Программа Зеленый мир
рабочая программа по биологии на тему

Программа по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zelenyy_mir.doc968 КБ

Предварительный просмотр:

                       

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ушьинская средняя образовательная школа

ПРИНЯТА                                                            

                   Решением Совета школы                                                                

                   Протокол № 3                                                                                        

                   от  10.12.2014г.                                                                                    

ПРОГРАММА  

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «ЗЕЛЕНЫЙ МИР» 

  Ушья 2014 г.

Пояснительная записка.

Экологическое образование  в системе обучения  должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным.

Наша школа  уникальное учебное учреждение, т.к. в ней  обучаются дети более 15 национальностей. Понятно, что в таком многоликом и разноязычном коллективе обучение и воспитание в духе толерантности, взаимопонимания и терпимости приобретает особое значение.

На первый план выходит приобщение школьников к основам

социально-экологических знаний, комплексу научных отраслей, изучающих связь общественных структур и человека с природой и социальной средой обитания. В результате экологическое образование и воспитание приобретает социальные аспекты, а не общепринятые природоохранные.

 Исходя из этого, экологию природной среды можно рассматривать как проявление генезиса и становление межкультурных взаимоотношений.

Экологическое обучение имеет междисциплинарный характер и  рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии, истории, обществознания, русского языка и литературы и т.д. Программа   включает в себя курс занятий по экологическому обучению.

Эколого-валеологическое направление  рассматривается с точки зрения соотношения таких дисциплин  как валеология – гигиена – экология человека. Они являются смежными науками и у них общий «фундамент» - здоровье человека, что особо актуально в свете внедряемых в образование здоровье сберегающих технологий.

 Таким образом, содержание экологического образования комплексно, оно включает:        

  • научные,
  • нравственные,
  • эстетические,
  • правовые,
  • личностные,
  • мировоззренческие,
  • практические аспекты.

                 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели: создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Задачи:

  1. реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
  2. организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
  3.  модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
  4. создание банка данных форм  и методов природоохранной работы;
  5. формирование нравственной экологической позиции личности;
  6. развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
  7. включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  8. улучшение экологического состояния окружающей среды;
  9. участие в экологических субботниках и экологических летних практикумах, согласно Устава школы.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

В программе участвуют команды, отряды, классы, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.

Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды деятельности труда и отдыха: экологические игры на местности, туристические походы, экологические практикумы и трудовые десанты, создание проектов.

Направления работы

     экологическое                  и                    экологическое

     образование                                             воспитание

Направления работы:

  1. Познавательное.
  2. Природоохранное.
  3. Эколого-практическое.

Познавательная часть программы (формы работы):

  1. Конкурсы экологических плакатов и рисунков «Мир заповедной природы».
  2. Видеолекторий с использованием фильмов о «Гринпис», экологических
    проблемах, о жестоком отношении кживотным и т. п.
  3. Выступление экологических агитбригад.
  4. Фотовыставки.
  5. Изучение деятельности природоохранных организаций.

         6. Классные часы, беседы, викторины. слеты, конференции, олимпиадное движение,

              конкурсная деятельность, лектории, экскурсии, экологический мониторинг, пропаганда

              и агитация;

         7. Научно-исследовательская деятельность, интеграционное экологическое обучение.

  1. Познавательные экологические игры.
  2. Разработка и внедрение экологических проектов.

Природоохранная часть программы (формы работы):

1. Спасение мальков рыб. Осенью обычно падает уровень воды, как в больших, так и в малых реках. Таким образом, остаются отрезанными от большой воды целые заливы, которые постепенно пересыхают. Особенно хорошо это заметно там, где возле берега находятся небольшие острова. Этих заливах остается молодь рыб, которая весной вылупилась из икринок и спасалась на мелководье от хищников. Если руки человека не перенесут ее в реку, она погибнет. Работники рыбоохраны наверняка знают возможные места появления таких заливов и подскажут вам. Но подобная картина может случиться и весной, если после разлива реки вода резко спадет. Тогда почти на берегу остается икра и только-только вылупившиеся мальки.

  1. Родники. Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет му
    сора, который удобен для пользования. Часто, особенно в засушливые го
    ды, родник можно определить только по сырой земле.
  2. Мусор. Это бич наших полей и рек. После человека остается огромное коли
    чество мусора. Поэтому на всех оборудованных туристических стоянках мы
    копаем для него ямы, если поблизости нет контейнеров для мусора. И не надо
    забывать, что от такой же проблемы страдают наши парки и дворы, территория школы.
  3. Озеленение. Конечно, начать надо со школьного двора и дворов близлежащих
    домов. Сегодня сложно получить саженцы, но из этого положения есть выход.
    Во-первых, можно проредить дикую поросль в лесопосадке. Во-вторых, можно решить данный вопрос с администрацией села или района.
  4. День Земли. Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всем мире. Все
    дела направлены на благоустройство нашей планеты: озеленение, уборка
    мусора и т. д. Особое внимание в этот день отводится охраняемым природным
    объектам - заповедникам, природным паркам, памятникам природы. Выясни
    те, какие места являются у вас особо охраняемыми, расскажите через газету и с
    помощью листовок об их проблемах и постарайтесь помочь их решить.
  5. Первоцветы. Каждую весну мы печатаем листовки под названием «Вни
    мание, первоцветы!». Кстати, подобные листовки, но уже о сохранении
    елей в лесу, можно расклеивать перед Новым годом.
  6. Палаточный экологический лагерь. Этот лагерь с нетерпением ждут все
    наши учащиеся, потому что это еще и отдых на природе целую неделю.

Лагерь - это огромные возможности в изучении природы и природоохранной
деятельности.

8. Экологические игры. Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения.

  1. Кормушки и скворечники. Это старая и хорошо известная форма работы, а
    потому и не стоит от нее отказываться.
  2. Сбор макулатуры. Это тоже охрана природы, причем серьезная. К тому
    же она приносит деньги, пусть и небольшие. А деньги вам понадобятся на
    фотопленку, на бумагу и на многое другое.
  3. Экскурсии, встречи в музей. Поездки
  4. «Я – житель планеты» Классный час
  5. «Береги природу – наш дом» Конкурс рисунков
  6. Акции:  Дни экологической безопасности

Формирование здорового образа жизни (формы работы):

  1. Эколого-познавательные туристические походы.
  2. Экологические игры на местности.
  3. Экологические субботники.
  4. Летняя практика.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Природоохранное

  1. Изучение богатства природного наследия.
  2. Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими
    умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
  4. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
  5. Создание благоприятной экологической среды своей местности.
  6. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и
    мужества в экспедициях, экскурсиях, походах и палаточных лагерях.
  7. Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
  8. Воспитание экологической культуры

Эколого-валеологическое

  1. сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях роста
       информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса;
  2. Осуществить экологический мониторинг состояния учебного учреждения по выбранным

     критериям;

  1. Проанализировать полученные результаты исследований и выработать ряд рекомендаций, на

      основе которых будут внедряться элементы здоровье сберегающих технологий;

  1. Создать комфортные условия в общеобразовательном учреждении для максимальной

      реализации учащимися своих умственных, физических и творческих способностей;

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни под девизом «Быть здоровым – это модно!».

Социальная экология

  1. На основе анкетирования учащихся школы и психолого-педагогических исследований

     выявить наиболее проблемные аспекты во взаимоотношениях школьников;

  1. Разработать эффективные меры по снижению конфликтных ситуаций и правонарушений

     через воспитание определенного типа взаимоотношений – толерантность: межличностную,

     национальную, этническую.

2014-2016 год: в  разработке программы « Зеленый мир» принимают участие учащиеся и педагоги школы.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Сентябрь, октябрь - озеленение, субботники по сбору мусора, экскурсии, классные часы, видеолекторий.
  • Ноябрь, декабрь - изготовление кормушек, экскурсии в визит-центр заповедника, музеи, экологические игры, изготовление листовок «Внимание, ель!»
  • Январь, февраль - сбор корма для птиц, видеолекторий, классные часы.
  • Март, апрель, май - экологический месячник, День Земли и Марш парков. Изготовление  скворечников, игры на местности, озеленение, изготовление листовок «Внимание, первоцвет!», субботники, фотовыставка, классные часы.
  • Июнь, июль, август – летняя экологическая практика: спасение мальков, турпоходы, расчистка родников, очистка от бытового мусора своей местности, природоохранная деятельность, фотоохота.

Эколого-практическая часть программы (формы работы):

«Своя местность» - это близлежащая территория, доступная для непосредственного исследования учащимися.  Через эколого-практическую направленность программы развивать у учащихся экологическое мышление, побуждающее их к активной природоохранной деятельности, созданию культурного ландшафта среды обитания человека.

  1. Формы организации практикума.

Практические занятия по обобщению полученных знаний на занятиях по биологии, технологии, обществознанию практикум по изучению местной экологической обстановке. Он способствует глубокому и осмысленному ее изучению, формированию практических, исследовательских навыков и умений, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью учащихся. Практикум развивает у учащихся способность решать конкретные экологические проблемы. Способствует формированию умения анализировать и оценивать состояние культурного ландшафта среды обитания человека.

  1. Нагрузка по реализации практикума.

Реализация практикума осуществляется из расчета проведения практических занятий в количестве: 10 час. в 5-8 классах, 20 час. в 9-10 классах. Практикум организуется в летний период по отдельно утверждаемому графику после завершения четвертой четверти – изучения теоретических основ познавательной части программы.

  1. Содержание эколого-практической части программы.

Раздел 1. Теоретические основы изучения местной экологической обстановки.

Своя местность: определение и значение ее в жизни каждого человека. Определение понятия «местная экологическая обстановка». Сравнение глобального, регионального и локального видов экологической обстановки. Местная экологическая обстановка как комплексная характеристика состояния окружающей среды своей местности. Оценка экологической ситуации своей местности.

Влияние антропогенного фактора на природные особенности своей местности. Виды и источники загрязнения. Выработка у учащихся рефлексивно-деятельностного поведения при изучении местной экологической обстановки.  «Думай глобально – действуй локально» - основная идея природоохранной деятельности учащихся.

Раздел 2. Практические основы природоохранной деятельности.

Исследовательская деятельность по экологии: определение, цели, задачи и значение. Организация экологического мониторинга при изучении состояния природных объектов своей местности.  

Очистка от бытового мусора близлежащей территории (гимназии, парка, улицы, поля, и т.д.)

Очистка дна и берегов водоема своей местности от бытового мусора.

Озеленение территории гимназии, парка и т.д.

Природоохранная деятельность в лесничестве и на особо охраняемых природных территориях.

Перед выполнением работ необходимо ознакомить учащихся с инструкциями по охране труда.

ПРИНЯТА                                                             УТВЕРЖДАЮ

Решением Педсовета школы                              Директор МБОУ «Ушьинская СОШ»

Протокол № 3                                                             _____________Кривоногов В.В. от 10.12.2014г.                                                      Приказ №     от 10 декабря 2014г.                                                                            

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛЕТНЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

  1. Общие положения.
  1. В соответствии с Программой экологического воспитания «Зеленый мир» для учащихся 5-10 классов в летний период предусматривается экологическая практика.
  2. Цель практики – развитие у учащихся практических навыков деятельности по сохранению, преобразованию среды обитания «своя местность», организации трудовой деятельности в летний период.
  3. Летняя экологическая практика является обязательной для учащихся 5-8 классов в количестве 10 часов, 9-10 классов в количестве 20 часов, при ежедневной нагрузке – 2 часа.
  1. Организация и руководство экологической практикой.
  1. Учащиеся 5-10 классов направляются на практику на основании графика утверждаемого приказом директора школы. Ответственность за организацию практики лежит на заместителе директора по воспитательной работе, заместителе директора по административно-хозяйственной части, классных руководителях.
  2. Классный руководитель обеспечивает прохождение экологической практики, безопасность при ее проведении, ведет учет посещаемости и организует сдачу отчета по итогам практики заместителю директора по воспитательной работе.
  3. На основании заявления родителей учащегося директор школы может разрешить пройти экологическую практику автономно – с другим классом, по договору в другом учреждении (при условии, что эта не является трудом за заработную плату).
  4. Для учащихся 10 класса взамен летней экологической практики возможна организация на базе пришкольного летнего оздоровительного лагеря педагогическая практика, на базе школы..
  5. Учащийся по заявлению родителей может быть освобожден от практики по медицинским показаниям (при наличии медицинской справки).
  1. Отчетность по практике.
  1. Во время экологической практики классный руководитель ведет дневник, в котором фиксирует характер практических работ, инструктаж по технике безопасности и охране труда, результаты проделанной работы. По окончании практики делается общее заключение об эффективности проделанной работы, оценка трудового участия каждого учащегося. Дневник сдается заместителю директора по воспитательной работе для сводного отчета по школе.
  2. Учащиеся, проходившие экологическую практику автономно, предоставляют справку-характеристику о прохождении практики с указанием объема и характера работ, заверенную руководителем того учреждения, где проходили практику.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Зеленый мир"

Программа  "Зеленый мир" разработана для реализации государственной программы по экологическому образованию и воспитанию школьников ....

программа "Зеленая страна"

Программа для летнего оздаровительного лагеря с дневным прибыванием. Расчитана на 18 дней прибывания детей. Содержит: пояснительную записку, формы и методы работы, содержание и механизм работы....

Рабочая программа "Зеленая планета"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по географии или экологии...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый парус»

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Цель э...

программа "Зеленый мир Забайкалья"

Рабочая программа к учебному курсу "Зеленый мир Забайкалья"...

программа Зеленый мир

raquo;;  дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа...