№ |
Этап урока | Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 | Организационный этап
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Здравствуйте, ребята! Садитесь! За окном свети солнце, деревья желтеют своими листочками, птицы щебечут нам о прекрасной жизни. Поэтому сейчас мне улыбнитесь! Улыбнитесь своим друзьям, и подарите свое солнышко своему соседу! Мы готовы к уроку, можем начинать! Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Из ваших знаний и умений Мы вместе проведем урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу, А за хорошие идеи Огромное спасибо я скажу
| Приветствуют учителя, дарят улыбку учителю, соседу и всем детям. Проверяют подготовку рабочих мест. Присоединяются к приветствию и доброжелательному настрою – дарят солнышко своему соседу. | Регулятивные: организация рабочего места, своей деятельности
Личностные: мотивация учения |
2 | Актуализация знаний, подготовка к введению нового материала | 1.Организует фронтальную работу на повторение опорных понятий 2. Организует работу в парах, проверяет на столах составленные отношения. 3. организует работу по определению темы урока .
| Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В математики мир отправляемся смело, В мир примеров и разных задач. А девизом нашего урока буду такие слова: Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!
Ребята, а кто мне скажет, какой самый главный навык в математике?
Счет! Правильно. А быстро считать- еще лучше! Об этом мы с вами говорили на занятиях внеурочной деятельности. Кто какие навыки запомнил?
Ребята, на наших уроках мы работаем с числами, которые составляют основу математической науки. О каких числах я говорю? Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Да, действительно, мы изучили три признака делимости. Перед нами пять яблонь, и каждую яблоню нужно увесить яркими спелыми яблоками.
| 1. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания 2. Работают в парах и индивидуально 3. Выполняют задания, через задания называют тему урока
(Счет)
(умножение на 11, 111. Таблица умножения на пальцах).
(натуральные)
(Мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10.)
| Познавательные: структурирование собственных знаний (анализ, сравнение)
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
|
|
| Сформулируйте признак делимости на 2
Сколько четных цифр? Назовите их. Сколько нечетных цифр? Назовите их. У вас на столе лежат карточки с числами. Поднимите карточки, на которых записаны числа, кратные 2. Объясните свой выбор. Кажется, пора нарядить первую яблоню – На 2!
Среди ваших чисел есть число, которое без остатка делится на 10. Назовите его. Объясните почему
Сформулируйте признак делимости на 10. Есть ли на парте еще числа, кратные 10? Тогда прошу свои яблоки повесить на вторую яблоню – на 10!.
А на какое число еще они делятся?
Сформулируйте признак делимости на 5.
Есть ли у вас карточки с числами, кратных 5?? Давайте порадуем третью яблоню – на 5!
У нас остались две яблони. Почему?
| (Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то это число делится на 2 без остатка.)
2,4,6,8,0 1,3,5,7,9
( Вывешивают выбранные числа на первую яблоню 428, 1988, 2052, 1114, 652, 8900)
(8900)
(Если на конце числа стоит 0, то число делится на 10) Вывешивают числа.
(на 5)
(Если на конце числа стоит5 или 0, то число делится на 5) Вывешивают числа - 525, 8905, 325, 8255. 1005,11155) Дети предполагают… |
|
3 | Постановка цели и задач урока | Формулирует тему урока и организует поисковую работу учащихся по постановке задач и плана действий, критериев оценивания. Создает эмоциональный настрой на работу. | Какие карточки остались?
Делятся ли они на 2 ? на 5? На 10? Как вы думаете, на какие числа делятся оставшиеся числа??
Чтобы оставшиеся яблони заполнить яблоками, нам нужно сегодня еще поработать. Ответьте на вопрос: делится ли число 36 на 3 без остатка? А на 9? Почему?
Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9? Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9? Скажите, а хотелось бы быстро определить, делится ли это число на 3 и на 9? Мы с вами уже изучили признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5 и на 10. Возникает вопрос: а нет ли других признаков деления, в частности, на 3 и на 9. Очевидно, есть. Какая же цель стоит перед нами?
Какая же тема сегодняшнего урока?
Совершенно верно! Вы – большие молодцы! Запишем нашу тему в тетрадь. Подумайте, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9? | (39, 27, 333, 999, 831, 897, 111111, 807) Нет! Называют (на 3, на 9) Могут назвать 13, 111
Дети рассуждают, объясняют
(Дети не могут сразу ответить??????)
(желающих не нашлось)
(Да!)
(Выяснить, какие натуральные числа делятся на 3 и на 9 без остатка.)
(Признаки делимости на 3 и на 9.)
(Выдвигают гипотезы)
| Регулятивные: целеполагание Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
4 | Открытие новых знаний и первичное восприятие нового учебного материала | 1.Организует поисковую работу по открытию новых знаний 2.Обобщает высказывания обучающихся, формулирует признак делимости на 3 и 9. 3.Побуждает к высказыванию своего мнения 4.Организует фронтальную работу обучающихся, парную работу для исследования. 5.Организует физкультминутку.
| Предлагаю вам решить задачу: можно ли разложить 225 яблок в 3 ящика поровну? Ваши предложения – как проверить? Ну мы с вами решили найти рациональный способ, не выполняя деления, с помощью других рассуждений. Давайте попробуем это сделать. Рассуждения вместе с классом: Сколько сотен, десятков и единиц в данном числе? Если мы возьмем одну сотню и разложим в 3 корзины поровну – сколько яблок останется лишними? 1 яблоко. Значит, с каждой сотни по 1 яблоку, т.е. с 2 сотен – 2 яблока. Если мы возьмем 1 десяток и разложим в 3 корзины поровну – сколько останется лишних яблок? 1 яблоко с каждого десятка. Т.е. с наших 2 десятков – 2 яблока. И еще у нас 5 яблок. Итого не разложенными в корзины у нас остается: 2+2+5 яблок, всего 9 яблок, которые мы легко распределим по 3 корзинам. Вывод: 225 яблок можно разложить в 3 корзины. На доске следующие записи: 225 яблок в 3 ящика поровну 2+2+5=9 Т.е. 225 делится на 3, разложить можно. А в 9 ящиков? Тоже можно. Посмотрите внимательно на наши рассуждения, что интересного вы заметили? Какой вывод можно сделать?
| Определяют признак делимости на 3 и на 9. Высказывают свои предположения, озвучивают признак делимости. Работают в парах
(Разделить 225 на 3)
??? Дети размышляют, предлагают свои способы
2 сотни, 2 десятка и 5 единиц.
Дети высказывают свои наблюдения | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение осознанно и произвольно строить математическое речевое высказывание в устной форме
Регулятивные: коррекция, планирование
Коммуникативные; выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные: формирование готовности к самообразованию
|
|
|
|
А теперь мы проведем мини-исследование по группам - проверим ваши предположения. Заполнить таблицу: Число | 1812 | 162 | 6507 | 205 | 980 | 824 | Сумма цифр числа |
|
|
|
|
|
|
Каждая группа делит на 3 и 9 по два числа. Затем находит сумму цифр данных чисел. Какой результат мы получили? Что мы замечаем? Число | 1812 | 162 | 6507 | 205 | 980 | 824 | Сумма цифр числа | 12 | 9 | 18 | 7 | 17 | 14 |
Какой вывод можно сделать? Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9.
Откройте учебник и прочитайте правило на делимость чисел на 3 и на 9.
Физкультминутка: Четное число – руки в стороны Нечетное число – руки вверх Число, кратное 5 – поворот влево Число, кратное 10 – поворот вправо Число, кратное 3 – наклон головы влево Число, кратное 9 – наклон головы вправо Число, кратное 2 – хлопки до 5. И еще раз!.Сели, спасибо! |
Учащиеся работают в группах (3 группы).
(первые три числа делятся на 3 без остатка, а последние 3 числа не делятся на 3; на 9 делятся без остатка 162 и 6507, остальные не делятся на 9).
Учащиеся самостоятельно формулируют признак делимости на 3 и на 9.
Если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3 без остатка. Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9 без остатка.
Дети выполняют упражнения
|
|
5 | Первичная проверка понимания нового материала
| 1.Организует первичное усвоение 2.Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей. 3.Организует самостоятельную работу и самопроверку, оказывает индивидуальную помощь
| Вернемся к нашей первой задаче и проверим, делится ли число 1111111…..111 2025 штук на 3? Вооружимся новым знанием и проверим, делится ли 2025 на 3. Найдем сумму цифр этого числа.
А на 9 это число будет делиться?
Пришло время вернуться к нашим яблоням. Попробуйте выбрать числа, 1 вариант - кратные 3 и на яблоню – на 3! 2 вариант – кратные 9 и на яблоню – на 9! Скажите, а у вас не возник спор? Если возник спор, то почему?
Какие выводы можно сделать?
| Выполняют упражнения, Объясняют полученный результат опираясь на правило.
(В нашем числе две тысячи двадцать пять единиц. Значит, сумма цифр этого числа 2+2+5=9. Число 9 делится на 3. Наше большое число тоже будет делиться на 3.) (Будет, так как сумма цифр этого числа равна 9, а число 9 делится на 9.)
Вывешивают яблоки.
Хотели выбрать одни и те же числа.
(Числа, которые делятся 9, также делятся на 3!) | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: коррекция, оценка, Познавательные: умение систематизировать -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -умение структурировать знания, логическое выдвижение.
|
6 | Первичное закрепление нового материала | 1.Организует первичное усвоение 2.Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей. 3.Организует работу с учебником.
| Сформулируем еще раз признаки делимости на 3, на 9. Пользуясь признаком делимости на 3 и на 9, выполнить задания учебника № 73, 74, 75 (1,2), 79.
| Выполняют упражнения, Объясняют полученный результат, опираясь на правило. (заполняют таблицы в № 73 и 74 - взаимопроверка, выполняют №75,79 – два ученика у доски - самопроверка)
|
|
7 | Проверка усвоения нового материала | Выявляет качество и уровень усвоения учебного материала, подводит итоги работы класса в целом | Ребята, вы сегодня очень постарались. Но как всегда, в конце каждой темы у нас блиц – опрос. Каждый выполняет свой вариант, затем проходит к конверту проверки. (приложение) Вы знаете, какую фигуру нужно взять после проверки.
| Выполняют задания. По окончании блиц – опроса – самопроверка и выбором геометрической фигуры. (звездочка – 5, четырехугольник – 4, треугольник - 3) | Регулятивные: умение действовать по алгоритму.
Личностные: - готовность оценивать свой учебный труд
|
8 |
Постановка домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Найти признаки делимости на 4, 6, 7 и 11 – выполнить кластер. п. 29, № 76, № 80, 85.
|
Записывают в дневники задание
|
|
9 | Рефлексия и оценка деятельности | Выявляет качество и уровень усвоения учебного материала, подводит итоги работы класса в целом | - Для чего необходимо знать признаки делимости?
- С какими признаками делимости мы познакомились?
Спасибо всем за отличную работу. Сегодня вам удалось открыть еще одну страницу в мир математики. Урока время истекло Я вам ребята благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно.
| Учащиеся по кругу высказываются одним предложением. - Я научился…
- Было трудно…
- Сегодня я узнал…
- У меня получилось…
- Теперь я могу…
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: формирование позитивной самооценки
|