Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Образование славянских государств»
план-конспект урока (6 класс)

Тип урока -урок открытия нового знания (ОНЗ).

Содержательная цель - создать условия для формирования представлений об образовании славянских государств; познакомить с понятиями вече, князья, союз племён; воспитывать стойкий интерес к предмету; деятельностная цель – развивать умение работать с картой, историческими источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Образование славянских государств» (§ 8), урок №9

Составитель – Коренева И.А., учитель истории и обществознания

Тип урока

урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цели и задачи

Содержательная цель -создать условия для формирования представлений об образовании славянских государств; познакомить с понятиями вече, князья, союз племён; воспитывать стойкий интерес к предмету; деятельностная цель – развивать умение работать с картой, историческими источниками.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся имеют представление об образовании ранних славянских государств; знают основные понятия и термины: вече, князья, союз племён; работают с исторической картой; самостоятельно извлекают информацию из исторических источников;  Метапредметные УУД – Познавательные: умеют отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу, структурируют учебный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах, умеют составлять тезисы на основе учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации, осваивают смысловое чтение, владеют умением составлять развёрнутый план.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно формулируют учебную задачу, выбирают наиболее рациональные пути её решения, корректируют свою деятельность для достижения планируемых результатов, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владеют диалогической формой речи, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные:

Учащиеся проявляют положительное отношение к учебной деятельности, получают представления о динамике развития современных форм общественной жизни, формируют картину мира на основе сопричастности истории своей страны общемировому историческому процессу.

Методы и формы обучения

индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Мультимедийная презентация к уроку, учебник «История России» 6 класс § 8, авторы – Е.В. Агибалова, М.Г. Донской (Просвещение 2016), пакет с рабочим материалом для работы в группах

Основные понятия и термины

Западные, восточные, южные славяне; занятия и образ жизни славян. Вече, князь, дружина. Болгарское государство. Великоморавская держава.  Создатели славянской письменности (Кирилл и Мефодий).

Технологии, применяемые на уроке

ИКТ-технология, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения

Основные этапы (звенья) урока

Приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.Организационно-мотивационный момент

«Рифмованное начало урока»

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок, начинается урок, Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой в труде дорожи!

Давайте настроимся на хорошую работу! Сделаем глубокий вздох! Выдох! Садитесь!

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

 Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

«Лови ошибку!»

Слайд 2.

Ребята, у вас на парте листы с тестом и заданиями, 5 заданий в тесте выполнены с ошибками, ваша задача – найти и исправить  допущенные ошибки в тесте, выполнить задания. (Приложение 1).

Проверяем тест и задания  (ответы в презентации), оцениваем выполнение в паре. Обсуждаем, какие ошибки допущены, выставляем оценки в дневник.

Выполняют тестовые задания (Приложение 1). Озвучивают найденные ошибки.

Парная проверка и оценивание по эталону.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.

3. Этап выявления места и причины затруднений

«Подводящий диалог»

Слайд 3-4

Слайд 5-6

Слайд 7

Тема нашего урока «Образование славянских государств».

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-Какие современные славянские государства вы знаете?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемный вопрос – Почему так важно знать, как образовались славянские государства?

Запишем план урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, читают на доске тему урока, высказывают свои предположения.

Записывают дату, тему  и

План урока.

1.  Расселение славян.

2.  Занятия и образ жизни славян.

3.  Болгарское государство.

4.  Великоморавская держава.

5.  Образование Чехии и Польши

Личностные:

- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний,

- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

- структурирование знаний,

- установление причинно-следственных связей,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

«Отгадай термин»

Слайд 8 - 9

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что означают понятия «народ», «ветви  народа» и «занятия и образ жизни»,  «Вече», «князь», «дружина».

Кто желает посоревноваться в знаниях?

Ребята, где и как нам можно узнать точное значение этих понятий (терминов)?

Этот большой объем информации мы должны изучить за 1 урок. Успеем?

Слушают учителя.

Желающие учащиеся дают определение терминам.

Предлагают  прочитать параграф учебника, дополнительный материал и др. источники (способ разрешения новой проблемы).

Предлагают работать по группам.

 Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.

5. Реализация построенного проекта

«Упрости!»

(Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала)).

Слайд 10.

Ребята, внимание на доску! Приступаем к изучению темы.

Рассказ учителя:

С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

Запишем в тетрадь:

На западе – от реки Эльбы Днепр

На востоке – до среднего течения реки

На севере – от Балтийского моря

На юге – от Дуная и Чёрного моря

В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

Поляки

Словаки

полабские племена, жившие к востоку от Лабы,

поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

Болгары

Сербы

Хорваты

и другие, заселившие часть Балканского полуострова предки трех родственных народов:

Русского

Украинского

Белорусского.

- Территория расселения какой группы славян самая большая?

Занятие и образ жизни славян.

- Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов

- А чем занимались славяне?

Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь), скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела).

Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, покажет на карте и расскажет нам о Болгарском государстве, Великоморавской державе, о Чехии и Польше.

Слушают учителя

Записывают в тетрадь (см. таблицу 1)

Приложение 2.

Отвечают: германцы занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей, охотой, ремеслом.

Норманны занимались завоеванием новых земель – военными походами, в долинах рек земледелием, рыболовством, охотой на китов.

Первая группа работает стр.61-62 п. 3 § 8 учебника и характеризует Болгарское государство.

(Болгарское государство расположено по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта.

Болгария приняла Византийское христианство.

Вела войны с Византией.

Симеон – правитель Болгарии.

Византия в 1018 году подчинила себе Болгарию).

Вторая группа работает стр. 63-64 п.4  § 8 учебника и характеризует Великоморавскую державу.

(В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками)

.

Третья группа работает стр.64-65 п.5  § 8 Образование славянских государств  и характеризует Чехию и Польшу. 

(В последней четверти IX века образовалось сильное Древнерусское государство.

- Центром стал город Киев.

- Выделилось Чешское государство.

Чешское племя проживало около города Праги.

-Польский князь Мешко I в X веке подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Принял христианскую веру вместе со своей дружиной. Положил начало Польскому государству.

- Объединение Польши завершилось во время правления Болеслава I Храброго (992-1025)

- Краков становится столицей Польши, потому что там проходил торговый путь между Киевом и Прагой. Польша вступает в полосу феодальной  раздробленности в середине XI века).

Группы выступают с сообщениями.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

- построение монологического высказывания.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

Установление причинно-следственных связей.

Динамическая пауза

Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Дыхательная гимнастика.

- Ребята, закройте глазки… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу.

А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы!

Откройте глазки и тихо займите свои места.

Стоят возле парты, выполняют дыхательную гимнастику (8-10 раз).

Познавательные:

Находить возможности и способы улучшения физических качеств. Регулятивные: Управлять своими эмоциями, в различных ситуациях и условиях соблюдать правила техники безопасности. Личностные: Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

«Соответствие фактов и понятий»

Слайд 11.

Слайд 12 – 13.

А теперь нам предстоит составить и заполнить сводную таблицу (Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом).

Приложение 3.

(сводная таблица)

Заполняют сводную таблицу.

Обсуждают, высказывают свои предположения.

.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

- ориентировка на позицию партнёра,

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

- умение договариваться, приходить к общему решению,

- контроль действий партнёра,

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

- различение способа и результата действия.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство.

Промежуточный этап

Домашнее задание

Слайд 14.

Прочитать § 8, стр. 60 – 67 ученика Задание на выбор стр. 67

Ответить на вопросы стр. 66

Уточняют способы решения заданий.

Определяют:

1. задание на выбор не сложное  (умеют составлять проекты).

2. вопросы не сложные для тех, кто внимательно прочитает параграф.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 «Приведи примеры»

Слайд 15.

–  Где преимущественно расселились славяне? (Преимущественно в Восточной Европе.)

–  Какие современные страны принадлежат к ареалу расселения славян? (Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Черногория и т. д.)

–  На какие «ветви» разделились славяне? (Западные, южные и восточные.)

–  Какая ещё сила претендовала на контроль над славянскими народами? (Римский папа.)

  1. Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры?

2)  Выделите основные этапы истории Болгарского царства.

3)  Что было общего в развитии Чехии и Польши?

отвечают на вопросы:

-Мы узнали, что древние славяне расселились на западе – от реки Эльбы на востоке – до среднего течения реки Днепр, на севере – от Балтийского моря, на юге – от Дуная и Чёрного моря

- Мы узнали, что основными занятиями славян были земледелие, скотоводство, ремесло.

-Мы узнали, что южные славяне были завоёваны кочевниками-болгарами, которые в последствии смешались с местным населением, переняли традиции и язык местного племени, но название так и осталось. Так образовалось Болгарское государство, и т.д

Деятельность Кирилла и Мефодия имела огромное значение для развития славянской культуры. Кирилл и Мефодий создали азбуку - глаголицу, ставшую началом зарождения, а в дальнейшем развития, самостоятельной славянской письменности и литературы. Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе.

Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия  в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операция анализа, синтеза, сравнения, классификация, устанавливают причинно - следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения при взаимоконтроле.

9. Этап включения в систему знаний и повторения

«Опрос по цепочке».

Проявляется в устных высказываниях детей

Слайд 16. 

Проблемный вопрос – Почему так важно знать, как происходило образование славянских государств?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя по цепочке.

- узнаем, как зарождалось наше государство, что было главным и важным;

- эти знания дают понимание культуры и жизни современной России, славянских государств, что между Россией и славянскими государствами общего.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- различение способа и результата действия,

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- доказательство.

10.Рефлексия деятельности

«Опрос – итог».

Слайд 17 – 18 – 19.

•Что мы хотели выяснить на уроке?

•Что нам удалось узнать?

•Что было самым важным на уроке?

•Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Высказываются, оценивают ответы одноклассников.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.

Приложение 1.

Тестирование по теме: «Культура Византии»

1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:

    А) римский

    Б) греческий

    В) латинской

2. В государственных и частных школах обучали:

    А) чтению, письму, счёту, церковному пению

    Б) счёту, музицированию, письму

    В) чтению, письму, танцам, счёту

3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

    А) Лев Математик

    Б) Пифагор

    В) Аристотель

4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

    А) введена медицинская практика

    Б) создано первое медицинское училище

    В) созданы пособия для обучающихся

5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

    А) порохом

    Б) зажигательной смесью

    В) « греческим огнём»

6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

    А) отсутствии декоративного украшения

    Б) проведения службы вне помещения

    В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

7. Притвор – это

    А) помещение у западного, главного входа (верный ответ)

    Б) вытянутая, основная часть храма

    В) место, куда могли входить только священнослужители

8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

    А) храм в Афинах

    Б) храм Святой Софии (верный ответ)

    В) храм Пантеон

9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

    А) мозаикой

    Б) фресками

    В) иконой

10. Канон – это…

    А) сборник законов

    Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

    В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен (верный ответ)

11. Какая византийская икона была привезена на Русь?

    А) « Троица»

    Б) « Владимирская Богоматерь» (верный ответ)

    В) « Мадонна»

12. На какой народ особенно сильно  повлияла византийская культура?

    А) славяне (верный ответ)

    Б) хорваты

    В) болгары

 

Ключ:  

1- б, 2 – а,  3- а, 4 – б, 5 –в,  6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в,  11- б. 12 – а.

 

Приложение 2

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

чехи, поляки, словаки, поморские и полабские племена.

болгары, сербы, хорваты.

предки русских, украинцев, белоруссов.

 

Приложение 3

Болгарское государство

Чехия

Польша

к VII веку образовалось болгарское государство

князь Борис в. принимает христианство

князь Симеон в начале X века принял титул

«царя болгар и греков»

в начале XI века Византия подчинила себе Болгарию

к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство

зависимость от германского короля

чешский князь принял титул короля

в 10 веке образовалось

древнепольское государство

в 960-992 гг. правил Мешко I –

первый польский князь, проводивший политику

объединения – принятие католичества.

Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель

К середине 11 века начинается феодальная раздробленность

Приложение 4

Лист самооценки

Этап урока          

Выполняемое задание

Моя оценка

Оценка учителя

1.Организационно-мотивационный момент

Приветствовал(а) учителя, демонстрировал(а) готовность к уроку.

+

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выполнил(а) тестовые задания (Приложение 1). Озвучивил(а) найденные ошибки.

Участвовал(а) в парной проверке и оценивании.

+

3. Этап выявления места и причины затруднений

Слушал(а) учителя, отвечал(а) на вопросы учителя. Записал(а) дату, тему  и план урока.

+

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Предлагал(а) проект работы на уроке.

+

5. Реализация построенного проекта

Работал(а) в группе, проводил(а) записи в тетради, внимательно слушал(а), отвечал(а) на вопросы.

+

Динамическая пауза

Выполнял(а) упражнения, был(а) внимательным(ой).

+

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Заполнял(а) сводную таблицу.

Высказывал(а) свои предположения.

+

Промежуточный этап

Уточнял(а) способы решения домашних заданий.

+

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Отвечал(а) на вопросы

+

9. Этап включения в систему знаний и повторения

Отвечал(а) на вопросы

+

10.Рефлексия деятельности

Высказывался (ась), оценивал(а)

+

Количество баллов

10

+  выполнил(а)  в полном объеме

- не справил(а)ся(сь)

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов – «3»         Менее 5 баллов – «2»

Оцените работу своего одноклассника по следующим критериям.

Критерии

Оценка

Все сделано правильно, без ошибок

5

Допущена одна ошибка

4

Допущено две-три ошибки

3

Работа полностью выполнена неправильно или есть один правильный ответ

2

Я, ____________________ оценивал(а) работу своего одноклассника___________________

Моя оценка работы________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...

Презентация к уроку по всемирной истории в 6 классе на тему "Образование славянских государств"

Презентация к уроку по всемирной истории в 6 классе на тему "Образование славянских государств"...