Концепция воспитательной работы классного руководителя (на примере моей работы)
статья по теме
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной работы классного руководителя
Задоровой И.П.
Воспитание – важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, а также воздействия среды.
Основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой личности.
В современных условиях актуальна гуманизация воспитания, «когда в совершенствовании человека видят цель общественной жизни».
Формирование личности – сложный и непрерывный процесс, обусловленный рядом объективных и субъективных факторов: социализация, воспитание, самовоспитание (развитие). Органическая взаимосвязь этих факторов закладывает основу для формирования сознательных граждан свободного общества.
Необходимо также воспитывать в детях чувство патриотизма, уважительного отношения к истории Родины, собственного народа и других народов.
Мировоззрение личности, её национальная психология в определённой степени обусловлены знанием родного языка.
Формируя ребёнка самостоятельной, неповторимой в своей индивидуальности личностью, следует направить все усилия на решение следующих задач:
- развивать таланты, нравственное, умственное и физическое здоровье ребёнка как основу гармонично развитой личности, способной жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми и обществом;
- воспитывать чувства собственного достоинства, уважение к правам и свободам человека, правам народов и их национально – культурной самобытности;
- повышать интерес детей и молодёжи к различным отраслям знаний, развивать их творческие способности, содействовать своевременному определению жизненных позиций;
- формировать эстетическую культуру;
- формировать гражданскую ответственность, уважение к законам и символам своего государства: флагу, гербу, гимну;
- ориентировать молодёжь на жизнь в системе рыночных отношений, развивать у неё чувства самостоятельности и самодеятельности;
- приобщать новое поколение к здоровому образу жизни;
- вырабатывать у детей и молодёжи готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Основные принципы воспитания:
- гуманизм и эстетическая направленность воспитания и образования;
- культурологическая направленность;
- коллективное творчество;
- эмоциональное насыщение жизни коллектива;
- личностно-ориентированный подход;
- передовой педагогический опыт.
Педагогические теории, ведущие идеи
Наряду с собственными разработками довольно успешно мною используются идеи таких видных педагогов, как В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский, И.П.Иванов, Н.Е.Щуркова, Е.Н.Степанова, О.С.Газман.
- педагогика гуманизма;
- педагогика сотрудничества;
- педагогика общей заботы.
Деятельность:
- диагностическая,
- учебно-познавательная,
- трудовая,
- общественно-полезная,
- эстетическая,
- ценностно-ориентированная,
- художественно-творческая,
- спортивно-оздоровительная,
- коррекционная.
Система отношений:
- сотрудничество,
- сотворчество,
- соуправление.
Стремлюсь к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины.
Технологии:
- инновационные технологии,
- передовой педагогический опыт,
- методика коллективной творческой деятельности,
- технология гуманного коллективного воспитания.
Среда, освоенная классом:
- Микросоциум – микрорайон Пашино, ФГУП НМЗ «Искра», КСЦ «Пашинский», близлежащие школы , 46, 81), детские сады, окружающая природа.
- Связи с городом – школы, театры, музеи, выставки, цирк, бассейны, спортивные комплексы.
Система воспитательной работы
Воспитательная система включает работу с учащимися во время уроков, а также во внеурочное и внешкольное время. 67% учащихся класса – участники кружков, клубов, студий.
Управление воспитательной работой осуществляется на двух уровнях:
- воспитательная работа с учащимися класса;
- работа с родителями и общественностью.
Содержание и формы воспитательной работы
Направления | Цели и задачи | Формы и методы воспитательной работы |
Интеллектуальное воспитание | 1. Формирование у учащихся интереса к научным исследованиям, выявление и развитие творческих способностей, обучение методом научных исследований, воспитание творческой личности 2. Активное содействие в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработка творческого отношения к труду, активных в жизненной и гражданской позиций, высоких нравственных качеств духовной культуры. |
|
Физическое воспитание | 1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма. 2. Обеспечение лучшей подготовки обучающихся к общественно-полезному труду, к жизни, к защите Родины. 3. Формирование у обучающихся санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. | 1.Спортивные соревнования в школе. 2.Классные часы, викторины. 3.Участие в спортивных соревнованиях разного уровня. 4. Выходы в лес. 5.Игры на воздухе. 6.День здоровья. 7.Цикл лекций, бесед о здоровом образе жизни. |
Нравственное воспитание | 1. Духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщения к культуре своего народа и народов мира. 2. Основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. | 1.День именинника. 2.Декада пожилых людей. 3.День матери. |
Правовое воспитание | 1.Формирование научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой государственности, социальной активности в единстве с национальным, народным. 2.Привитие хороших навыков общения, терпимости к различиям во взглядах и уважения к ним, развития критического мышления и побуждения интереса к текущим событиям. | Встречи с работниками правоохранительных органов. Проведение кл. часов по темам: «Права и обязанности учащихся»; «Правила поведения в школе». |
Эстетическое воспитание | 1.Духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства. 2.Приобщение к культуре своего народа и народов мира. 3.Воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни | Праздничная программа ко Дню Учителя, 8 Марта, 23 Февраля. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. Конкурсы рисунков. Беседы о культуре поведения в театрах, на выставках, автобусах и других общественных местах. Конкурс фотографий «Моя любимая фотография» |
Экологическое воспитание | 1.Воспитание человека как неотъемлемого элемента природы. 2.Формировать глубокий гуманистический смысл отношения к природе, который перерастает в нравственное отношение к самому себе. | Выставка поделок из природного материала и конкурс рисунков на тему «Осенняя палитра» Классные часы, беседы на экологическую тематику, экскурсии на природу. |
Трудовое воспитание | 1.Формирование потребности в труде, трудолюбия, общественно-трудовой активности, сознательной дисциплины труда и других моральных качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу. 2.Развитие познавательных интересов, наблюдательности, активности и самостоятельности. | 1.Профориентация 2.Встреча с преподавателями различных учебных заведений. 3.Изготовление открыток и сувениров ветеранам, елочных игрушек |
Патриотическое воспитание | 1.Сохранение культурных и духовных ценностей нашей страны,области,района,микрорайона. 2.Знакомство с историческим наследием родного края. 3.воспитание гражданина, имеющего твердую моральную позицию в обществе. | 1.Классные часы по темам:
2.Экскурсии в музей НМЗ «Искра» и по Новосибирску. 3.Литературно-музыкальные композиции, посвященные защитникам Отечества к 23 Февраля и 9 Мая. |
Работа с родителями
Привлечение родителей к организации жизни и деятельности класса, вооружение их психолого-педагогическими знаниями.
Формы работы:
- Цикл занятий по ознакомлению с конвенцией ООН о правах ребенка, по изучению устава школы, прав и обязанностей учащихся.
- Совместные вечера отдыха.
- Родительские собрания.
- Проведение классного Дня Матери и Дня семьи.
- Направление на консультации учащихся и членов их семей в районные и городские центры по интересующим их вопросам.
- Привлечение родителей к организации внеурочной занятости и проведению классных культурно-массовых мероприятий.
- Выборы родительского комитета.
- Защита прав семьи и несовершеннолетних, взаимодействие с КДНиЗП.
- Организация летней занятости учащихся.
- Посещение семей учащихся.
Классное самоуправление
Стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как:
- Творческая инициатива;
- Умение ставить цели и достигать их;
- Самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
- Ответственность за себя и за других.
На первый план в воспитании этих качеств выходит ученическое самоуправление. Смысл его заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в кол-ве.
Классное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Главные условия развития органов ученического самоуправления:
- не наделять органы ученического самоуправления властными полномочиями;
- ставить перед ними посильные задачи;
- помогать, включать в систему самоуправления педагогов.
Исходя из вышеперечисленного, в классе создана структура воспитательного процесса, в основу которой положена модель школьного ученического самоуправления.
Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности учащегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников к жизни и труду в условиях развивающегося общества
Отслеживание процесса и результатов воспитания
Критерии эффективности воспитания
- Личность выпускника школы.
- Включенность в воспитательный процесс класса.
- Включенность родителей в воспитательный процесс.
- Создание воспитательной среды и положительного психолого - педагогического климата.
- Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
- Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.
- Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.
- Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности.
- Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания.
- Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.
Изучение эффективности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик:
- Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена профессором М.И. Рожковым).
- Тест ”Размышляем о жизненном опыте”(составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой).
- Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В.Байбородовой).
- Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана доцентом Е.Н.Степановым).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы классного руководителя
Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы-конкретизировать и структурировать прблему и определить пути решения. Анализ работы мною проводится ежегодно с тем, чтобы определить задачи н...
Структура плана воспитательной работы классного руководителя
Структура плана воспитательной работы в классе...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.
В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе 9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...
Планирование воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом 9 "Г" класса
Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.Макаренко А.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основног...