверки больших тем или ряда тем (диагностика: стартовая, промежуточная, итоговая)
- фестивали исследовательских работ
- рисование плакатов
- викторины
- учебно - исследовательские конференции
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- выпуск печатного издания (защита проектов)
Учебно-тематический план 1 года обучения
курс | всего | теория | практика |
Введение | 2 | 1 | 1 |
1.Растение-живой организм | 11 | 7 | 4 |
2.Многообразие растений | 7 | 5 | 2 |
3.Бактерии, грибы, лишайники | 4 | 2 | 2 |
4.Где и как живут организмы | 6 | 5 | 1 |
5.Создание проекта | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
№ | Изучаемая тема | Количество занятий | Экскурсии и лабораторные работы |
Введение 2ч. | |||
1 | Что изучает биология | 1 |
|
2 | Царство растений | 1 | Экскурсия |
1. Растение — живой организм 11ч. | |||
3 | Строение растения | 1 | Лабораторная работа № 1 |
4 | Цветок и соцветия | 1 | Лабораторная работа № 2 |
5 | Плод и типы плодов | 1 |
|
6 | Семена и условия прорастания семян | 1 | Лабораторная работа № 3 |
7 | Видоизменения побегов и корней | 1 | Лабораторная работа № 4 |
8 | Клеточное строение растения | 1 |
|
9 | Рост и развитие растений | 1 |
|
10 | Питание растений | 1 |
|
11 | Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений | 1 |
|
12 | Размножение растений | 1 |
|
13 | Условия жизни растений на Земле | 1 |
|
2. Многообразие растений 7 ч. | |||
14 | Водоросли, их многообразие и значение | 1 | Лабораторная работа № 5 |
15 | Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны (2 разворота) | 1 |
|
16 | Семенные растения | 1 | Лабораторная работа № 6 |
17 | Многообразие цветковых растений | 1 |
|
18 | Семейства цветковых растений (2 разворота) | 1 |
|
19 | Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека | 1 |
|
20 | Культурные растения, их происхождение и значение | 1 |
|
3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4 ч. | |||
21 | Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе | 1 |
|
22 | Грибы, их строение и жизнедеятельность | 1 | Лабораторная работа № 7 |
23 | Многообразие грибов и их значение | 1 |
|
24 | Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека | 1 | Лабораторная работа № 8 |
4. Где и как живут организмы 6 ч.+4ч. | |||
25 | Жизнь организмов в сообществе | 1 | Экскурсия |
26 | Взаимосвязи организмов в природном сообществе | 1 |
|
27 | Смена природного сообщества | 1 |
|
28 | Многообразие природных сообществ | 1 |
|
29 | Охрана природных сообществ | 1 |
|
30 | Задания на лето | 1 |
|
31- 34 | Создание проекта | 4 | Защита проекта |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
|
| |||
Введение 2ч. | ||||
1. | Что изучает биология 1ч. Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. |
| ||
2. | Царство растений 1ч. Ботаника — наука о строении, процессах жизнедеятельности, многообразии, размножении, распространении растений и приспособленности их к условиям существования на Земле. Значение растений в жизни человека и в природе. | Экскурсия | ||
1. Растение — живой организм 11ч. | ||||
1. | Строение растения 1ч. Корень и его функциональные части. Типы корней. Корневые системы. | Лабораторная работа № 1 | ||
2. | Цветок и соцветия 1ч. Цветок, его строение и значение частей цветка в жизни цветкового растения. Типы цветков: простые и сложные. Соцветия. | Лабораторная работа № 2 | ||
3. | Плод и типы плодов 1ч. Плод, его строение, развитие и значение для растения. Оплодотворение у семенных растений как результат опыления. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Развитие зародыша и питательных веществ в семени растения. |
| ||
4. | Семена и условия прорастания семян 1ч. Плод и семена — органы размножения и распространения растений. | Лабораторная работа № 3 | ||
5. | Видоизменения побегов и корней 1ч. Побеги и корни, и их видоизменения | Лабораторная работа № 4 | ||
6. | Клеточное строение растения 1ч. Растения – живой организм. Клеточное строение растений. |
| ||
7. | Рост и развитие растений1ч. Развитие растений, рост растения |
| ||
8. | Питание растений 1ч. Питание растения и его особенности. Углеродное (воздушное) питание растений с помощью листьев. Фотосинтез как процесс образования органических веществ из неорганических в условиях света и при участии хлорофилла. Минеральное (почвенное) питание растений с помощью корневых волосков. |
| ||
9. | Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений 1ч. Дыхание растений. Участие устьиц и чечевичек в этом процессе. |
| ||
10. | Размножение растений 1ч. Размножение растений: семенное и вегетативное. Половое и бесполое размножение. |
| ||
11. | Условия жизни растений на Земле 1ч. Условия жизни растений на Земле. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние факторов на растения. |
| ||
2. Многообразие растений 7 ч. | ||||
1. | Водоросли, их многообразие и значение 1ч. Водоросли как подцарство растений. Понятие о низших растениях. | Лабораторная работа № 5 | ||
2. | Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны 1ч. Отдел Папоротниковидные растения. Их общая характеристика: строение, размножение, многообразие и значение в природе и в жизни человека. Понятие о спорофите и гаметофите у папоротников. |
| ||
3. | Семенные растения 1ч. Семенные растения и их многообразие: голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Общая характеристика голосеменных растений, их многообразие и значение. Общая характеристика покрытосеменных (цветковых) растений в природе и в жизни человека. | Лабораторная работа № 6 | ||
4. | Многообразие цветковых растений 1ч. Признаки двудольных и однодольных растений. Классификация многообразия растений. Вид — основная классификационная единица. |
| ||
5. | Семейства цветковых растений 1ч. Культурные растения, их происхождение и значение в природе и для человека. Многообразие сортов у каждого вида культурных растений. |
| ||
6. | Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека 1ч. Понятие об искусственном отборе, селекции. |
| ||
7. | Культурные растения, их происхождение и значение 1ч. Понятие о центрах происхождения культурных растений. |
| ||
3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4ч. | ||||
1. | Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе 1ч. Бактерии как представители особого царства живых организмов. Общая характеристика бактерий. |
| ||
2. | Грибы, их строение и жизнедеятельность1ч. Царство Грибы: их общее строение и отличие от других представителей живого мира. Типы питания грибов: гетеротрофы и симбиотрофы. Понятие о микоризе (грибокорне). | Лабораторная работа № 7 | ||
3. | Многообразие грибов и их значение 1ч. Многообразие грибов: одноклеточные (дрожжи), многоклеточные (плесневые и шляпочные), съедобные и ядовитые. |
| ||
4. | Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека 1ч. Лишайники как симбиоз грибов и водорослей. Общая характеристика лишайников: питание, размножение и многообразие. Значение лишайников в природе и в жизни человека. | Лабораторная работа № 8 | ||
4. Где и как живут организмы 6 ч.+4ч. | ||||
1. | Жизнь организмов в сообществе 1ч. Понятие о природном сообществе как биогеоценозе и экосистеме. Структурные компоненты природного сообщества: абиотические условия, сообщество растений (автотрофы образуют органические вещества), сообщество животных (гетеротрофы поглощают органические вещества живых организмов) и сообщество грибов и бактерий (гетеротрофы разрушают органические вещества мертвых тел). Круговорот веществ как основной признак единства и целостности природного сообщества. Строение природного сообщества: ярусы надземные и подземные. | Экскурсия | ||
2. | Взаимосвязи организмов в природном сообществе 1ч. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Взаимозависимость организмов и среды, обеспечивающая круговорот. веществ.обществе |
| ||
3. | Смена природного сообщества 1ч. Понятие о естественных и искусственных природных сообществах. Многообразие естественных природных сообществ: лес, луг, степь, болото. |
| ||
4. | Многообразие природных сообществ 1ч. Многообразие искусственных природных сообществ. Понятие об агроэкосистеме. |
| ||
5. | Охрана природных сообществ1ч. Охрана природных сообществ, отдельных видов растений, грибов и бактерий. Понятие о биологическом разнообразии и его значении для человека. |
| ||
6. | Задания на лето 1ч. |
| ||
| 5.Создание проекта 4ч. | Защита проекта |
Учебно-тематический план 2 года обучения
курс | всего | теория | практика |
1.Зоология-часть биологии | 3 | 2 | 1 |
2.Строение животного организма | 10 | 9 | 1 |
3.Подцарство Одноклеточные животные | 4 | 3 | 1 |
4.Многоклеточные животные | 13 | 5 | 8 |
5.Создание проекта | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование 2 года обучения
№ | Изучаемая тема | Количество занятий | Экскурсии и лабораторные работы |
1 |
Наука о животном мире — зоология. Краткая история зоологии. | 1 | Экскурсия - зоологический музей НГУ им. Лобачевского |
2 | Среды жизни и места обитания животных. Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них. | 1 | |
3 | Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. | 1 | |
4 | 2. Строение животного организма 10ч. Клетка. | 1 | |
5 | Органы и системы органов животного организма. | 1 | Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных. |
6 | Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. Значение кожи. | 1 | |
7 | Дыхательная система | 1 | |
8 | Пищеварительная система | 1 |
|
9 | Выделительная система | 1 |
|
10 | Кровеносная система | 1 |
|
11 | Нервная система | 1 |
|
12 | Половая система | 1 |
|
13 | Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным). | 1 |
|
14 | 3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. Характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших. | 1 | |
15 | Особенности строения, питания и размножения. Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и инфузории (парамеция). | 1 | Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших. |
16 | Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе | 1 | |
17 | Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. | 1 |
|
18 | 4. Многоклеточные животные 13ч. Подцарство Многоклеточные животные, их деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные). | 1 | |
19 | Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. | 1 |
|
20 | Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания. | 1 |
|
21 | Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы развития в организме человека. Профилактика заболевания. | 1 |
|
22 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина. | 1 | Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. |
23 | Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы. | 1 | |
24 | Тип хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных. | 1 |
|
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Многообразие земноводных: лягушки, жабы, тритоны. Древние амфибии и их биологическое значение в животном мире. | 1 | Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. |
26 | Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла, гуппи, щука, сом, карась). Промысловые рыбы: сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство и охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение. | 1 |
|
27 | Класс Птицы. Общая характеристика класса. Многообразие птиц: экологические группы птиц — лесные, околоводные, открытых мест и городских ландшафтов. Домашние птицы: куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка — предок домашних кур родом из Индии. Разведение перепелов и страусов. Декоративные домашние птицы. | 1 | Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц. |
28 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика млекопитающих: строение, питание, дыхание и размножение. Волосяной покров. Типы кожных желез. | 1 | Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) |
29 | 5. Развитие животного Историческое развитие животного мира и его этапы. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции животных. Разнообразие животных как результат эволюции живой природы. | 1 | Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле |
30 | Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле. | 1 | Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.) |
31- 34 | Создание проекта | 4 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Наука о животном мире — зоология. Краткая история зоологии.
Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.
| Экскурсия - зоологический музей НГУ им. Лобачевского | |
3.Среды жизни и места обитания животных 1ч. Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них. | ||
2. Строение животного организма 10ч. 1. Клетка 1ч. Клетка — структурная единица животного организма. Особенности животной клетки. Животные ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) и органы, общие для многоклеточных организмов. Животное — целостный организм как живая система (биосистема). | ||
2.Органы и системы органов животного организма1ч. Органы и системы органов животного организма. Опорно-двигательная система. Скелет и его типы (наружный и внутренний). Части скелета позвоночных животных: череп, осевая часть и конечности. | Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных. | |
3.Покровы тела животных 1ч. Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. | ||
4.Дыхательная система 1ч. Дыхательная система и ее роль для организма. Органы дыхания. | ||
5.Пищеварительная система 1ч. Пищеварительная система у различных животных. Органы пищеварительной системы. Питание и пищеварение. |
| |
6.Выделительная система1ч. Выделительная система, ее строение и функции у многоклеточных животных |
| |
7.Кровеносная система1ч. Кровь и кровеносная система, их состав, строение и значение. Сердце и сосуды (артерии, вены и капилляры). Усложнение кровеносной системы у позвоночных животных. Большой и малый круги кровообращения. |
| |
8.Нервная система 1ч. Нервная система — основа регуляции деятельности органов и целостного организма. Строение нервной системы: головной мозг, спинной мозг и нервы. Типы нервной системы. Органы чувств. |
| |
9.Половая система 1ч. Рост и развитие животных. Значение метаморфоза. Забота о потомстве. |
| |
10.Рост и развитие животных 1ч. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным). |
| |
3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. 1.Характеристика простейших 1ч. Многообразие простейших. Места обитания простейших. | ||
2.Особенности строения, питания и размножения1ч. Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и инфузории (парамеция). | Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших. | |
3.Биологическое значение простейших в истории развития животного мира1ч. 4.Роль простейших в природе 1ч. | ||
Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. |
| |
4. Многоклеточные животные 13ч. 1.Подцарство Многоклеточные животные 1ч. Деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные). | | |
2.Тип Кишечнополостные1ч. Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. |
| |
3.Тип Плоские черви 1ч. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания. |
| |
4.Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви 1ч. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы развития в организме человека. Профилактика заболевания. |
| |
5.Тип Моллюски 1ч. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина.
| Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. | |
6.Тип Членистоногие 1ч. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы. | | |
7.Тип хордовые 1ч. Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных. |
| |
8. Класс Земноводные или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии 1ч. .Общая характеристика класса. Многообразие земноводных: лягушки, жабы, тритоны. Древние амфибии и их биологическое значение в животном мире. | Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. | |
9. Надкласс Рыбы 1ч. Строение, размножение, поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла, гуппи, щука, сом, карась). Промысловые рыбы: сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство и охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение. |
| |
10. Класс Птицы 1ч. Общая характеристика класса. Многообразие птиц: экологические группы птиц — лесные, околоводные, открытых мест и городских ландшафтов. Домашние птицы: куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка — предок домашних кур родом из Индии. Разведение перепелов и страусов. Декоративные домашние птицы. | Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц. | |
11.Класс Млекопитающие, или Звери 1ч. Общая характеристика млекопитающих: строение, питание, дыхание и размножение. Волосяной покров. Типы кожных желез. | Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) | |
12. Развитие животного 1ч. Историческое развитие животного мира и его этапы. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции животных. Разнообразие животных как результат эволюции живой природы. | Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле | |
13.Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле1ч. | Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в краевой центр охраны природы или в зоомузей, зоопарк.) | |
5.Создание проекта 4ч. |
|
Учебно-тематический план 3 года обучения
курс | всего | теория | практика |
1.Человек-представитель живой природы | 2 | 2 | |
2.Строение тела человека | 10 | 7 | 3 |
3.Процессы жизнедеятельности организма | 10 | 8 | 2 |
4.Человек и окружающая среда | 8 | 7 | 1 |
5.Создание проекта | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование 3 года обучения
№ | Изучаемая тема | Количество занятий | Экскурсии и лабораторные работы |
1 | 1. Человек — представитель живой природы 2ч. Значение знаний об организме человека. Организм человека как живая система (биосистема). Место и роль человека в системе органического мира. | 1 |
|
2 | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | 1 | |
3 | 2. Строение тела человека 10ч. Клеточное строение организма человека. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная | 1 | Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти). |
4 | Опорно-двигательная система. Важнейшие отделы скелета человека. Соединения костей. Суставы и их значение. Строение и функции мускулатуры человека. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | 1 | Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления). |
5 | . Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Клетки крови. Плазма крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Лимфа. Внутренняя среда организма. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 | |
7 | Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
8 | Пищеварительная система. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | 1 |
|
9 | Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции. Гормоны, их значение для организма. | 1 |
|
10 | Мочеполовая система. Выделительная система человека. Строение и функции мочевыделительной системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Половая система, ее строение и функции. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Лечение заболеваний мочеполовой системы. | 1 |
|
11 | Нервная система: центральная и периферическая. Спинной мозг. Головной мозг. Профилактика нервных заболеваний. | 1 |
|
12 | Понятие об анализаторах и их роль в жизни человека. Органы чувств человека и окружающая среда. | 1 |
|
13 | 3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч. Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме и клетках. Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и превращения энергии в организме. Роль белков, углеводов и жиров в обмене веществ. Нормы питания. Витамины. Значение витаминов. Суточная потребность организма в витаминах. | 1 |
|
14 | Дыхание — главный процесс газообмена в организме человека. Энергетические траты организма человека и их восполнение. Дыхательные движения у человека. | 1 | |
15 | Транспортировка веществ в организме. Доставка и удаление веществ из тканей органов с помощью капилляров. | 1 | Лабораторная работа № 4. Определение норм рационального питания. |
16 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Профилактика нарушений нейрогуморальной регуляции. | 1 | Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека. |
17 | Высшая нервная деятельность человека (ВНД). Условные и безусловные рефлексы. Процессы торможения. | 1 |
|
18 | Психология и поведение человека. Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Человек как личность, самопознаниетворчество, культура. | 1 |
|
19 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление.. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. | 1 |
|
20 | Воспроизведение и развитие человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие организма. Рождение ребенка. Пороки развития плода. | 1 |
|
21 | Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Опасность венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и их профилактика. Наследственные болезни и аномалии, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. | 1 |
|
22 | Охрана материнства и детства. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни. Здоровые дети — достояние семьи и государства. | 1 | |
23 | 4. Человек и окружающая среда 8ч. Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека. Социальная и природная среда. Природные и социальные факторы среды человека. Многообразие факторов, действующих на здоровье человека. | 1 |
|
24 | Зависимость человека от условий окружающей среды. Адаптации человека к среде жизни. Адаптации как результат эволюции и как ответ на действия среды: анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и ритмологические. Физиологическая пластичность организма человека. | 1 | |
25 | Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания. Роль генетической информации и факторов среды в проявлении адаптаций. | 1 | |
26 | Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях. | 1 |
|
27 | Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды. | 1 |
|
28 | Среда и здоровье человека. Основные компоненты понятия «здоровье» | 1 | Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье. |
29 | Факторы здоровья и факторы риска. Срыв адаптации. Средовые болезни. Аллергия и стресс, их значение для организма. | 1 |
|
30 | Здоровье и здоровый образ жизни — показатели здоровья и культуры личности | 1 |
|
31- 34 | Создание проекта 4ч. | 4 |
|
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
1. Человек — представитель живой природы 2ч. 1. Значение знаний об организме человека1ч. Организм человека как живая система (биосистема). Место и роль человека в системе органического мира. |
| ||||||
2.Науки о человеке 1ч. Анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | |||||||
2. Строение тела человека 10ч. 1. Клеточное строение организма человека 1ч. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная | Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти). | ||||||
2. Опорно-двигательная система 1ч. Важнейшие отделы скелета человека. Соединения костей. Суставы и их значение. Строение и функции мускулатуры человека. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления). | ||||||
3.Покровы тела 1ч. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | |||||||
4.Кровеносная и лимфатическая системы 1ч. Кровь. Клетки крови. Плазма крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Лимфа. Внутренняя среда организма. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | |||||||
5.Дыхательная система 1ч. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | ||||||
6.Пищеварительная система1ч. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. |
| ||||||
7.Эндокринная система человека 1ч. Железы внутренней секреции. Гормоны, их значение для организма. |
| ||||||
8.Мочеполовая система1ч. Выделительная система человека. Строение и функции мочевыделительной системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Половая система, ее строение и функции. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Лечение заболеваний мочеполовой системы. |
| ||||||
9.Нервная система 1ч. Цнтральная и периферическая. Спинной мозг. Головной мозг. Профилактика нервных заболеваний. |
| ||||||
10.Понятие об анализаторах и их роль в жизни человека 1ч. Органы чувств человека и окружающая среда. |
| ||||||
3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч. 1. Обмен веществ и превращение энергии1ч. Обменные процессы в организме и клетках. Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и превращения энергии в организме. Роль белков, углеводов и жиров в обмене веществ. Нормы питания. Витамины. Значение витаминов. Суточная потребность организма в витаминах. |
| ||||||
2. Дыхание главный процесс газообмена в организме человека 1ч. Энергетические траты организма человека и их восполнение. Дыхательные движения у человека. | |||||||
3.Транспортировка веществ в организме 1ч. Доставка и удаление веществ из тканей органов с помощью капилляров. | Лабораторная работа № 4. Определение норм рационального питания. | ||||||
4.Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма 1ч. Профилактика нарушений нейрогуморальной регуляции. | Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека. | ||||||
5.Высшая нервная деятельность человека 1ч. Условные и безусловные рефлексы. Процессы торможения. |
| ||||||
6.Психология и поведение человека1ч. Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Человек как личность, самопознаниетворчество, культура. |
| ||||||
7.Особенности психики человека 1ч. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. |
| ||||||
8.Воспроизведение и развитие человека 1ч. Оплодотворение и внутриутробное развитие организма. Рождение ребенка. Пороки развития плода. |
| ||||||
9. Забота о репродуктивном здоровье 1ч. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Опасность венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и их профилактика. Наследственные болезни и аномалии, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. |
|
10. Охрана материнства и детства1ч. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни. Здоровые дети — достояние семьи и государства.
| |||
4. Человек и окружающая среда 8ч. 1.Среда жизни человека1ч. Понятие о среде жизни человека. Социальная и природная среда. Природные и социальные факторы среды человека. Многообразие факторов, действующих на здоровье человека. |
| ||
2.Зависимость человека от условий окружающей среды 1ч. Адаптации человека к среде жизни. Адаптации как результат эволюции и как ответ на действия среды: анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие и ритмологические. Физиологическая пластичность организма человека. | |||
3. Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания 1ч. Роль генетической информации и факторов среды в проявлении адаптаций. | |||
4.Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях 1ч. Срыв адаптации. Средовые болезни. Аллергия и стресс, их значение для организма. |
| ||
5.Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды 1ч. Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды. |
| ||
6.Среда и здоровье человека. Основные компоненты понятия «здоровье» 1ч. Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека. Социальная и природная среда. Природные и социальные факторы среды человека. Многообразие факторов, действующих на здоровье человека. | Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье. | ||
7.Факторы здоровья и факторы риска 1ч. Здоровье и здоровый образ жизни — показатели здоровья и культуры личности. |
| ||
8. Здоровье и здоровый образ жизни — показатели здоровья и культуры личности 1ч.
|
| ||
| 5.Создание проекта 4ч. |
|
Методическое обеспечение 1 года обучения
№ | Изучаемая тема | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | ТС | Форма подведения итогов |
Введение 2ч. | ||||||
1 | Что изучает биология | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 | Царство растения Экскурсия | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
1. Растение — живой организм 11ч. | ||||||
3 | Строение растения Лабораторная работа № 1 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 | Цветок и соцветия Лабораторная работа № 2 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 | Плод и типы плодов | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 | Семена и условия прорастания семян Лабораторная работа № 3 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 | Видоизменение побегов Лабораторная работа № 4 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 | Клеточное строение растения | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 | Рост и развитие растений | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 | Питание растений | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 | Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 | Размножение растений | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 | Условия жизни растений на Земле | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2. Многообразие растений 7ч | ||||||
14 | Водоросли, их многообразие и значение Лабораторная работа № 5 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 | Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 | Семенные растения Лабораторная работа № 6 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 | Многообразие цветковых растений | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 | Семейства цветковых растений | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 | Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 | Культурные растения, их происхождение и значение | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 4 ч | ||||||
21 | Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 | Грибы, их строение и жизнедеятельность Лабораторная работа № 7 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 | Многообразие грибов и их значение | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 | Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека Лабораторная работа № 8 | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4. Где и как живут организмы 6 ч+4ч | ||||||
25 | Жизнь организмов в сообществе Экскурсия | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 | Взаимосвязи организмов в природном сообществе | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 | Смена природного сообщества | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 | Многообразие природных сообществ | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 | Охрана природных сообществ | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 | Задания на лето | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 | Создание проекта |
|
Методическое обеспечение 2 года обучения
№ | Изучаемая тема | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | ТС | Форма подведения итогов |
1 |
Наука о животном мире — зоология. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 | Среды жизни и места обитания животных. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3 | Основные систематические группы | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 | 2. Строение животного организма 10ч. Клетка. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 | Органы и системы органов ж Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных.ивотного организма. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 | Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 | Дыхательная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 | Пищеварительная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 | Выделительная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 | Кровеносная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 | Нервная система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 | Половая система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 | Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития . | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
14 | 3. Подцарство Одноклеточные животные 4ч. Характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 | Особенности строения, Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших.итания и размножения. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 | Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 | Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 | 4. Многоклеточные животные 13ч. Подцарство Многоклеточные животные Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 | Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 | Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
21 | Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 | Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы.
| Эвристическая беседа Лабораторная работа | Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 | Тип хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. | Эвристическая беседа Лабораторная работа |
Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 | Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 | Класс Птицы. Общая ха Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц.
| Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 | Класс Млекопитающие, Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 |
| Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 | Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 | Создание проекта |
|
Методическое обеспечение 3 года обучения
№ | Изучаемая тема | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | ТС | Форма подведения итогов |
1 | 1. Человек — представитель живой природы 2ч. Значение знаний об организме человека. Организм человека как живая система | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
2 | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
3 | 2. Строение тела человека 10ч. Клеточное строение организма человека. Ткани, органы, системы органов. Организм как целостная Лабораторная работа № 1. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры, массы и роста, силы левой и правой кисти).
| Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
4 | Опорно-двигательная система. Важнейшие отделы скелета человека. Лабораторная работа № 2. Определение пульса (места прощупывания пульса, частоты пульса в норме и при физической нагрузке; измерение кровяного давления). | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
5 | . Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Клетки крови. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
7 | Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Лабораторная работа № 3. Измерение частоты дыхания (в норме и при физической нагрузке). Ознакомление с приемами оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
8 | Пищеварительная система. Питание и пищеварение. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
9 | Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
10 | Мочеполовая система. Выделительная система человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
11 | Нервная система: центральная и периферическая. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
12 | Понятие об анализаторах и их роль в жизни человека. Органы чувств человека и окружающая среда. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
13 | 3. Процессы жизнедеятельности организма 10ч. Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме и клетках. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
14 | Дыхание — главный процесс газообмена в организме человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
15 | Транспортировка веществ в организме. Лабораторная работа № 4. Определение норм рационального питания. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
16 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Лабораторная работа № 5. Распознавание в таблицах органов и систем органов человека. Моделирование путей прохождения различных веществ в организме человека. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
17 | Высшая нервная деятельность человека (ВНД). | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
18 | Психология и поведение человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
19 | Особенности психики человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
20 | Воспроизведение и развитие человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
21 | Забота о репродуктивном здоровь. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
22 | Охрана материнства и детства. Развитие детей, их воспитание и здоровый образ жизни. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
23 | 4. Человек и окружающая среда 8ч. Среда жизни человека. Понятие о среде жизни человека. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
24 | Зависимость человека от условий окружающей среды. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
25 | Адаптации как система приспособленности человека к среде обитания. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
26 | Примеры адаптации человеческого организма в экстремальных условиях. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
27 | Экология — наука, изучающая взаимоотношения организма и среды. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
28 | Среда и здоровье человека. Лабораторная работа № 6. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье. | Эвристическая беседа Лабораторная работа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
29 | Факторы здоровья и факторы риска. | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
30 | Здоровье и здоровый образ жизни | Эвристическая беседа | Рассказ, Демонстрация, Практическая деятельность | КП, Дидактические карточки | К, П | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
31- 34 | Создание проекта |
|
.
Литература
1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника – СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003
2. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И. Ботаника: морфология и анатомия растений. – М: «Просвещение», 1988
4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. – М: «Агропромиздат», 1990
5. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М., 1976
8. Жизнь растений / Под ред. А.Л. Тахтаджяна, Т. 1-6. М.: «Просвещение», 1974-1982
10. Никитин А.А., Панков И.А. Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений. – Л.: «Наука», 1982
12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1990
14. Эсау К. Анатомия семенных растений. Т. 1-2. – М.: «Мир», 1980
1. Сапин, М.Р. Анатомия человека: Учебник в двух томах / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
2. Семенов, Э.В. Атлас анатомии человека в четырех томах / Э.В. Семенов. – Москва: Джангар, 2007 г.
4. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека: Учебник в двух томах / И.В. Гайворонский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2001.
6. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека в четырех томах / Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников, А.Я. Синельников. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая волна, 2007 (и другие издания).
7. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / Х. Фениш. – 4-е изд. – Минск: Выш. шк., 2001. – 465 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Зеленый мир"
Пояснительная запискаЦель программы – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов и способностей в области охраны природы и здоровьесбережения, приобретения необхо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"
Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества. Это одно из...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...