Психологическая программа адаптации для 1 класса
рабочая программа
Программа является модифицированной и составлена на основе программы формирования психологического здоровья обучающихся «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 2
от 16 сентября 2019 г.
Программа адаптации к школьному обучению
«Тропинка к своему Я»
Программу составил(а) В.С. Саркулова
подпись
педагог-психолог
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Программа составлена на 34 занятия, 1 час в неделю.
Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся 1-х классов, адаптирующихся к школьной жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса
1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.
4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Форма организации внеурочной деятельности- кружок.
Формы проведения занятия
- Групповые занятия под руководством педагога-психолога (обучение в сотрудничестве).
- Самостоятельная работа.
- Работа в парах.
- Коллективные обсуждения и дискуссии.
Методы внеурочной деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Общая характеристика курса:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: чтение, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
Постоянно стимулировать их познавательную активность.
Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.
Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
Применение заданий различной степени трудности.
Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
Использование экспресс-диагностик.
Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
Карточки-задания на дом.
Индивидуальные и групповые консультации.
Использование межпредметных связей.
Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
Работа с учебной, дополнительной литературой.
Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.
Использование интерактивных занятий
ПЛАНИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Даная программа рассчитана на достижение первого уровня результатов: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Применительно к данной программе
- сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;
- сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);
- сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;
- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;
- сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;
- сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
Предметные результаты:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),
- опыт творческой самодеятельности,
- овладение культурой психической деятельности,
- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- дружелюбное отношение к другим людям;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Демонстрация успешности обучающихся:
- участие в предметных олимпиадах по психологии школьного, окружного, городского, краевого уровней;
- демонстрация работ, выступления на родительских собраниях;
- проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;
- совместный детско-родительский тренинг.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема занятия | Виды и формы внеурочной деятельности | Кол-во часов | Вид занятия | Сроки проведения занятий |
Раздел 1. Я - школьник (15 часов) | |||||
1 | «Знакомство. Введение в мир психологии» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | 1 неделя сентября |
2 | «Как зовут ребят моего класса» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | 2 неделя сентября |
3-4 | «Зачем мне нужно ходить в школу» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 2 | Практическое | 3, 4 неделя сентября |
5 | «Я в школе» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | 1 неделя октября |
6-7 | «Мой класс» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 2 | Практическое | 2, 3 неделя октября |
8-9 | «Какие ребята в моем классе» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 2 | Практическое | 4, 5 неделя октября |
10-11-12 | «Мои друзья в классе» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 3 | Практическое | 2, 3, 4 неделя ноября |
13-14 | «Мои успехи в школе» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 2 | Практическое | 1, 2 неделя декабря |
15 | «Моя «учебная сила»» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение | 1 | Практическое | 3 неделя декабря |
Раздел 2. Мои чувства (18 часов) | |||||
16 | «Радость. Что такое мимика» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 4 неделя декабря |
17 | «Радость. Как ее доставить другому человеку» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра | 1 | Практическое | 3 неделя января |
18 | «Жесты» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра | 1 | Практическое | 4 неделя января |
19-20 | «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра | 2 | Практическое | 5 неделя января, 1 неделя февраля |
21 | «Грусть» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 2 неделя февраля |
22 | «Страх» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 4 неделя февраля |
23 | «Страх. Его относительность» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 1 неделя марта |
24 | «Как справиться со страхом» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 2 неделя марта |
25 | «Страх и как его преодолеть» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 3 неделя марта |
26-27 | «Гнев. С какими чувствами он дружит» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 2 | Практическое | 2, 3 неделя апреля |
28-29 | «Может ли гнев принести пользу» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 2 | Практическое | 4, 5 неделя апреля |
30 | «Обида» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 1 | Практическое | 2 неделя мая |
31-32 | «Разные чувства» | Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика | 2 | Практическое | 3 неделя мая |
33 | «Итоговое занятие» | Игра-конкурс | 2 | Практическое | 4 неделя мая |
ИТОГО | 34 часа
|
ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список литературы:
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2011.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему «я»: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.,2001.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: Эксмо, 2009.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 1 - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч. 1-4. Издательство «Генезис», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Психологические особенности адаптации"
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальн...
Памятка для родителей "Психологические условия адаптации ребенка к школе"
Памятка для родителей...
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не...
Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.
Презентация, сообщение для педагогов старших классов на тему "Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации"....
Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями
Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями...
Программа адаптации 1 классов.
Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:Карта наблюдения. (Экспертная оценка педагогами адаптированности первоклассников).Определение сформированности «внутренне...