«Моя педагогическая философия: роль учителя»
материал на тему
"Я считаю, сколько людей, столько и мнений. Но не смотря на разнообразие ответов на те или иные вопросы, мы педагоги, должны отвечать всем требованиям, предъявляемым учителю современным обществом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 161.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовил
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»
Макушина Алена Ивановна
Эссе
«Моя педагогическая философия: роль учителя»
«Цель творчества — самоотдача,
а не шумиха, не успех».
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК
Учитель…. Стоит только произнести это слово, как у каждого из нас пробуждаются уснувшие чувства, всплывают воспоминания и образы: строгая женщина в деловом костюме и журналом в руках, первая пятерка, уроки, теорема Архимеда, кто-то представит самое прекрасное и доброе, возможно даже первую «любовь». Но кто же он, Учитель? В чем состоит основная его миссия? И нравится ли ему работать в школе? На эти вопросы пытаются ответить многие поколения. Я считаю, сколько людей, столько и мнений. Но не смотря на разнообразие ответов на те или иные вопросы, мы педагоги, должны отвечать всем требованиям, предъявляемым учителю современным обществом.
Я педагог в третьем поколении и на своем личном примере ощутила все "прелести" и невзгоды жизни педагога с нескольких сторон: учитель-бабушка, учитель-мама, я – учитель, я – мама – учитель. Оказалось это очень даже не просто, играть одновременно несколько ролей. В современной социальной психологии говорится о ролях, которые мы играем в определенной жизненной ситуации. Но если задуматься: то я как учитель, надевая маску, играю еще бесконечное количество ролей: на одном уроке я - писатель, могу быть волшебником, капитаном, ведущим детей по волнам знаний, актером или клоуном, экскурсоводом или художником. Главное, таких примеров можно приводить бесконечное множество, все зависит от полета фантазии самого учителя.
Самое интересное в этой ситуации то, что ни одна профессия не позволяет так трансформироваться, преображаться даже не имея специального образования в области актерства, космонавтики или архитектуры, судейства или дизайна. Таких людей, пожалуй, не встретишь нигде: артистичные, творческие, бесконечно преданные ученикам, эрудированные, энергичные, заботливые и отзывчивые. И это все учитель.
Помню, как бабушка-учитель, казалось бы, играя роль бабушки, не могла просто сказать: «Нельзя». Она четко объясняла, почему и что произойдет, если я это сделаю, помню ее сказки и рассказы о жизни, о том, как она проводила уроки в послевоенное время, о сложностях которые испытывала она и ее ученики. Но всю свою жизнь она была предана делу, даже находясь на заслуженном отдыхе, училась, постигая достижения современной педагогики. Только сейчас я начинаю понимать, что бабушка играла роль бабушки, будучи учителем.
Мама-учитель! Она на уроках в первую очередь спрашивала, но не меня, а тех, кому действительно это надо было. Она была уверена в том, что я освоила материал, но удачно находила и пробелы, в самое неподходящее время. Именно в этот момент я думала о том, что никогда не буду учителем и не буду мучить своего ребенка. Как оказалось, это были самые хорошие уроки, которые она могла мне преподать в школе.
Прошли годы, встал выбор, и «Учитель» победил. Я поняла, что, овладев знаниями в педагогике, смогу не только правильно общаться со своими детьми, обучать и развивать их самостоятельно, но и смогу играть роль, хоть и небольшую, в жизни других детей, порой обделенных материнской лаской и теплом, детей, с раннего возраста узнавших суровую, но настоящую жизнь.
Вспоминая добрые уроки прошлого и возвращаясь в современность, мне кажется, что грубость, отчаяние и бюрократизм, смерть и насилие, террор, разврат овладели миром. И действительно, в человеческой памяти, все плохое остается, как жирное пятно, которое невозможно вывести. Но народная мудрость гласит: «Ложка дегтя испортит бочку меда». Именно в этот момент вспоминается, кажется, уже всеми забытое: любовь и нежность, сострадание и милосердие, честность и справедливость, забота о ближнем, которые так нужны человеку. И становится спокойно на душе, потому что знаешь:, что пока есть учитель, есть творец, творец счастья! Ученики, я верю, будут нести все самое хорошее в своих сердцах. Играя свои роли, они будут нести добро и развивать его.
На вопрос кто же такой педагог, я с уверенностью отвечу: это творец, творец своей жизни, творец жизни детей, и в какой-то степени творец государства. Современный учитель - законопослушный гражданин и патриот, который призван воспитать духовно-нравственного гражданина. В руках учителя будущее: произнеся одно только неосторожное слово, учитель навсегда может «убить» имеющиеся у ребенка задатки, или наоборот, подобрав нужные слова, создать великого человека, несущего благо в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия« Учитель в тебе, во мне, в нас».
Философия жизни учителя математики и информатики....
Эссе учителя информатики и ИКТ "Моя педагогическая философия"
Мое отношение к профессии....
Эссе "Педагогическая философия учителя"
Профессия учителя не из многих. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Так чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я НУЖНА.Нужна как свет моим ученикам. Каждый ден...
Моя педагогическая философия "Я учитель"
Я учитель...
Моя педагогическая философия "Я учитель, а это значит…"
«Чти учителя, как Бога», - приказывал отец сыну, отдавая его в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Многое с тех пор изменилось. Но ост...
Моя педагогическая философия "Я учитель"
Размышления о выбранной профессии...
Эссе «Моя педагогическая философия». Конкурс "Учитель года-2023"
Эссе «Моя педагогическая философия». Конкурс "Учитель года-2023"...