Коррекционно-развивающая программа для 4 класса
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 2
от 16 сентября 2019 г.
Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – волевой сферы:
«Мои эмоции»
Программу составил(а) В.С. Саркулова
подпись
педагог-психолог
2019
Пояснительная записка
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Они неразрывно связаны с особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.
- качестве основных функций воли выделяют выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
- норме основные личностные характеристики ребёнка складываются уже в дошкольном возрасте. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни ребёнка. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности школьника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок к поступлению в школу должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями.
- связи с этим в рамках воспитательно-образовательного процесса необходимо создавать условия по обеспечению эмоционального комфорта,
волевого поведения младшего школьника, созданию стабильного положительного климата в классе, гуманного отношения, личностно-ориентированного общения.
Цель программы: гармонизация и развитие эмоциональной сферы младшего школьника.
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
- Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.
- Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.
- Развивать умение слушать и понимать других.
Категория и возраст обучающихся
Данная программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста 7-9 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.
Организационные условия проведения занятий Программа реализуется в течение учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 25 минут.
Направления реализации программы Программа состоит из 6 блоков:
- Вводный блок.
- Эмоциональный блок - «Мои чувства».
- Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств».
- Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно».
- Мотивационный блок - «Страна знаний».
- Заключительный блок.
Содержание рабочей программы
Вводный блок программы направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с ребенком. Блок включает в себя занятия, направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на
занятиях, а также здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На
устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет
привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.
Целью эмоционального блока «Мои чувства» является знакомство с базовыми эмоциями. Развитие навыка выражать свои мысли, наблюдения
- эмоциональные переживания в речевых высказываниях. Основные задачи: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Занятия предполагают раскрытие внутреннего мира детей. У детей с проблемами
в эмоционально-волевой сфере и поведении много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций, которые могут проявляться в повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности и т.п. Эффективность этой работы возрастает при наличии эмоционального с близкими людьми, поэтому ряд занятий отводится на совместную деятельность с родителями. При работе с чувствами используются сказки. Сказка для детей с проблемами в развитии является не просто фантазией, а особой реальность, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений.
Используемые сказки – это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления
- осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. В ходе работы по данному блоку дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. При проигрывании этюдов дети имеют возможность для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств». Цель - формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. Отработка навыков выражать гнев, обиду, злость в приемлемой форме. Знакомство с приемами саморегуляции. Игры и упражнения блока направлены на развитие умения принимать самого себя
- других людей, управлять своими эмоциями. В связи с трудностями усвоения детьми данной категории моральных норм и принципов в подобраны такие темы занятий, где дети смогли бы получить навыки социального взаимодействия, именно на этом этапе работы дети обучаются оптимальному поведению в различных ситуации. С помощью прослушивания сказок, проигрывания сюжетов, психокоррекционных упражнений и заданий, этюдов проводиться
коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения, вырабатывается у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении.
Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью
соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. На этом этапе реализации программы у детей формируется коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.
Мотивационный блок - «Страна знаний» направлен на формирование положительной мотивации к школьному обучению. Задачи: формировать учебно-познавательные мотивы; способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика; продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции. Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.
Заключительный блок решает задачу выявления уровня усвоения программы посредствам проведение итоговых мониторинговых процедур.
Основные методические приемы:
- Психокоррекционные сказки.
- Этюды на выражение эмоций.
- Упражнения творческого, подражательно-исполнительского характера.
- Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
- Дидактические и развивающие игры.
- Беседы.
- Релаксация.
- Арт-терапия.
Форма участия других лиц в реализации программы
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители обучающихся. Родители имеют возможность получать консультации педагога-психолога по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, участвовать в родительских лекториях, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Ожидаемый результат
По окончанию курса занятий обучающиеся должны уметь:
- Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
- Распознавать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию.
- Овладение навыками конструктивного взаимодействия.
Мониторинг результативности реализуемой программы осуществляется посредством:
- Входящей диагностики (беседа при комплектовании групп, проективная методика диагностики тревожности Тэммл-Дорки-Амен, тест Люшера, «Составление рассказа» (методика направлена на распознание эмоциональных состояний).
- Текущей диагностики (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).
- Итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).
Основные показатели эффективности:
- степеньпомощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- особенности поведения детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительный результат занятий (по результатам педагогического наблюдения);
- эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный),
уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой),
самооценка, коммуникативная компетентность (по результатам диагностических процедур).
Учебно-тематический план
Название блока | Тема | Кол-во часов |
Вводный блок | ||
1. «Давай познакомимся» | 1 | |
2. «Давай познакомимся» | 1 | |
Эмоциональный блок | ||
3. Путешествие в страну «Мои чувства» чувств. | 1 | |
4. Радость | 1 | |
5.Злость, гнев | 1 | |
6. Страх | 1 | |
7. Как преодолеть свои страхи | 1 | |
8. Счастье, любовь | 1 | |
9. «Какие чувства мешают дружить?» | 1 | |
10. Итоговое занятие | 1 | |
Поведенческий блок - | ||
11. «Я хозяин своих чувств» чувств» | 1 | |
12. «Я учусь не драться» | 1 | |
13. «Я учусь не обзывать других» | 1 | |
14. «Я учусь не обижаться» | 1 | |
15. «Я учусь быть спокойным» | 1 | |
16. «Я учусь быть вежливым» | 1 | |
17. «Я в команде» | 1 | |
18-19. «Я учусь выигрывать (проигрывать) | 2 | |
20. Итоговое интегрированное занятие «Я все могу» | 1 | |
Коммуникативный блок | ||
21. «Мои друзья» | 1 | |
22. «Дружба» | 1 | |
23. «Когда общаться нелегко» | 1 | |
24. «Наша радуга» | 1 | |
25. «Моя команда» | 1 | |
26. «Наше Солнце» | 1 | |
27.Итоговое занятие | 1 | |
Мотивационный блок | ||
28. «Цветочный город» | 1 | |
29. Что такое школа? | 1 | |
30. Лента школьной жизни | 1 | |
31. Правила школьной жизни | 1 | |
32. Итоговое занятие | 1 | |
Заключительный блок | ||
33. Интегрированное занятие | 1 | |
34.Итоговое занятие | 1 | |
Всего: | 34 |
Методическое обеспечение программы
- В рамках реализации программы по развитию эмоционально-волевой сферы используются следующие методические разработки:
- Алямовская В.Г «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей».
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003.
- Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-
- развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
- Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
- Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004.
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр.: Академия развития. 1997
- Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
- Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
- Хухлаева О.В. Хочу быть успешным Школьный психолог № 2 2000.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение.1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...
Программа коррекционно-развивающие занятия в 5 классе
Данная программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения). Основные задания напрвлены на работу с текстом, на понимание текста. Работа мо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4
Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...
рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)
Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 2
Данная рабочая программа составлена с помощью конструктора "Мерсибо"...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адап...