Психологическая программа адаптации для 1 класса
рабочая программа

Саркулова Вероника Сергеевна

 Программа является модифицированной и составлена на основе программы формирования психологического здоровья обучающихся «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_k_svoemu_ya.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 2

от 16 сентября 2019 г.

 

Программа адаптации к школьному обучению

«Тропинка к своему Я»

Программу составил(а) В.С. Саркулова            

                                                                             подпись                                                                                                                                                                  

педагог-психолог

        


2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 Программа составлена на 34 занятия, 1 час в неделю.


Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся 1-х классов, адаптирующихся к школьной жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.

4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Форма организации внеурочной деятельности- кружок.

Формы проведения занятия

- Групповые занятия под руководством педагога-психолога (обучение в сотрудничестве).

- Самостоятельная работа.

- Работа в парах.

- Коллективные обсуждения и дискуссии.

Методы внеурочной деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

- методы игры в различных вариантах;

- составление плана.

Общая характеристика курса:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

 

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: чтение, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
 

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Работа с одаренными детьми

Постоянно стимулировать их познавательную активность.

Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.

Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.

Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.

Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.

Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.

 Работа со слабоуспевающими учениками

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.

Применение заданий различной степени трудности.

Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.

Использование экспресс-диагностик.

Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.

Карточки-задания на дом.

Индивидуальные и групповые консультации.

Использование межпредметных связей.

Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.

Работа с учебной, дополнительной литературой.

Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.

Использование интерактивных занятий


ПЛАНИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА

Даная программа рассчитана на достижение первого уровня результатов: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- сформированность мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Применительно к данной программе

- сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;

- сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);

- сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;

- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;

- сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;

- сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

учиться исследовать свои качества и свои особенности

учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

учиться наблюдать

моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

учиться работать в паре и в группе

выполнять различные роли

слушать и понимать речь других ребят

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

Предметные результаты:

психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),

психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),

- опыт творческой самодеятельности,

- овладение культурой психической деятельности,

- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

- дружелюбное отношение к другим людям;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- коммуникабельность;

- уважение к себе и другим;

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Демонстрация успешности обучающихся:

- участие в предметных олимпиадах по психологии школьного, окружного, городского, краевого уровней;

- демонстрация работ, выступления на родительских собраниях;

- проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;

- совместный детско-родительский тренинг.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п\п

Тема занятия

Виды и формы внеурочной деятельности

Кол-во

часов

Вид занятия

Сроки проведения занятий

Раздел 1. Я - школьник (15 часов)

1

«Знакомство. Введение в мир психологии»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

1 неделя сентября

2

«Как зовут ребят моего класса»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

2 неделя сентября

3-4

«Зачем мне нужно ходить в школу»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

2

Практическое

3, 4 неделя сентября

5

«Я в школе»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

1 неделя

октября

6-7

«Мой класс»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

2

Практическое

2, 3 неделя

октября

8-9

«Какие ребята в моем классе»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

2

Практическое

4, 5 неделя октября

10-11-12

«Мои друзья в классе»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

3

Практическое

2, 3, 4 неделя ноября

13-14

«Мои успехи в школе»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

2

Практическое

1, 2 неделя декабря

15

«Моя «учебная сила»»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

3 неделя

декабря

Раздел 2. Мои чувства (18 часов)

16

«Радость. Что такое мимика»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

4 неделя

декабря

17

«Радость. Как ее доставить другому человеку»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра

1

Практическое

3 неделя

января

18

«Жесты»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра

1

Практическое

4 неделя

января

19-20

«Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, ролевая игра

2

Практическое

5 неделя

января,

1 неделя

февраля

21

«Грусть»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

2 неделя

февраля

22

«Страх»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

4 неделя

февраля

23

«Страх. Его относительность»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

1 неделя

марта

24

«Как справиться со страхом»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

2 неделя

марта

25

«Страх и как его преодолеть»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

3 неделя

марта

26-27

«Гнев. С какими чувствами он дружит»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

2

Практическое

2, 3 неделя

апреля

28-29

«Может ли гнев принести пользу»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

2

Практическое

4, 5 неделя

апреля

30

«Обида»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

1

Практическое

2 неделя мая

31-32

«Разные чувства»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение, психогимнастика

2

Практическое

3 неделя мая

33

«Итоговое занятие»

Игра-конкурс

2

Практическое

4 неделя

мая

ИТОГО

34 часа

 

 

 

 

 

 

 



 

        

ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Список литературы:

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2011.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «я»: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.,2001.
  4. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: Эксмо, 2009.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  6. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 1 -  М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч. 1-4. Издательство «Генезис», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологические особенности адаптации"

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальн...

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не...

Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.

Презентация, сообщение для педагогов старших классов на тему "Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации"....

Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями

Тематическое планирование по коррекционному курсу "Психологическая адаптация" (1 класс) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями...

Программа адаптации 1 классов.

Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:Карта наблюдения. (Экспертная оценка педагогами адаптированности первоклассников).Определение сформированности «внутренне...