Коррекционно-развивающая программа для 4 класса
рабочая программа

Саркулова Вероника Сергеевна

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_emots_volev.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 2

от 16 сентября 2019 г.

Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – волевой сферы:

«Мои эмоции»

Программу составил(а) В.С. Саркулова            

                                                                             подпись                                                                                                                                                                  

педагог-психолог

        


2019

Пояснительная записка

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Они неразрывно связаны с особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.

  • качестве основных функций воли выделяют выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

  • норме основные личностные характеристики ребёнка складываются уже в дошкольном возрасте. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни ребёнка. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности школьника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок к поступлению в школу должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями.

  • связи с этим в рамках воспитательно-образовательного процесса необходимо создавать условия по обеспечению эмоционального комфорта,

волевого поведения младшего школьника, созданию стабильного положительного климата в классе, гуманного отношения, личностно-ориентированного общения.

Цель программы: гармонизация и развитие эмоциональной сферы младшего школьника.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.

  • Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).

  • Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.

  • Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.

  • Развивать умение слушать и понимать других.

Категория и возраст обучающихся

Данная программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста 7-9 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

Организационные условия проведения занятий Программа реализуется в течение учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 25 минут.

Направления реализации программы Программа состоит из 6 блоков:

  1. Вводный блок.

  1. Эмоциональный блок - «Мои чувства».

  1. Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств».

  1. Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно».

  1. Мотивационный блок - «Страна знаний».

  1. Заключительный блок.

Содержание рабочей программы

Вводный блок программы направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с ребенком. Блок включает в себя занятия, направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на

занятиях, а также здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На

устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет

привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.

Целью эмоционального блока «Мои чувства» является знакомство с базовыми эмоциями. Развитие навыка выражать свои мысли, наблюдения

  • эмоциональные переживания в речевых высказываниях. Основные задачи: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Занятия предполагают раскрытие внутреннего мира детей. У детей с проблемами

в эмоционально-волевой сфере и поведении много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций, которые могут проявляться в повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности и т.п. Эффективность этой работы возрастает при наличии эмоционального с близкими людьми, поэтому ряд занятий отводится на совместную деятельность с родителями. При работе с чувствами используются сказки. Сказка для детей с проблемами в развитии является не просто фантазией, а особой реальность, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений.

Используемые сказки – это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления

  • осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. В ходе работы по данному блоку дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. При проигрывании этюдов дети имеют возможность для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств». Цель - формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. Отработка навыков выражать гнев, обиду, злость в приемлемой форме. Знакомство с приемами саморегуляции. Игры и упражнения блока направлены на развитие умения принимать самого себя

  • других людей, управлять своими эмоциями. В связи с трудностями усвоения детьми данной категории моральных норм и принципов в подобраны такие темы занятий, где дети смогли бы получить навыки социального взаимодействия, именно на этом этапе работы дети обучаются оптимальному поведению в различных ситуации. С помощью прослушивания сказок, проигрывания сюжетов, психокоррекционных упражнений и заданий, этюдов проводиться

коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения, вырабатывается у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении.

Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью

соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. На этом этапе реализации программы у детей формируется коммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.

Мотивационный блок - «Страна знаний» направлен на формирование положительной мотивации к школьному обучению. Задачи: формировать учебно-познавательные мотивы; способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика; продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции. Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.

Заключительный блок решает задачу выявления уровня усвоения программы посредствам проведение итоговых мониторинговых процедур.

Основные методические приемы:

  • Психокоррекционные сказки.

  • Этюды на выражение эмоций.

  • Упражнения творческого, подражательно-исполнительского характера.

  • Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.

  • Дидактические и развивающие игры.

  • Беседы.

  • Релаксация.

  • Арт-терапия.


Форма участия других лиц в реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители обучающихся. Родители имеют возможность получать консультации педагога-психолога по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, участвовать в родительских лекториях, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Ожидаемый результат

По окончанию курса занятий обучающиеся должны уметь:

  • Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

  • Распознавать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию.

  • Овладение навыками конструктивного взаимодействия.

Мониторинг результативности реализуемой программы осуществляется посредством:

  • Входящей диагностики (беседа при комплектовании групп, проективная методика диагностики тревожности Тэммл-Дорки-Амен, тест Люшера, «Составление рассказа» (методика направлена на распознание эмоциональных состояний).

  • Текущей диагностики (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).

  • Итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).

Основные показатели эффективности:

  • степеньпомощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • особенности поведения детей на занятиях: живость, активность,

заинтересованность обеспечивают положительный результат занятий (по результатам педагогического наблюдения);

  • эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный),

уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой),

самооценка, коммуникативная компетентность (по результатам диагностических процедур).


Учебно-тематический план

Название блока

Тема

Кол-во

часов

Вводный блок

1. «Давай познакомимся»

1

2. «Давай познакомимся»

1

Эмоциональный блок

3. Путешествие в страну

«Мои чувства»

чувств.

1

4. Радость

1

5.Злость, гнев

1

6. Страх

1

7. Как преодолеть свои страхи

1

8. Счастье, любовь

1

9. «Какие чувства мешают

дружить?»

1

10. Итоговое занятие

1

Поведенческий блок -

11. «Я хозяин своих чувств»

чувств»

1

12. «Я учусь не драться»

1

13. «Я учусь не обзывать

других»

1

14.

«Я учусь не обижаться»

1

15. «Я учусь быть спокойным»

1

16. «Я учусь быть вежливым»

1

17. «Я в команде»

1

18-19. «Я учусь выигрывать

(проигрывать)

2

20. Итоговое интегрированное занятие «Я все могу»

1

Коммуникативный

блок

21. «Мои друзья»

1

22. «Дружба»

1

23. «Когда общаться нелегко»

1

24. «Наша радуга»

1

25. «Моя команда»

1

26. «Наше Солнце»

1

27.Итоговое занятие

1

Мотивационный блок

28. «Цветочный город»

1

29. Что такое школа?

1

30. Лента школьной жизни

1

31. Правила школьной жизни

1

32. Итоговое занятие

1

Заключительный блок

33. Интегрированное занятие

1

34.Итоговое занятие

1

Всего:

34

Методическое обеспечение программы

  1. В рамках реализации программы по развитию эмоционально-волевой сферы используются следующие методические разработки:
  1. Алямовская В.Г «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей».
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003.
  3. Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-
  4. развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
  5. Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.

  1. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004.

  1. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр.: Академия развития. 1997

  1. Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .

  1. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.

  1. Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.

  1. Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.

  1. Хухлаева О.В. Хочу быть успешным Школьный психолог № 2 2000.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение.1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая образовательная программа по психологии (7 - 8 класс КРО).

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования.Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:1)принцип несовпадения у дет...

Программа коррекционно-развивающие занятия в 5 классе

Данная программа соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту ( второго поколения). Основные задания напрвлены на работу с  текстом, на понимание текста. Работа мо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4

Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...

рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)

Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...