Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Образование славянских государств»
план-конспект урока (6 класс)
Тип урока -урок открытия нового знания (ОНЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_.docx | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Образование славянских государств» (§ 8), урок №9
Составитель – Коренева И.А., учитель истории и обществознания
Тип урока | урок открытия нового знания (ОНЗ) |
Цели и задачи | Содержательная цель -создать условия для формирования представлений об образовании славянских государств; познакомить с понятиями вече, князья, союз племён; воспитывать стойкий интерес к предмету; деятельностная цель – развивать умение работать с картой, историческими источниками. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: учащиеся имеют представление об образовании ранних славянских государств; знают основные понятия и термины: вече, князья, союз племён; работают с исторической картой; самостоятельно извлекают информацию из исторических источников; Метапредметные УУД – Познавательные: умеют отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу, структурируют учебный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах, умеют составлять тезисы на основе учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации, осваивают смысловое чтение, владеют умением составлять развёрнутый план. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно формулируют учебную задачу, выбирают наиболее рациональные пути её решения, корректируют свою деятельность для достижения планируемых результатов, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: строят монологические высказывания, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владеют диалогической формой речи, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: Учащиеся проявляют положительное отношение к учебной деятельности, получают представления о динамике развития современных форм общественной жизни, формируют картину мира на основе сопричастности истории своей страны общемировому историческому процессу. |
Методы и формы обучения | индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Мультимедийная презентация к уроку, учебник «История России» 6 класс § 8, авторы – Е.В. Агибалова, М.Г. Донской (Просвещение 2016), пакет с рабочим материалом для работы в группах |
Основные понятия и термины | Западные, восточные, южные славяне; занятия и образ жизни славян. Вече, князь, дружина. Болгарское государство. Великоморавская держава. Создатели славянской письменности (Кирилл и Мефодий). |
Технологии, применяемые на уроке | ИКТ-технология, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения |
Основные этапы (звенья) урока | Приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационно-мотивационный момент | «Рифмованное начало урока» Слайд 1. | Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок, начинается урок, Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой в труде дорожи! Давайте настроимся на хорошую работу! Сделаем глубокий вздох! Выдох! Садитесь! | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | «Лови ошибку!» Слайд 2. | Ребята, у вас на парте листы с тестом и заданиями, 5 заданий в тесте выполнены с ошибками, ваша задача – найти и исправить допущенные ошибки в тесте, выполнить задания. (Приложение 1). Проверяем тест и задания (ответы в презентации), оцениваем выполнение в паре. Обсуждаем, какие ошибки допущены, выставляем оценки в дневник. | Выполняют тестовые задания (Приложение 1). Озвучивают найденные ошибки. Парная проверка и оценивание по эталону. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
3. Этап выявления места и причины затруднений | «Подводящий диалог» Слайд 3-4 Слайд 5-6 Слайд 7 | Тема нашего урока «Образование славянских государств». -Как вы думаете, о чем мы будем говорить? -Какие современные славянские государства вы знаете? -На какие вопросы нам предстоит ответить? Проблемный вопрос – Почему так важно знать, как образовались славянские государства? Запишем план урока. | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, читают на доске тему урока, высказывают свои предположения. Записывают дату, тему и План урока. 1. Расселение славян. 2. Занятия и образ жизни славян. 3. Болгарское государство. 4. Великоморавская держава. 5. Образование Чехии и Польши | Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | «Отгадай термин» Слайд 8 - 9 | Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что означают понятия «народ», «ветви народа» и «занятия и образ жизни», «Вече», «князь», «дружина». Кто желает посоревноваться в знаниях? Ребята, где и как нам можно узнать точное значение этих понятий (терминов)? Этот большой объем информации мы должны изучить за 1 урок. Успеем? | Слушают учителя. Желающие учащиеся дают определение терминам. Предлагают прочитать параграф учебника, дополнительный материал и др. источники (способ разрешения новой проблемы). Предлагают работать по группам. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
5. Реализация построенного проекта | «Упрости!» (Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала)). Слайд 10. | Ребята, внимание на доску! Приступаем к изучению темы. Рассказ учителя: С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге. Запишем в тетрадь: На западе – от реки Эльбы Днепр На востоке – до среднего течения реки На севере – от Балтийского моря На юге – от Дуная и Чёрного моря В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви: Поляки Словаки полабские племена, жившие к востоку от Лабы, поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря. Болгары Сербы Хорваты и другие, заселившие часть Балканского полуострова предки трех родственных народов: Русского Украинского Белорусского. - Территория расселения какой группы славян самая большая? Занятие и образ жизни славян. - Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов - А чем занимались славяне? Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь), скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали. В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела). Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств. Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, покажет на карте и расскажет нам о Болгарском государстве, Великоморавской державе, о Чехии и Польше. | Слушают учителя Записывают в тетрадь (см. таблицу 1) Приложение 2. Отвечают: германцы занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей, охотой, ремеслом. Норманны занимались завоеванием новых земель – военными походами, в долинах рек земледелием, рыболовством, охотой на китов. Первая группа работает стр.61-62 п. 3 § 8 учебника и характеризует Болгарское государство. (Болгарское государство расположено по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта. Болгария приняла Византийское христианство. Вела войны с Византией. Симеон – правитель Болгарии. Византия в 1018 году подчинила себе Болгарию). Вторая группа работает стр. 63-64 п.4 § 8 учебника и характеризует Великоморавскую державу. (В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками) . Третья группа работает стр.64-65 п.5 § 8 Образование славянских государств и характеризует Чехию и Польшу. (В последней четверти IX века образовалось сильное Древнерусское государство. - Центром стал город Киев. - Выделилось Чешское государство. Чешское племя проживало около города Праги. -Польский князь Мешко I в X веке подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Принял христианскую веру вместе со своей дружиной. Положил начало Польскому государству. - Объединение Польши завершилось во время правления Болеслава I Храброго (992-1025) - Краков становится столицей Польши, потому что там проходил торговый путь между Киевом и Прагой. Польша вступает в полосу феодальной раздробленности в середине XI века). Группы выступают с сообщениями. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
Динамическая пауза | Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. | Дыхательная гимнастика. - Ребята, закройте глазки… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места. | Стоят возле парты, выполняют дыхательную гимнастику (8-10 раз). | Познавательные: Находить возможности и способы улучшения физических качеств. Регулятивные: Управлять своими эмоциями, в различных ситуациях и условиях соблюдать правила техники безопасности. Личностные: Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | «Соответствие фактов и понятий» Слайд 11. Слайд 12 – 13. | А теперь нам предстоит составить и заполнить сводную таблицу (Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом). Приложение 3. (сводная таблица) | Заполняют сводную таблицу. Обсуждают, высказывают свои предположения. . | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
Промежуточный этап | Домашнее задание Слайд 14. | Прочитать § 8, стр. 60 – 67 ученика Задание на выбор стр. 67 Ответить на вопросы стр. 66 | Уточняют способы решения заданий. Определяют: 1. задание на выбор не сложное (умеют составлять проекты). 2. вопросы не сложные для тех, кто внимательно прочитает параграф. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | «Приведи примеры» Слайд 15. | – Где преимущественно расселились славяне? (Преимущественно в Восточной Европе.) – Какие современные страны принадлежат к ареалу расселения славян? (Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Черногория и т. д.) – На какие «ветви» разделились славяне? (Западные, южные и восточные.) – Какая ещё сила претендовала на контроль над славянскими народами? (Римский папа.)
2) Выделите основные этапы истории Болгарского царства. 3) Что было общего в развитии Чехии и Польши? | отвечают на вопросы: -Мы узнали, что древние славяне расселились на западе – от реки Эльбы на востоке – до среднего течения реки Днепр, на севере – от Балтийского моря, на юге – от Дуная и Чёрного моря - Мы узнали, что основными занятиями славян были земледелие, скотоводство, ремесло. -Мы узнали, что южные славяне были завоёваны кочевниками-болгарами, которые в последствии смешались с местным населением, переняли традиции и язык местного племени, но название так и осталось. Так образовалось Болгарское государство, и т.д Деятельность Кирилла и Мефодия имела огромное значение для развития славянской культуры. Кирилл и Мефодий создали азбуку - глаголицу, ставшую началом зарождения, а в дальнейшем развития, самостоятельной славянской письменности и литературы. Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе. Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операция анализа, синтеза, сравнения, классификация, устанавливают причинно - следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения при взаимоконтроле. |
9. Этап включения в систему знаний и повторения | «Опрос по цепочке». Проявляется в устных высказываниях детей Слайд 16. | Проблемный вопрос – Почему так важно знать, как происходило образование славянских государств? | Учащиеся отвечают на вопрос учителя по цепочке. - узнаем, как зарождалось наше государство, что было главным и важным; - эти знания дают понимание культуры и жизни современной России, славянских государств, что между Россией и славянскими государствами общего. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
10.Рефлексия деятельности | «Опрос – итог». Слайд 17 – 18 – 19. | •Что мы хотели выяснить на уроке? •Что нам удалось узнать? •Что было самым важным на уроке? •Кто хочет кого-нибудь похвалить? | Высказываются, оценивают ответы одноклассников. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |
Приложение 1.
Тестирование по теме: «Культура Византии»
1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:
А) римский
Б) греческий
В) латинской
2. В государственных и частных школах обучали:
А) чтению, письму, счёту, церковному пению
Б) счёту, музицированию, письму
В) чтению, письму, танцам, счёту
3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:
А) Лев Математик
Б) Пифагор
В) Аристотель
4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):
А) введена медицинская практика
Б) создано первое медицинское училище
В) созданы пособия для обучающихся
5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:
А) порохом
Б) зажигательной смесью
В) « греческим огнём»
6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:
А) отсутствии декоративного украшения
Б) проведения службы вне помещения
В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.
7. Притвор – это
А) помещение у западного, главного входа (верный ответ)
Б) вытянутая, основная часть храма
В) место, куда могли входить только священнослужители
8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:
А) храм в Афинах
Б) храм Святой Софии (верный ответ)
В) храм Пантеон
9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:
А) мозаикой
Б) фресками
В) иконой
10. Канон – это…
А) сборник законов
Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать
В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен (верный ответ)
11. Какая византийская икона была привезена на Русь?
А) « Троица»
Б) « Владимирская Богоматерь» (верный ответ)
В) « Мадонна»
12. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура?
А) славяне (верный ответ)
Б) хорваты
В) болгары
Ключ:
1- б, 2 – а, 3- а, 4 – б, 5 –в, 6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в, 11- б. 12 – а.
Приложение 2
Западные славяне | Южные славяне | Восточные славяне |
чехи, поляки, словаки, поморские и полабские племена. | болгары, сербы, хорваты. | предки русских, украинцев, белоруссов. |
Приложение 3
Болгарское государство | Чехия | Польша |
к VII веку образовалось болгарское государство князь Борис в. принимает христианство князь Симеон в начале X века принял титул «царя болгар и греков» в начале XI века Византия подчинила себе Болгарию | к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство зависимость от германского короля чешский князь принял титул короля | в 10 веке образовалось древнепольское государство в 960-992 гг. правил Мешко I – первый польский князь, проводивший политику объединения – принятие католичества. Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель К середине 11 века начинается феодальная раздробленность |
Приложение 4
Лист самооценки
Этап урока | Выполняемое задание | Моя оценка | Оценка учителя |
1.Организационно-мотивационный момент | Приветствовал(а) учителя, демонстрировал(а) готовность к уроку. | + | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Выполнил(а) тестовые задания (Приложение 1). Озвучивил(а) найденные ошибки. Участвовал(а) в парной проверке и оценивании. | + | |
3. Этап выявления места и причины затруднений | Слушал(а) учителя, отвечал(а) на вопросы учителя. Записал(а) дату, тему и план урока. | + | |
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Предлагал(а) проект работы на уроке. | + | |
5. Реализация построенного проекта | Работал(а) в группе, проводил(а) записи в тетради, внимательно слушал(а), отвечал(а) на вопросы. | + | |
Динамическая пауза | Выполнял(а) упражнения, был(а) внимательным(ой). | + | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Заполнял(а) сводную таблицу. Высказывал(а) свои предположения. | + | |
Промежуточный этап | Уточнял(а) способы решения домашних заданий. | + | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Отвечал(а) на вопросы | + | |
9. Этап включения в систему знаний и повторения | Отвечал(а) на вопросы | + | |
10.Рефлексия деятельности | Высказывался (ась), оценивал(а) | + | |
Количество баллов | 10 |
+ выполнил(а) в полном объеме
- не справил(а)ся(сь)
9-10 баллов – «5»
7-8 баллов – «4»
5-6 баллов – «3» Менее 5 баллов – «2»
Оцените работу своего одноклассника по следующим критериям.
Критерии | Оценка |
Все сделано правильно, без ошибок | 5 |
Допущена одна ошибка | 4 |
Допущено две-три ошибки | 3 |
Работа полностью выполнена неправильно или есть один правильный ответ | 2 |
Я, ____________________ оценивал(а) работу своего одноклассника___________________
Моя оценка работы________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...
Презентация к уроку по всемирной истории в 6 классе на тему "Образование славянских государств"
Презентация к уроку по всемирной истории в 6 классе на тему "Образование славянских государств"...