Самоанализ моей работы
статья
Самоанализ педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические/образовательные технологии
Аннотация
Статья содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики и ИКТ, таких как, интерактивные технологии, проектные методы обучения, исследовательские методы обучения, мультимедиа технологии информационные, компьютерные, здоровьесберегающие. Раскрывается их практическое применение и обоснованность использования данных технологий на уроках информатики и ИКТ. Предлагаемый материал адресован учителям информатики и ИКТ и поможет начинающим педагогам грамотно применять современные педагогические технологии на своих уроках.
Введение.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию. Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении.
В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения, достижений науки и передового педагогического опыта.
Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий.
Интерактивные технологии.
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой: Выполнение тестовых заданий на доске. Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске. Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.
Проектные методы обучения.
В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области. Проектную форму применяю на уроках, в кружках, на специальных курсах, в учебно-исследовательской и домашней работе. Разработаны Интернет – проекты: Моя web-страница, «Животный мир». В процессе разработки проекта учащимися используются различные инструментальные программные средства и приложения: системы программирования (Scratch, Pascal); системы обработки графики (Adobe Photoshop, Gimp, Paint3D); черчение и моделирование в САПР (Free Cad);
монтаж клипов и мультфильмов в программе (Adobe Premiere, Macromedia Flash);
создание 3D моделей (Google Sketch Up, LegoDigitalDesigner); подготовки презентаций (PowerPoint); текстовые редакторы (Microsoft Word); электронные таблицы (Microsoft Excel); администрирования компьютерных сетей (практика по учебным пособиям);
скоростная сборка системного блока (пратика по учебным пособиям);
средства разработки Web-сайтов (Wix.ru, nethouse.ru, HTML-язык разметки веб-страниц во Всемирной паутине),решение практических и амостоятельных работ на интернет ресурсахи др. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной школьной, районных, республиканских конференциях. Работы и дипломы на сайте учителя https://nsportal.ru/albom/2021/11/29/pedagogicheskieobrazovatelnye-tehnologii
Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
Исследовательские методы в обучении.
В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.
Мультимедиа технологии.
Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления. Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности: фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам; индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам; готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM; видеоролики по различным темам; практические работы, в виде раздаточных материалов; практические работы в электронном виде; тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам; контрольные тестовые электронные задания по различным темам. Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
Главным признаком того, что использование таких технологий стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Учащиеся создают презентации для проведения общешкольных (конкурсы ДЮП, предметных неделях, исследовательских проектах) и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы). Создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (школьных, районных, городских, областных). Помогают учителям в создании презентаций уроков. Создают видеофильмы о классах, участвуют в проектной и исследовательской деятельности.
Информационные коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности школьника.
Здоровьесберегающие технологии.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие
1. Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
2. Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи: :
• Четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния класса;
• Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;
• Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
• Привлечение системы кружковой, внеклассной, предпрофильной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
• Участие в обобщение опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой.
Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения стоят обстановка и гигиенические условия. В нашей школе из года в год действуют простые правила: кабинет информатики после каждого урока проветривается, для повышения влажности в помещении применяется влажная уборка два раза в день. Такое внимание к воздушно – тепловому режиму в классе не случайно – работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С,. Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК, необходимо соблюдать регламент продолжительности общения учеников с компьютером, а при объяснении материала использовать проектор, на большом экране которого демонстрировать все подготовленные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенический условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. Особенность уроков информатики - это постоянное использование компьютеров. И, несмотря на то, что продолжительность работы в среднем звене не более 20 минут, за это время глаза учащихся устают. Поэтому обязательно в конце работы нужно проводить простые и доступные упражнение для глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической работы
Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...
Самоанализ моей педагогической деятельности
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Самоанализ моей работы за 2013 год
Краткий анализ деятельности за 2012-2013 учебный год....
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
самоанализ моей работы
По щучьему велению...