Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.
презентация к уроку по психологии
Презентация, сообщение для педагогов старших классов на тему "Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к педсовету | 262.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новая учебная ситуация новой ступени образования Потеря первичного статуса в окружении: вновь сформированные классы, изменения в коллективе и учителях Качественный и количественный рост «трудности» обучения Смена критериев оценки учебного процесса Статус старшеклассника: необходимость взять ответственность за успешность своего образования и самоопределение
Новый возрастной этап – юность Активный мировоззренческий поиск – смысла жизни, своего «Я» , своей индивидуальности Стремление к автономии, самостоятельности и независимости от взрослых Познавательная избирательность Самоутверждение, самореализация среди сверстников (отсутствие дружбы воспринимается как недостаток) Рост интереса к противоположному полу и персонификация своей половой роли
Адаптация проходит индивидуально - от 6 недель до 4-х месяцев. Снижение адаптации характеризуется с педагогической точки зрения: низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и её результатам с психологической точки зрения : низкой удовлетворенностью школьной жизнью, слабым проявлением дружеских отношений в классе, снижением самооценки, неадекватным уровнем притязаний, высоким уровнем ситуативной тревожности, ощущением ухудшения самочувствия.
Результаты диагностики (конец сентября): Состояние психологического климата - во всех 10 классах средний показатель высокий, обучающиеся высоко оценили психологический климат внутри класса При этом выявлено: Сниженная мотивация - у 25 % школьников Повышенная тревожность – у 17 % Чувство гнева – испытывали 31 %
Результаты на данный период :
Удовлетворенность учёбой в школе 10а 54% - довольны , 33% - скорее довольны, чем недовольны; 13 % - скорее недовольны, чем довольны; совершенно недовольных – 0% 10г 50% -довольны, 44% - скорее довольны; равнодушны – 6%; недовольных - 0% 10м 39% - довольны, 46% - скорее довольны; равнодушны – 15%; недовольных - 0% 10у 40% - довольны, 14% - скорее довольны, чем недовольны; скорее недовольны - 36 %, совершенно недовольных – 0% Испытывают гордость за свои школьные успехи 10а 33% - почти всегда, 33% - часто, 27% - иногда, 7 % - почти никогда 10г 6% - почти всегда, 37% - часто, 44% - иногда, 13 % - почти никогда 10м 62% - часто, 38% - иногда 10у 50% -часто, 50% - иногда
88 % обучающихся волнуют возможные неудачи 88 % интересно на уроках 63 % падают духом, сталкиваясь с трудностями 10 % проявляют своё раздражение только 17 % безразлично, то как к ним обращаются учителя 19 % чувствуют грубость по отношению к себе
Профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей! Рекомендации : Обращайте внимания на признаки дезадаптации - инициируйте встречу с родителями, психологом; По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах ; Проверка знаний в любом виде по природе своей оценочная - лишний раз не стоит нагнетать обстановку , напоминая о серьезности и значимости; Учитывайте возросшую потребность к дружескому и интимному общению . Разговаривайте о жизни, не только об оценках; Используйте творческие, исследовательские задания, развивающие кооперацию, создавая ситуации взаимопомощи, взаимопроверки; Рабочие подгруппы выделяйте случайным образом, каждый раз изменяйте состав ребят;
Залог успеха – гибкость, готовность корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят; Сохраняйте чувство юмора и оптимизма! Важно присутствие безусловного принятия, понимания и позитивного отношения в независимости от поведения и успехов по предмету; Учитывайте уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я» - избегайте прямых приказов, любое требование должно быть уместным и аргументированным ; Доносите свои опасения в индивидуальной беседе. Делитесь своим опытом , расскажите о том, что интересовало вас в их возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но делайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь ; Избегайте публичных сравнений с другими - они чувствительны к любой критике; Сравнение - только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»). Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают повода считать себя безнадежным , способствуют уверенности в своих силах;
Учитывайте индивидуальные возможности - сложным, непосильным заданием Вы заранее обрекаете на неуспех; Плохие отметки ведут к неудовлетворенности собой, снижению самооценки (и как следствие - замкнутость или, наоборот озлобленность в поведении); Вместе проанализируйте затруднения, ошибки. Акцент не на объёме приобретаемых знаний, а на способе их получения. Обратите внимание - умеет ли ваш ученик конспектировать, владеет ли элементарными умениями. Важно разобрать каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы; Желательно не ставить тревожного школьника в ситуации соревнования, публичного выступления, не следует настаивать на выполнении и акцентировать внимание других, если вы видите затруднение;
Не скупитесь на поощрения, поддержку («Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»). Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Попробуйте помочь, но не используйте фразы: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает». Инициируйте встречу с психологом. _____________________________________________________________________ Не жди, что ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой! Постарайся увидеть его маленькую Вселенную! Я. Корчак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятного социально-психологического климата в классе
Выступление на зональном семинаре классных руководителей....
Формирование эмоционально – психологических отношений обучающихся в коллективе класса (т.е. благоприятного социально-психологического климата в классе).
Доклад на МО классных руководителей...
Социально-психологические условия патриотического воспитания подростков целях профилактики правонарушений
В настоящее время работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образ...
Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...
Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»
Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...
Презентация «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе».
Презентация к материалу «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе»....