Программа внеурочной деятельности "Математические забавы"
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Спицына Татьяна Дмитриевна

Актуальность разработанной программы состоит в том, что она направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по математике «Математические забавы»

 для учащихся 5 класса

Учитель – Спицына Татьяна Дмитриевна

Пояснительная  записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения формируются плохо, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма, подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Актуальность разработанной программы состоит в том, что она направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате математики.

Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие    познавательных    процессов: мышления, восприятия,  внимания, памяти, воображения у обучающихся;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности,  освоение  рациональных способов её осуществления;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными   источниками   информации,   умений   структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс  «Математические забавы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находить сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

«Математические забавы» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму командами.

Программа курса «Математические забавы » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Основным методом реализации Программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.

Занятия по Программе проходят один час в неделю (34 часа в год) в форме:

•        практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

•        анализ и решение текстов задач;

•        самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

  • индивидуальная (обучающимся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)
  • выступление перед другими учащимися школы;
  • экскурсии,  организации и проведении КТД.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.

В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математические забавы» предполагается достичь следующих результатов:

Предметные

Первый уровень результатов – учащиеся должны усвоить правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; правила   поиска   информации,   работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований; правила  сохранения  информации,   приёмы  запоминания.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать,   сравнивать,   классифицировать,   обобщать, систематизировать,  выделять главную  мысль, формулировать   выводы,  строить умозаключения; слушать,  владеть приёмами  рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях;  преобразовывать информацию.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить  опыт,   эксперимент,   исследование,   анализировать  и обобщать  результаты   наблюдений,   представлять  результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.

Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России.

    

Находят наиболее рациональные способы решения логических задач

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

Контролируют действия партнера

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах

Различают способ и результат действия.

Владеют общими приемами решения задач.

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;      

Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи;

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Владеют общим приемом решения задач.

Могут участвовать в диалоге

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;      

Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

Умеют применять изученные свойства и формулы

Могут аргументировать свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Решать несложные практические задачи на построение

Могут проводить сравнительный анализ

Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами

Умеют строить монологическое контекстное высказывание

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Могут устно прикидывать и оценивать результаты

Умеют планировать пути достижения целей

Умеют анализировать свойства геометрических фигур

Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):

  1. Выставки продуктов детского творчества по каждому разделу.
  2. Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, коллективное решение «Раз шажок, два шажок»;
  3. Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.
  4. Анкетирование;

Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:

  • Школьная математическая олимпиада
  • Предметная неделя по математике
  • Математические Интернет-конкурсы и проекты
  • Фестиваль проектных работ учащихся ( апрель – май).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Математические забавы»

5 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

История возникновения чисел (7 часов) История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Необычное об обычных натуральных числах. Интересный способ умножения. Мир больших чисел. Умножение на 11.

Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.

Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.

Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.

Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление  количества плитки  необходимой  для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее  периметр по формулам».

Математика на каждый день ( 7 часов) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Проекты учащихся (5 часов) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Математические забавы»

5 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

Тема занятия

Общая характеристика деятельности

Количество часов

Из них

теория

практика

История возникновения чисел.

7

1.

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры.

участвует в игре «Как возникли числа», подбирает из разных источников материал и выступает перед одноклассниками

2

1

1

2.

Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами» 

измеряет шагами длину предмета, и переводит их  в другие единицы измерения

2

1

1

3.

Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11. Интересный способ умножения. Мир больших чисел.

подбирает из разных источников интересный материал и выступает перед одноклассниками

2

1

1

4.

Решение олимпиадных задач  

(используя действия с натуральными числами). Лабиринты.

участвует командной эстафете

1

0

1

Математика вокруг нас

8

5.

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

решает геометрические задачи с помощью разрезания бумаги

2

0,5

1,5

6.

Математические софизмы

составляет софизмы

1

0,5

0,5

7.

Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

1

0

1

8.

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

решает головоломки и танграмы

2

0,5

1,5

9.

Решение задач с помощью максимального предположения Решение задач методом с «конца»

составляет алгоритмы решения и кроссворды

1

0,5

0,5

10.

Решение задач методом ложного положения

составляет головоломки и ребусы

1

0,5

0,5

Дробные числа

4

11.

Обыкновенные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

0,5

0,5

12.

Десятичные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

0,5

0,5

13.

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

составляет таблицы, диаграммы для задач

2

0,5

1,5

Геометрия в нашей жизни

5

14.

Угол. Треугольник

находит в окружающей обстановке углы и треугольники

1

0

1

15.

Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов

выполняет каркасы и развертки куба и прямоугольного параллелепипеда

1

0

1

16.

Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус «Продень монетку».

Пытается увидеть реальное в иллюзионных картинках. Выполняет фокус

1

0

1

17.

Практические задания «Вычисление  количества плитки  необходимой  для покрытия указанной площадки»

делает необходимые измерения и вычисления

1

0

1

18.

Практическая работа: Решение олимпиадных задач (с применением свойств геометрических фигур).

Решает задачи индивидуально, либо в группе

1

0

1

Математика на каждый день

7

19.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

сравнивает, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах

1

0

1

20.

Решение сюжетных задач

понимает текст задания

1

0,5

0,5

21.

Решение логических задач с помощью таблиц

строит таблицы по предложенному тексту

1

0,5

0,5

22.

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач

Находит применение графов в жизненных ситуациях

1

1

0

23.

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

выполняет расчеты затрат своей семьи на электроэнергию

1

0

1

24.

Правила произведения и суммы

составляет задания из практической жизни

1

0,5

0,5

25.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

разгадывает кроссворды, ребусы

1

0,5

0,5

Проекты учащихся

3

26.

Разработка и создание проектов.

оформляет материал по выбранной теме

2

1

1

27.

Защита проектов по выбранной теме

выступает перед учащимися объединения

1

0

1

Итого

34

11

23


Список используемой литературы:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

3. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

4. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

5. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

6. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

7. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

10. И. Игнатьев. В  царстве  смекалки. М.: Наука, Главная редакция  физико-математической литературы, 2014.

11.П. Р. Оникул. 19  игр  по  математике. С.- Петербург: Союз, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа хоровой группы "Забава"

Программа хоровой разновозрастной группы (на 4 года обучения)....

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА "МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ"

Направление: «Спортивно-оздоровительное»Образовательная программа: «Здоровый образ жизни»Раздел программы: «Подвижные игры»Возраст обучающихся: 11-14 ле...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...