Концепция воспитательной работы классного руководителя (на примере моей работы)
статья по теме

Задорова Ирина Петровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной работы классного руководителя

Задоровой И.П.

        Воспитание – важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, а также воздействия среды.

        Основной целью воспитания и обучения является формирование всесторонне развитой личности.

        В современных условиях актуальна гуманизация воспитания,  «когда в совершенствовании человека видят цель общественной жизни».

        Формирование личности – сложный  и непрерывный  процесс, обусловленный рядом объективных и субъективных факторов: социализация, воспитание, самовоспитание (развитие). Органическая взаимосвязь этих факторов закладывает основу для формирования сознательных граждан свободного общества.

        Необходимо также воспитывать в детях чувство патриотизма, уважительного отношения к истории Родины, собственного народа и других народов.

        Мировоззрение личности, её национальная психология в определённой степени обусловлены знанием родного языка.

        Формируя ребёнка самостоятельной, неповторимой в своей индивидуальности личностью, следует направить все усилия на решение следующих задач:

  • развивать таланты, нравственное, умственное и физическое здоровье ребёнка как основу гармонично развитой личности, способной жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми и обществом;
  • воспитывать чувства собственного достоинства,  уважение к правам и свободам человека, правам народов и их национально – культурной самобытности;
  • повышать интерес детей и молодёжи к различным отраслям знаний, развивать их творческие способности, содействовать своевременному определению жизненных позиций;
  • формировать эстетическую культуру;
  • формировать гражданскую ответственность, уважение к законам и символам своего государства: флагу, гербу, гимну;
  • ориентировать молодёжь на жизнь в системе рыночных отношений, развивать у неё чувства самостоятельности и самодеятельности;
  • приобщать новое  поколение к здоровому образу жизни;
  • вырабатывать у детей и молодёжи готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Основные принципы воспитания:

  • гуманизм и эстетическая направленность воспитания и образования;
  • культурологическая направленность;
  • коллективное творчество;
  • эмоциональное насыщение жизни коллектива;
  • личностно-ориентированный подход;
  • передовой педагогический опыт.

Педагогические теории, ведущие идеи

Наряду с собственными разработками довольно успешно мною используются идеи таких видных педагогов, как В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский, И.П.Иванов, Н.Е.Щуркова, Е.Н.Степанова, О.С.Газман.

  • педагогика гуманизма;
  • педагогика сотрудничества;
  • педагогика общей заботы.

Деятельность:

  • диагностическая,
  • учебно-познавательная,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • эстетическая,
  • ценностно-ориентированная,
  • художественно-творческая,
  • спортивно-оздоровительная,
  • коррекционная.

Система отношений:

  • сотрудничество,
  • сотворчество,
  • соуправление.

Стремлюсь к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины.

Технологии:

  • инновационные технологии,
  • передовой педагогический опыт,
  • методика коллективной творческой деятельности,
  • технология гуманного коллективного воспитания.

Среда, освоенная классом:

  • Микросоциум – микрорайон Пашино, ФГУП НМЗ «Искра», КСЦ «Пашинский», близлежащие школы , 46, 81), детские сады, окружающая природа.
  • Связи с городом – школы, театры, музеи, выставки, цирк, бассейны, спортивные комплексы.

Система воспитательной работы

Воспитательная система включает работу с учащимися во время уроков, а также во внеурочное и внешкольное время. 67% учащихся класса – участники кружков, клубов, студий.

Управление воспитательной работой осуществляется  на двух уровнях:

  • воспитательная работа с учащимися класса;
  • работа с родителями и общественностью.

Содержание и формы воспитательной работы

Направления

Цели и задачи

Формы и методы

воспитательной работы

Интеллектуальное

 воспитание

1. Формирование у учащихся интереса к научным исследованиям, выявление и развитие творческих способностей, обучение методом научных исследований, воспитание творческой личности

2. Активное содействие в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработка творческого отношения к труду, активных в жизненной и гражданской позиций, высоких нравственных качеств духовной культуры.

  1. Ежегодная научно-практическая конференция учащихся.
  2. Система интеллектуальных игр
  3. Ежегодный праздник «За честь школы»

Физическое

 воспитание

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма.

2. Обеспечение лучшей подготовки обучающихся к общественно-полезному труду, к жизни, к защите Родины.

3. Формирование у обучающихся санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью.

1.Спортивные соревнования в школе.

2.Классные часы, викторины.

3.Участие в спортивных соревнованиях разного уровня.

4. Выходы в лес.

5.Игры на воздухе.

6.День здоровья.

7.Цикл лекций, бесед о здоровом образе жизни.

Нравственное воспитание

1. Духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщения к культуре своего народа и народов мира.

2. Основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль.

1.День именинника.

2.Декада пожилых людей.

3.День матери.

Правовое

воспитание

1.Формирование научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой государственности, социальной активности в единстве с национальным, народным.

2.Привитие хороших навыков общения, терпимости к различиям во взглядах и уважения к ним, развития критического мышления и побуждения интереса к текущим событиям.

Встречи с работниками правоохранительных органов.

Проведение кл. часов по темам:

«Права и обязанности учащихся»;

«Правила поведения в школе».

Эстетическое

воспитание

1.Духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства.

2.Приобщение к культуре своего народа и народов мира.

3.Воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни

Праздничная программа ко Дню Учителя, 8 Марта, 23 Февраля.

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.

Конкурсы рисунков.

 Беседы о культуре поведения в театрах, на выставках, автобусах и других общественных местах.

Конкурс фотографий «Моя любимая фотография»

Экологическое

воспитание

1.Воспитание человека как неотъемлемого элемента природы.

2.Формировать глубокий гуманистический смысл отношения к природе, который перерастает в нравственное отношение к самому себе.

Выставка  поделок из природного материала и конкурс рисунков на тему «Осенняя палитра»

Классные часы, беседы на экологическую тематику, экскурсии на природу.

Трудовое

 воспитание

1.Формирование потребности в труде, трудолюбия, общественно-трудовой активности, сознательной дисциплины труда и других моральных качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу.

2.Развитие познавательных интересов, наблюдательности, активности и самостоятельности.

1.Профориентация

2.Встреча с преподавателями различных учебных заведений.

3.Изготовление открыток и  сувениров ветеранам, елочных игрушек

Патриотическое

 воспитание

1.Сохранение культурных и духовных ценностей нашей страны,области,района,микрорайона.

2.Знакомство с историческим наследием родного края.

3.воспитание гражданина, имеющего твердую моральную позицию в обществе.

1.Классные часы по темам:

  • «Государственные символы РФ»;
  • «День славянской письменности и культуры»;
  • «О наших космонавтах»;
  • «Великие люди России»;
  • «Город наш родной».

2.Экскурсии в музей НМЗ «Искра» и  по Новосибирску.

3.Литературно-музыкальные композиции, посвященные защитникам Отечества к 23 Февраля и 9 Мая.

Работа с родителями

Привлечение родителей к организации жизни и деятельности класса, вооружение их психолого-педагогическими знаниями.

Формы работы:

  • Цикл занятий по ознакомлению с конвенцией ООН о правах ребенка, по изучению устава школы, прав и обязанностей учащихся.
  • Совместные вечера отдыха.        
  • Родительские собрания.
  • Проведение классного Дня Матери и Дня семьи.
  • Направление на консультации учащихся и членов их семей в районные и городские центры по интересующим их вопросам.
  • Привлечение родителей к организации внеурочной занятости и проведению классных культурно-массовых мероприятий.
  • Выборы родительского комитета.
  • Защита прав семьи и несовершеннолетних, взаимодействие с КДНиЗП.
  • Организация летней занятости учащихся.
  • Посещение семей учащихся.

Классное самоуправление

Стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как:

  • Творческая инициатива;
  • Умение ставить цели и достигать их;
  • Самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • Ответственность за себя и за других.

На первый план в воспитании этих качеств выходит ученическое самоуправление. Смысл его заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в кол-ве.

        Классное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Главные условия развития органов ученического самоуправления:

  • не наделять органы ученического самоуправления властными полномочиями;
  • ставить перед ними посильные задачи;
  • помогать, включать в систему самоуправления педагогов.

Исходя из вышеперечисленного, в классе создана структура воспитательного процесса, в основу которой положена модель школьного ученического самоуправления.

Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности учащегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников к жизни и труду в условиях развивающегося общества

Отслеживание процесса и результатов воспитания

Критерии эффективности воспитания

  1. Личность выпускника школы.
  2. Включенность в воспитательный процесс класса.
  3. Включенность родителей в воспитательный процесс.
  4. Создание воспитательной среды и положительного психолого - педагогического климата.
  5. Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
  6. Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.
  7. Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.
  8. Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям  детской самодеятельности.
  9. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания.
  10. Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.

Изучение эффективности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик:

  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена профессором М.И. Рожковым).
  • Тест ”Размышляем о жизненном опыте”(составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой).
  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В.Байбородовой).
  • Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана доцентом Е.Н.Степановым).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы классного руководителя

Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы-конкретизировать и структурировать прблему и определить пути решения. Анализ работы мною проводится ежегодно с тем, чтобы определить задачи н...

Структура плана воспитательной работы классного руководителя

Структура плана воспитательной работы в классе...

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

Планирование воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом 9 "Г" класса

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.Макаренко А.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основног...