Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
статья на тему
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
Отечественное образование на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. Образование стремится быть личностно-ориентированным, и для реализации такого подхода к обучению требуются новые методы обучения, с помощью которых формируется активная, самостоятельная позиция учащихся в овладении знаниями, развиваются умения и навыки — исследовательские, рефлексивные, самооценочные, а также умения, связанные с их применением в практической деятельности (компетенции) и, соответственно, с реальной жизнью.
Одним из таких методов является метод проектов, о котором следует рассказать подробнее, поскольку «в свете новых решений и постановлений» мы все с вами должны реализовывать компетентностный подход в обучении, а этот метод позволит нам это сделать).
Итак, основой метода является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребёнка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта (презентации, текстового файла с докладом, графиков, диаграмм), так и внутреннего — опыта учащегося, включающего в себя знания, умения, компетенции как высший уровень умений и, наконец, осмысленные и осознанные ценности.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.
Известно, что основной критерий для ученика выражается словами "интересно”—"неинтересно”. Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.
Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:
- проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;
- подбора литературы по данной тематике;
- планирования своей работы с определением сроков выполнения;
- проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;
- грамотного оформления работы;
- защиты работы.
Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные . Руководителю важно отследить, что выбор был обоснованным, не случайным, а продуманным.
Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.
В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:
1. В творческую и исследовательскую работу вовлекать только тех учащихся, которые:
• проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;
• проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (творческие люди никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали - не получается»);
• способны увидеть проблему там, где другие её не видят, и отчетливо её сформулировать;
• проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям людей, замечая их раньше, чем другие;
• способны связать и объединить различную информацию самым неожиданным образом;
• настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;
• проявляют умственную «непосредственность», сильную мотивацию и устойчивый интерес к тому, чем занимаются; более склонные решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления;
• ориентированы на достижение цели.
2. При составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму.
3. Стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до логического завершения.
4. Научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых во время проектной деятельности, в своей собственной жизни.
Проекты реализованные учащимися МБОУ СОШ с. Скатовка совместно с учителем химии и биологии Раджабовой Т.М.
Практико-ориентированный проект | Обустройство территории школы – «Посади дерево на память «Мой гербарий» (изготовление пособий по биологии: гербарии, коллекции семян) |
Исследовательский проект | Исследовательская работа «Определение роли зеленых растений пришкольного участка» (групповой проект учащимися 7-9 кл.), результаты работы выставлены на сайте учителя, под руководством которого выполнялся проект. Ссылка на мой сайт: |
Информационный проект | Устный журнал «Лекарственные растения и охраняемые животные Саратовской области.» (опубликован на сайте http://nsportal.ru/ Алые паруса – проект для одаренных детей) |
Творческий проект | Изготовление плакатов: «Мы за ЗОЖ», «Химия - это интересная наука!»; создание иллюстрированного журнала «Выдающиеся химики», сценария юмористических сценок на химическую тему ( все проектные работы были представлены на межрегиональный конкурс « Виват Химия!» |
Таким образом, метод проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.
Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности было много:
- лучшее усвоение учебного материала;
- стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
- и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;
- ученики учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Научно-исследовательская работа по теме "Метод математической индукции"
тема « Метод математической индукции как эффективный метод доказательства гипотез»...
Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"
Причины изучения одарённости - сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,- умеющие искать новые пути решения предложенных задач,- находить выход из проблемной ситуации....
Научно-исследовательская работа на тему "Метод проектов на уроках иностранного языка"
Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным разв...
Работа на тему "Методы решения математических задач в работах Александрова А.А."
Бывает так, что задача решается, что называется «сходу». Бывает приходиться попотеть, подумать над ней. Иногда на обдумывание решения уходят не минуты и ча...
Самостоятельная работа по теме "Цилиндр" и домашняя работа по теме "Цилиндр" 11 класс
Самостоятельная работа по теме "Цилиндр" и домашняя работа по теме "Цилиндр" 11 класс предназначены для систематизации и повторение материала базового...